Конспект урока по теме: «М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…»»

Предмет: русская литература
Четверть: 1 Дата:
Класс: 7 «Б»

Тема занятия:
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича»
Поэма об историческом прошлом Руси.

Ссылки, ресурсы
Структурная карта (материалы сайтов Интернета, иллюстрации и задания)

Общая цель
Знают содержание поэмы, имеют представление о времени правления Ивана Грозного, умеют выбрать из художественного текста ключевые слова и использовать их для ответа на поставленные вопросы.

Результаты обучения для учителей:
Учащиеся работают в группах с материалами структурной карты и учебника, выбирают ключевые слова – эпитеты, словосочетания, оформляют в ходе отбора материала таблицу в тетрадях; формулируют развернутый ответ на вопрос, используя отобранный и изученный материал.

Ключевые идеи, значимые для занятия
Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестье?
Иван Грозный


Время:
Деятельность учителя:
Деятельность учащихся:

Задание
1
Орг.момент: распределение на группы, объяснение видов деятельности на уроке, раздача структурных карт урока
Садятся группами, получают карты, записывают в тетрадях число, и тему урока.

Задание 1.
Побуждение
1
Задает вопросы :
-Что мы уже знаем о царе Иване Грозном?

Учащиеся вспоминают материалы по истории правления Грозного, фильмы и передачи, отвечают на вопросы, выдвигают предположения.

Задание 2
Реализация – работа в парах
33
Наблюдает за работой в группах, контролирует и направляет ход познавательной деятельности в индивидуальном порядке. Наблюдает за активностью учащихся, делает пометки.
Работа в группах:
Изучают материал по структурной карте и поэму Лермонтова «Песня про царя.», данную в учебнике; работают над созданием таблицы, характеризующей личность Ивана Грозного; составляют письменный ответ на вопрос, решают, кто будет отвечать

Задание 3
Озвучивание ответа на поставленный вопрос
6
Слушает, дает небольшой комментарий с точки зрения его речевой грамотности. Делает себе пометки.
Слушают ответы других, оценивают с целью найти наиболее точную оценку поступкам Грозного.

Задание 4
Рефлексия
2
Наблюдает за описанием впечатлений от урока, оценкой урока учащимися на стикерах
Пишут на стикерах о том, могут ли понять и оправдать поступок царя в отношении купца Калашникова?
Клеят стикер на доске в обозначенных местах в зависимости от того, осуждают они героя или оправдывают

Источники, оснащение и оборудование
Структурные карты (листы А4), стикеры для проведения рефлексии урока

Последующие задания и чтения
2
Составить план поэмы

Анализ и оценивание практического занятия
Рефлексия
Думаю, что урок пройдет успешно.
Главное, чтоб предложенный интересный материал урока вызвал желание обсудить, найти совместное решение поставленной задачи

Изменения к занятиям
Что бы я изменила, ели бы провела урок еще раз?


"Иван Грозный позора или славы достоин?"
Структурная карта
Задание 1. Прочтите современников Ивана Грозного и историков о нет. Что можно понять из этих высказываний?
Боярин И.М. Катырев-Ростовский:
«Царь Иван по своему внешнему облику был некрасив. Нос у него был длинный и помятый. Высокий, худощавый, он, вместе с тем, был широкоплечим и мускулистым. Это был человек рассудительный и многоречивый, достаточно образованный, отважный в бою и всегда готовый встать за свое отечество. С подданными своими очень жесток, неумолим и склонен к пролитию крови и убиению; во время своего царствования множество народа от мала до велика погубил, многие города разорил. Тот же царь Иван сделал много благ. Его очень
любили воины, ибо он из своих сокровищ давал безотказно потребное им».
Джером Горсей.
«Записки о России ХУ1~начала XVII в.»:
« В заключении скажу о Иване Васильевиче. Он был приятной наружности, имел хорошие черты лица, высокий лоб, резкий голос настоящий скиф, хитрый, жестокий, кровожадный, безжалостный, сам по своей воле и разумению управлял как внутренними, так и внешними делами государства. Он был пышно захоронен в церкви архангела Михаила; охраняемый днем и ночью, он все время оставался столь ужасным воспоминанием, что, проходя мимо или упомянув его имя, люди крестились и молились, чтобы он вновь не воскрес».
«Тиран умер, как жил»(Карамзин Н.М.)
«Не произнесет историк слово оправдания такому человеку»(Соловьев С.М.)
«В истории средневековой России, пожалуй, не было такого десятилетия, в котором было бы проведено столько реформ, как в годы правления Избранной Рады»(Кобрин В.Б.)
«Советские историки 1930-50 годов изображали Ивана Грозного патриотом Русской земли, который в интересах народа вел беспощадную и справедливую борьбу против реакционного боярства, ставшего на путь государственной измены».
Задание 2. Перечитайте поэму Лермонтова. Выберите ключевые слова, положительно и отрицательно характеризующие царя. Внесите выбранные цитаты в таблицу.
+
-





Задание 3. Перечитайте отрывок о том, что произошло на площади во время кулачного боя. Определите, кому симпатизирует автор: царю или купцу? Подтвердите свой ответ словами из текста.
Автор на стороне царя Ивана Грозного
Автор на стороне купца Калашникова





Задание 4. Опираясь на собранный материал, устно ответьте на вопрос: прав ли был Иван Грозный, казнив Калашникова? Мог ли он поступить иначе? Если да, то как?


В.М.Васнецов.
Царь Иван Грозный.

И.Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года,



15