Конспект урока М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича…
Тема: М. Ю. Лермонтов. «Песня про…купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века. Сюжет поэмы.
Цели урока:
1. Образовательные:
а) показать закономерность обращения М. Ю. Лермонтова к исторической теме;
б) раскрыть атмосферу эпохи Ивана Грозного;
в) подготовить учащихся к восприятию произведения М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова…”.
2. Развивающие:
а) способствовать развитию умений работы со справочной и дополнительной литературой по предмету;
б) способствовать развитию мышления учащихся;
в) способствовать развитию информационной культуры детей.
3. Воспитательные:
а) пробуждать осознанный интереса к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова;
б) способствовать развитию интереса к историческому прошлому России;
б) способствовать патриотическому воспитанию учащихся;
в) воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на события исторические и литературные.
Ход урока:
ОргмоментОбъявление темы урока, постановка целей
Сегодня мы увидим закономерность обращения М. Ю. Лермонтова к исторической теме; раскроем атмосферу эпохи, в которой происходит действие в поэме “Песня про купца Калашникова”, атмосферу эпохи Ивана IV, прозванного Грозным. Тем самым мы подготовимся к чтению и восприятию произведения М. Ю. Лермонтова.
На уроке у меня будут помощники, получившие индивидуальные задания к уроку.
Слово учителя
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» написана Лермонтовым в 1837 году в первые месяцы пребывания поэта на Кавказе, куда он был сослан за стихотворение «Смерть поэта», и опубликована в 1838 году в “Литературных прибавлениях” к “Русскому инвалиду”. Царская цензура посчитала совершенно невозможной публикацию произведения ссыльного поэта. Только благодаря хлопотам заботливого Жуковского, который был “в великом восторге от нее”, она была напечатана – без указания имени автора.
Учитель: Почему же М. Ю. Лермонтов обращается к исторической теме? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить время, в которое жил М. Ю. Лермонтов.
На доске дата: 14 декабря 1825 года. Эта дата прочно вошла в русскую историю.
Вопрос: Какое событие произошло в России в 1825 году 14 декабря.
Ответ ученика: 14 декабря 1825 года в России было восстание декабристов на Сенатской площади.
Учитель: Восстание декабристов было жестоко подавлено. 5 декабристов (Рылеев, Бестужев-Рюмин, Муравьёв-Апостол, Каховский, Пестель) были казнены. Остальные были сосланы в Сибирь. Вступивший на престол после своего брата Александра I Николай I жестоко преследовал всякое проявление свободомыслия. П. Я. Чаадаев, студент философского факультета МГУ, за опубликованное им “Философическое письмо”, за свои передовые взгляды был объявлен сумасшедшим. Вы знаете, какой травле был подвергнут А. С. Пушкин.
Закрывались учебные заведения, а те, которые были, занимались, в первую очередь, подготовкой военных, офицеров для службы в армии.
30-ые годы XIX века - это время разгула николаевской реакции. Всё это дало возможность М. Ю. Лермонтову назвать 30-ые годы эпохой безвременья.
А. И. Герцен писал об этом времени: «Нужно было иметь другую закалку, чтобы дышать воздухом этой зловещей эпохи».
В стихотворении «Дума» М.Ю. Лермонтов писал о своем поколении:
«К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию – презренные рабы.»
Героических характеров нет. Правда обречена на молчание.
В «Песне про... купца Калашникова» своему поколению, «дремлющему в
бездействии», Лермонтов противопоставляет людей, умеющих действовать,
бороться. В свое жестокое время Лермонтов искал исторический аналог и
нашел его в лице эпохи Ивана Грозного.
Действие в произведении М. Ю. Лермонтова происходит в Москве во времена Ивана Грозного, т. е. во второй половине XVI века . Давайте мы вместе с вами восстановим картины жизни и быта этого времени
(Просмотр фильма об Иване IV) – 3 мин.
Образ Ивана Грозного я хочу дополнить строчками Н.М. Карамзина из «Истории государства Российского»:
«Иван Грозный имел разум превосходный не чуждый образования и сведений, хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги, и преступления»
Итак, главное историческое лицо – царь Иван Грозный.
Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного?
Слайд(«опричнина»)
Значение слова «опричнина» (Выступление уч - ся.)
Опричник – служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV. [Опричнина – часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством.
Еще одной приметой исторического прошлого были кулачные бои
Слайд
(Выступление уч - ся.)
Кулачный бой — потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России с глубокой древности до начала XX века. Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.
Русские бойцы использовали только удары кулаками. Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, бить по виску, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.
(По материалам журнала «Русская старина» 1913г. №6,7)
Кулачный бой мог быть превращен в судный поединок.
Судебник 1550 г. устанавливал четкие правила проведения такого боя, который являлся последним средством выяснения истины. В судном поединке побеждает не сила, а правда, нравственный перевес одного из противников, которому бог дарует победу, как доказательство высшей справедливости.
Характер отношений героя поэмы с женой станет ясен при знакомстве с наставлениями «Домостроя».
Слайд («Домострой»)
(Выступление уч - ся.)
Жизнь людей того времени была связана со сводом житейских правил XVI века – “Домостроем”. (“Домострой” - свод житейских правил XVI века).
Книга «Домострой» содержит в себе сведения, поучения и наставления всякому христианину – мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам.Состоит из 3 частей.
Людям было предписано поклоняться богу и царю как равному ему: “Царя бойся и служи ему верою и правдою и всегда о нём бога моли и ложно отнюдь не глаголи перед ним; но с покорением истину отвечай ему, яко самому богу, и во всём повинуйся ему”.
Особенно тяжелым было положение женщины, определявшееся принципом: “Жена да убоится мужа своего”.». Глава семьи – владыка домочадцев, женщина беспрекословно подчинялась мужу.
Жене: «Угождать мужу, жить в согласии, покоряться, быть благочинной, со страхом принимать наказание». Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, являлся главой всей семьи,
Помимо наставлений «Домостроя» есть еще христианские заповеди:
Не произноси имени господа твоего всуеДа не будет у тебя других богов перед лицом моимВозлюби ближнего своего как самого себяПочитай отца твоего и мать твоюНе убий Не украдиНе прелюбодействуйНе сотвори себе кумираНе произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего
Такова была жизнь в Москве 4 с лишним века назад.
Работа с «Песней…»
Давайте проанализируем название произведения и разберемся, что нам известно о произведении и героях до начала чтения и анализа произведения.
Жанр произведения – историческая поэма.
- Почему «Песня…» является исторической поэмой?
Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…
- Как автор сам определяет форму своего произведения? (Песня)
- Какие песни вы знаете? (лирические , обрядовые)
- А это какая песня? (Лермонтов придал своему произведению форму народной песни.)
У народа, говорил А.М. Горький, «своё мнение о действительности… Ивана Грозного». Создавая образ царя Ивана Васильевича, Лермонтов использовал народные песни о Грозном. В фигуре Кирибеевича нашли некоторое отражение черты доброго молодца «удалых» или «разбойничьих» песен.
Почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах?
Слайд «Гусляры»
(Гусляры пели о реальных событиях. Они были народными певцами. То есть они выражали мнение народа. Значит, автор хотел оценить события глазами народа.).Еще в 1830 году юный Лермонтов написал:
«Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях». Именно поэтому основой «Песни про... купца Калашникова» стало устное народное творчество. Оценка всех событий, происходящих в произведении, дана с народной позиции. народная правда воплощается в образе «человека из народа» — купца Калашникова, отстаивающего вековые традиции рода, семьи и чести простого человека.
Какая информация содержится в названии о каждом из героев?
Царь Иван Васильевич Молодой опричник Удалой купец Калашников
Власть наивысшая
Отец народа
Должен быть справедливым Молодость, сила, буйство чувств
Опричник – личное войско Грозного
Нелюбовь народа
Нет имени - безродность Удаль, мужество, сила
Купец – почтенный человек, достоинство
Фамилия – есть род, семья
- Почему герои “Песни” расположены в названии в таком порядке?
- Кто является настоящим героем “Песни” и почему?
Героическое начало в поэме связано не с представлениями привилегированных верхов, а с образом «смелого купца» Калашникова. В образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса. Правда, Калашников, в отличие от богатырей не выступает в качестве защитника родной земли, однако и он умеет постоять за правду «до последнева».Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю – таковы основные черты Калашникова. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий о имя долга и чести.
(Степан представлен нам русским богатырём, честным, отважным, сильным духом).
- Можем ли мы сказать, что народная правда воплощается в образе «человека из народа» — купца Калашникова?
( отстаивает вековые традиции рода, семьи и чести простого человека).
Калашников живет по закону христианскому. Он не признает царского суда в делах совести.
— Какова главная проблема поэмы? Зачем поэт обращается к ней? Почему при ее решении поэт обратился к истории?
(Главной проблемой поэмы можно назвать проблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо, потому, что в современной ему жизни 1830-х гг., не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему. О своем поколении Лермонтов писал: «Перед опасностью малодушны и перед властию – презренные рабы».)
Выберите из предложенного списка лучшие черты русского национального характера:
нравственная красота, необдуманность, лихость, верность идеям, желание быть полезным Родине, глубокая любовь и преданность, угодливость, кичливость (заносчивость, высокомерность), способность следовать намеченной цели, гордость, чувство долга.Честь-почет, уважение.
Честь – внутреннее уважение человека, основанное на чувстве гордости и следовании принципам; хорошая, незапятнанная репутация.
Подберите антоним к слову «честь».
Композиция. «Песня…» в живописи
«Песня..» состоит из трех частей.
Белинский сравнивал «Песню…» с театральным зрелищем. Мы еще перед закрытым занавесом, и действие пока не началось. Но уже звучат струны старинных гуслей, и певцы-гусляры запевают на боярском пиру старинную песню. Как бы поднимается занавес – и перед нами картина пира в палатах Ивана Грозного. Иван грозный изображен в ореоле величия. По словам Белинского, «взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка». Золоченый ковш по его повелению подносят не князьям да боярам, а только опричникам. Заметив опущенную голову и «очи темные» одного из опричников, царь разгневался. В почтительном монологе Кирибеевича о своей любви звучат унылые, мрачные интонации. Когда подозрения царя развеялись, он сменяет гнев на участие в судьбе любимого слуги. Гусляры обращаются в песне к царю: «обманул тебя твой лукавый раб, не сказал тебе правды истинной» о том, что полюбил Кирибеевич замужнюю женщину. Так завязывается действие в первой картине поэмы. Развернется оно в трагической истории героя, которого слушатели еще не видят. Всего в «Песне…» три картины. Каждая завершается припевом, отделяющим одну картину от другой.
Вторая картина переносит нас в лавку, а потом в дом купца Калашникова. Суров быт и отношения между людьми. В согласии с «Домостроем» Калашников грозит наказать жену, которую подозревает в неверности. Для Алены Дмитриевны муж – «красно солнышко», «государь». Её монолог о своем «позоре» окрашен чувствами горькой, незаслуженной обиды, смятением и страхом покорной жены перед любимым мужем. Поступок Кирибеевича выказывает в нем эгоистичного человека. Ослеплённый страстью, он не заботится о чести любимой. Калашников, защищая честь жены, защищает и свою честь. Братья Калашникова готовы поддержать «второго отца» в трудную минуту, даже пожертвовать для него своей жизнью.
В третьей картине на глазах многолюдной толпы и пред лицом царя разыгрывается поединок между честью и бесчестьем, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом. Калашников, в отличие от Кирибеевича, кланяется не только царю, но и «белому Кремлю да святым церквам» и «всему народу русскому». Он является перед изумленным противником как неумолимое возмездие и одерживает над ним нравственную победу еще до поединка, исход которого предрешен.
Присутствие царя на поединке, его суд придает семейно-бытовому конфликту общественное звучание. Иван Грозный, по словам Белинского, «никого не пожалеет и не пощадит, даже за обиду, не только за гибель своего любимца, хотя бы этот был решительно виноват». Не выяснив причины поступка Калашникова, царь велит его казнить. В том, что царь оказывает при этом покровительство семье Калашникова и его братьям, Белинский видит «луч благородства и величия царственной натуры и как бы невольное признание достоинства человека, который обречен судьбою безвременной и насильственной смерти!» Благородные порывы причудливо сочетаются в царе с безмерной жестокостью.
Окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии принадлежит народу, в памяти которого живет героический поступок Калашникова, вставшего на защиту человеческого достоинства.
Выявление первичного восприятия
Определите, кому из трех героев поэмы Лермонтова соответствует каждая из приведенных характеристика, данных великим критиком русской литературы В.Г.Белинским
“Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!” (Кирибеевичу).
“Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своего духа” (Ивану Грозному).
“Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанности блаженства, раз потемнённой славы…”
(Калашникову).
Чья это характеристика?
“Несмотря на молодость, он величается по имени и отчеству; намерения героя подчеркнуто серьезны; он пользуется глубоким уважением людей, готов постоять за честь семьи, четко следует традициям русского народа; в его действиях и мыслях автор видит явный нравственный перевес; он умен, храбр, честен”
( Калашников).
Разрешите ситуацию. «А как в жизни?».
1. Задеты честь и достоинство человека и его близких. Существует несколько способов защиты чести, но в каждом из них необходимо обнародовать случившееся, т. е. разгласить семейную тайну. Как должен поступить настоящий мужчина? Есть ли подобная ситуация в поэме М. Ю. Лермонтова?
2. Человек привык быть активным. У него есть воля, сила, чувство уверенности в себе. Появилась цель, достижение которой имеет для него особенное значение. Все ли средства хороши для этого? Что является нравственной чертой, границей, которую никому не позволено переступать? Есть ли в поэме Лермонтова герой, переступивший в своих действиях нравственную черту?
3. По мнению учёных-историков, образ Грозного сложен. Царь казнит Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не зная причины этого убийства – оскорбление жены купеческой. Он обещает позаботиться о семье Калашникова, но в то же время его слова пронизаны жестокостью к осуждённому: «Я топор велю наточить-навострить…» Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову. Согласны ли вы с этим суждением?
4. Кирибеевич влюблён в Алёну Дмитриевну. Можно ли назвать настоящей, истинной любовь Кирибеевича? А любил ли её муж? Докажите свои мысли.
Поможет вам решить этот непростой вопрос текст из Библии, а именно из «Первого послания коринфянам святого апостола Павла».
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всё переносит…».
Самостоятельная работа
Выберите проблему, которая, как вам кажется, поднимается в лермонтовской «Песне…»:
1. Проблема отцов и детей.
2. Проблема любви, дружбы.
3. Проблема чести, долга и человеческого достоинства.
4. Проблема милосердия.
5. Проблема отношения человека к природе.
Выберите из предложенного списка определений те, которые, по вашему мнению, наиболее точно характеризуют выбранную вами проблему:
Современная, прошлая, забытая, актуальная, новая, никому не нужная, вечная, ограниченная определенным временем, волнующая, неинтересная, надоевшая.
8. Подведение итогов.
1. Какая историческая эпоха предстает в “Песне про купца Калашникова…”?
2. Почему поэт изображает XVI век, время Ивана Грозного?
3. За что царь был прозван Грозным?
4. Каким предстаёт время, в которое он жил?
5. Почему «Песня…» является исторической поэмой?
Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…
6. В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался “Песней”. Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”?
(Лермонтов не мог открыто заявить, что в его творчестве ведущее место занимает тема борьбы за справедливость, за свободу. Поэтому он поместил “Песнь” в начало своего сборника. Она была своеобразным эпиграфом к его собранию сочинений).(Еще он хотел показать, что русский человек всегда, при любой власти может постоять за себя, за своих близких, за свой народ. Не исключение и застойные 30-е годы. Он хотел, чтобы его произведения пробудили в спящих душах его современников протест против несправедливости царской власти).Учитель:
Вывод:
Эпоха Ивана IV соединяла в себе жестокость и набожность, богатство и убожество. Фигура Ивана IV предстаёт очень противоречивой. Но и для этого мрачного периода нашей истории характерна борьба человека за личное счастье, чувство собственного достоинства.
Автор «Песни» бросил вызов правящим кругам своего времени, дерзнув воспеть в манере народной песни удалого купца Калашникова, выступившего в защиту своего личного и социального достоинства против царского любимца и самого царя. Поэма Лермонтова проникнута духом общественно политического протеста против социальной несправедливости и произвола
Ираклий Андроников, исследователь творчества М.Ю. Лермонтова писал:
«Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало глубоко современно. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить честь жены и своё благородное имя. Поэма заставляет задуматься над вопросами о судьбе и нравах человеческой личности».
Домашнее задание
1. Приготовить связный рассказ о семье Калашниковых, о традициях и нравственных устоях, царящих в ней.
2. Ответить на вопрос: “Какова ваша оценка поведения Кирибеевича?”
3. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение начала 3 главы “Рассвет над Москвой”.