Краеведение – средство формирования научного мировоззрения.
средство формирования научного мировоззрения.
Ишкинина Ф.Г., учительница по истории и культуре Башкортостана
ГБОУ Республиканский политехнический
лицей-интернат г.Кумертау
Есть на земле места, которые особенно дороги и близки сердцу человека. Это хуторок, деревня или город, где он родился, учился, работал, жил. Родной край и люди его, неповторимый облик родной природы - всё это прошедшее через сознания, становится частью человеческой судьбы. Знать свой край, его историю, литературное наследие - значит, любить его, знать связи родного края с великой родиной, понять неразрывную связь, единство истории родного края с историей, жизнью всей нашей страны, почувствовать причастность в ней каждого человека и признать своим долгом, честью стать достойными наследниками лучших традиций родного края. Любовь к Родине закладывается в человеке еще в раннем детстве – свои истоки любовь к Родине берёт в стране нашего детства, в отчем крае, чей светлый образ навсегда останется в сердце каждого.
Большую роль в воспитании у учащихся патриотических черт играют уроки истории и культуры Башкортостана, в частности, приобщение школьников к литературно - краеведческой работе.
Кроме того, литературное краеведение, как и историческое , призвано быть важным средством повышения качества знаний учащихся, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения.
Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли. Они обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизни радость, приобщение к миру неизвестного.
Виталий Бианки писал, что краевед прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблён в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных.
При составлении плана по истории и культуре Башкортостана с 6-ого по 9-ый класс, выделяю часы на ознакомление со знатными людьми, выходцами из Куюргазинского района и города Кумертау.
Ученики должны знать, что Куюргазинская земля, их малая родина, является родиной Баязита Бикбая, Шамсетдина Заки, Газиза Альмухаметова, Рашита Султангареева, Раиля Байбулатова, первого министра народного образования Сагита Алибаева, Героев Социалистического труда Анны Чуевой и Шавали Вахитова. Должны знать своих современников – актеров -Фирдата Галиева, заслуженного артиста РБ, лауреата республиканской премии имени Шайхзады Бабич; Ильшата Юмагулова - народного артиста РБ и других.
Изучение истории и культуры своего края прежде всего облагораживает человека, обогащает духовно, помогает ему в осознании связи родного уголка с большой Родиной, с её прошлым и настоящим.
Все мои поиски и заботы постоянно направлены на повышение интереса учащихся к предмету, на привлечение детей к творческой и учебно – исследовательской деятельности.
При ознакомлении с темой «Города и аулы древних башкир» рассказываю о населённых пунктах Куюргазинского района, откуда пошли названия сёл и деревень, об их топонимике. Помогают мне при этом статьи из газет ''Куюргаза'', «Юшатырь» и ''Кумертауское время''. Учащиеся интересуются с историей населённых пунктов, откуда родом их родители. Приносят материалы. Всё это накапливается в папке ''Моя малая Родина''.
''Шежэре'' очень интересная тема для детей. Ученики с интересом, с увлечением рассказывают об истории родословной своих семей, о своих именах, о значении своих имён.
Баязит Бикбай - наш земляк, старейшина башкирской литературы, лауреат премии Салавата Юлаева - гордость учеников. С целью изучения жизни Б. Бикбая учащиеся побывали в его родной деревне Калтаево, разговаривали с односельчанами.
Выездная форма учебно – воспитательной работы – эмоционально яркая и очень содержательная сторона жизни детей. Такая форма работы способствует воспитанию, становлению гражданственности, укреплению здоровья учащихся. Ребята учатся находить общий язык с людьми совершенно другого возраста и социальной принадлежности.
Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия.
Знание трудовых и ратных подвигов своих земляков, постижение их духовного богатства делает школьников богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции.