ЯЗЫК КАК ФАКТОР ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

ЯЗЫК КАК ФАКТОР ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Велико значение языка в жизни человека. Русский язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира.
Для филологически образованных и мыслящих людей русский язык предстаёт в сознании прежде всего как совокупность образцов его употребления, представленных в творчестве Карамзина, Крылова, Грибоедова, Пушкина, Тургенева, других писателей-классиков, лучших современных писателей.
Понимать то, как употребляется язык, очень важно. Ведь язык, по словам Г.О.Винокура, вообще есть только тогда, когда он употребляется. Именно в употреблении языка надо искать отражение свойств национального характера, именно в употреблении появляются такие его качества, как искренность и точность выражения, краткость и выразительность [2,6]. Поэтому язык является важным фактором духовного развития личности.
Личность – это человек, впитывающий в себя непреходящие ценности духовной культуры, активно и сознательно участвующий в творческом процессе, испытывающий внутреннюю потребность быть полезным обществу [6, 135]. Это и является основной целью обучения и воспитания школьников на современном этапе. Данная проблема интересует и коррекционную педагогику, занимающуюся коррекцией качеств личности детей с отклонениями в развитии, в частности, с речевыми нарушениями.
Относительная сохранность мышления, высокое компенсаторное развитие у большинства детей с нарушениями речи даёт им возможность овладеть высоким уровнем образования. Благодаря этому они усваивают основные понятия этики и нормы поведения. Но практическое овладение этими нормами для них затруднено, что объясняется сужением круга общения по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Особую опасность в воспитании вызывает осознание ребёнком своей неполноценности, что формирует у него неадекватные требования к обществу, школе, семье в удовлетворении иногда эгоистических претензий, без глубокого осознания заботы и ответного внимания к другим. Поэтому перед семьёй, образовательным учреждением, прежде всего, встают задачи духовного воспитания, позволяющие найти пути преодоления у детей-логопатов отрицательных черт личности, формирующие активную жизненную позицию, позволяющие им включиться в жизнь общества в качестве не только социально полноправных, но и творчески активных его членов.
В последние годы как положительное явление можно отметить смещение акцента с преимущественно медико-этиологических акцентов при оценке состояния детей с различными отклонениями в развитии на всестороннюю функциональную оценку, учитывающую социально-психологическое воздействие структуры нарушения на жизнь индивида как личности. Такая оценка позволяет специалистам определить конкретные направления и особенности комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с речевыми нарушениями.
Важной составной частью комплексной реабилитации детей с речевыми нарушениями является логопедическая реабилитация, которая рассматривается нами в контексте нормализации коммуникативной деятельности, наращивания социального потенциала, т.е. повышения возможностей личности реализовываться в данном сообществе.
Логопедическая реабилитация представляет собой сложный комплексный процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию речевой деятельности. В процессе логопедической реабилитации предусматривается развитие сенсорных функций, моторики, развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.
Общеизвестно, что речь – это язык в действии. Речь является основой формирования социальных связей ребёнка с окружающим миром, поэтому при отставании в развитии речи или других нарушениях речевой функции у ребёнка возникают проблемы, связанные с вербальной коммуникацией, оказываются расстроенными объективно существующие взаимоотношения между индивидом и обществом, что не может не оказать влияния на уровень его духовного развития [4,7]. Поэтому логопедическая реабилитация играет немаловажную роль в процессе духовно-личностного развития ребёнка, его интеграции в социум.
Важным орудием логопедической реабилитации является язык (система фонетических, лексических и грамматических средств общения) и собственно его употребление.
Что же такое употребление языка? Всем ясно, что, когда мы пользуемся языком, т.е. говорим или пишем, мы не произносим звуки в том порядке, в каком они даны в таблицах гласных и согласных, не склоняем существительные в последовательности именительный – родительный - дательный и т.д. Употребление языка состоит в отборе из всего наличного запаса определённых языковых средств и организации их в единое смысловое и композиционное целое (текст) в соответствии с ситуацией общения.
Говоря об употреблении языка, мы подошли к очень важному для логопедии понятию – понятию текста. Текст – это связная последовательность языковых единиц (слов, предложений), представляющая собой смысловое и композиционное единство и образующая какое-либо высказывание, сочинение, документ и т.п., произнесённое, написанное, напечатанное или запечатлённое в памяти [2,7].
В логопедической практике текст является одним из главных средств обучения. При изучении строя языка из текста извлекаются и рассматриваются в отвлечении от содержания текста те или иные языковые единицы (фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения), так сказать, «сами по себе», в тех отношениях, которые существуют между единицами одного порядка, одного «яруса» (например, система гласных и согласных звуков). При изучении употребления языка объектом исследования становится сам текст как связная последовательность языковых единиц разных «ярусов», формирующая и выражающая конкретное содержание.
В первом случае различные тексты используются на этапах автоматизации, дифференциации нарушенных звуков, в преодолении различных видов дисграфии и дислексии, при нарушениях голоса, для нормализации темпа речи.
Во втором случае – текст с его конкретным содержанием – для формирования связной речи в структуре системного речевого недоразвития, для преодоления семантической дислексии, на этапе развития восприятия речи у детей с тяжёлыми нарушениями произношения.
В дошкольном возрасте на логопедических занятиях используются простые, понятные ребятам тексты на бытовую тематику, о животных, о детях, созданные детскими писателями (Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, А.Барто и др.) или написанные педагогами-практиками. Возможности использования высокохудожественных литературных текстов, начиная с младшего школьного возраста, значительно возрастают, что объясняется возросшим уровнем познавательных способностей школьников-логопатов.
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств духовно-нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Любимыми изданиями, удовлетворяющими потребности младших школьников в образном, эмоциональном слове, ясном и занимательном изображении явлений прошлого и настоящего становятся на логопедических занятиях, прежде всего, произведения некоторых фольклорных жанров и классическая литература.
Огромную роль на занятиях играют русские народные пословицы. Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро побеждает зло, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.
В младших классах на логопедических занятиях в качестве работы над текстом при коррекции дислексии часто используются рассказы на этическую тему Л.Толстого, К.Ушинского, В.Осеевой др. Воздействуя на чувства, рассказы помогают детям понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.
У рассказа на этическую тему несколько функций [1,104]:
-служить источником знаний,
-обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,
-служить способом использования положительного примера в воспитании.
Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше.
Среди книг по основам духовности выделяются религиозные издания: пересказы книг, почитаемых священными, житийная (о жизни святых), вероучительная (о законах вероисповедания) и духовная литература (об образе жизни и образе мыслей верующего), которые почти не используются на занятиях логопеда. Остановимся подробнее на житийной литературе.
На первый взгляд жития – собственно церковная литература, призванная воспитывать истовое благочестие, зовущая читателей из суетного мира в мир молитв и религиозного умиления. И отрицать это основное религиозно-нравственное назначение нельзя. Но стоит обратить внимание и на другое: религиозная проповедь облеклась в житиях в форму литературного повествования, жития «наставляли» в живых образах, в интересных рассказах.
Сегодня особенно актуально изучение жанра жития в начальной школе: младший школьник, как и всякий человек во всякое время, находится на перепутье, выбирая между добром и злом. И именно для учителя открываются огромные возможности воздействовать на души детей, направлять их на «путь истинный», взяв за идеалы характеры Святых Отцов, которые событиями всей жизни своей молчаливо учат нас, ибо «молчание есть речь будущего века, а ныне оно есть слово тех, кто ещё в этом веке вступил в будущий» (о.Сергий Булгаков.)
Младший школьник, начиная знакомиться с древнерусской литературой, с жанром жития, «попадает в особый мир, дверь которого заперта, а ключ потерян» [5,80]. Задача учителя заключается в том, чтобы вместе с детьми найти этот ключ, приоткрыть дверь в далёкое прошлое, в тот загадочный и во многом отстранённый от нашего эстетического сознания мир, созданный писателями средневековья, в сокровищнице произведений которых хранится истина и мудрость. Чтобы дать понятие о красоте языка и всей прелести поэтики памятников древнерусской литературы – житий, - учителю нужно попытаться вместе с учениками постичь особый эстетический мир того времени, научиться ориентироваться в символах и аллегорических образах, видеть ритм прозы, ценить «игру словом», к которой с таким искусством прибегают древнерусские авторы [3,34].
На логопедических занятиях также можно обратиться к жанру жития и его традициям в русском искусстве. Ярким образом житийной литературы является образ Сергия Радонежского.
Николай Рерих говорил о Сергии Радонежском: «Святой Сергий – Строитель Духовной Культуры. Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовёт нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажите ему о трудах Его».
На фронтальных занятиях по развитию связной речи можно использовать репродукции картин М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею», «Юность Преподобного Сергия», «Труды Преподобного Сергия», «Преподобный Сергий Радонежский» в сочетании с очерком Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» и с самим «Житием Сергия», что прививает учащимся интерес к живописи, развивает наблюдательность, обогащает их новыми яркими впечатлениями, повышает мотивацию к изучению предмета.
Епифаний Премудрый в конце «Жития Сергия Радонежского» написал: «Отворите мне ворота правды, и я войду в них». В этих словах сама суть личности старца, его жизненного пути. Сколько людей увлёк Сергий за собой! И, возможно, познакомившись с «Житием» мы с вами вместе с нашими воспитанниками встанем на путь любви ко всем людям.
Таким образом, употребление языка и его производной составляющей – текста - на логопедических занятиях в начальной школе окажет существенное влияние на развитие личности младшего школьника с речевой патологией, если:
- осуществление коррекционно-образовательного процесса будет опираться на систему теоретико-методических положений по реализации воспитательной функции русского языка как учебного предмета (в сочетании возможностей составляющих его курсов обучения грамоте, литературного чтения, языкового образования, развития речи), отражающую особенности его духовно-личностного потенциала;
- указанная система, в свою очередь, выступит центральным компонентом дидактической подсистемы воспитательной системы, ставящей своей целью развитие духовности учащихся;
- понятие духовности получит содержательное определение в качестве характеристики ценностно-смысловой сферы личности и конкретизацию в образовательно-воспитательных задачах;
- решение этих задач будет осуществляться на сочетании принципов гуманистической и культурологической парадигм воспитания, и опираться на выявленные педагогические условия становления ценностных ориентаций личности.


Литература:
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.- 254с.
Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка. –М.: Просвещение, 1993. -176с.
Добрынина Е.В. «Житие Сергия Радонежского» в школьном изучении // Халёх шкул.. 2006. №6. –С.34-38.
Игнатьева С.А., Блинов Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. –М.: ВЛАДОС, 2004. -304с.
Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. -М., 1979.
Маленкова Л.И. Воспитание с современной школе. –М.: Ноосфера, 1999. -300с.