Статья Обобщение педагогического опыта Исследовательская деятельность на уроках истории как основа формирования научного мировоззрения учащихся
КГУ «Ленинская средняя школа»
Обобщение педагогического опыта
«Исследовательская деятельность на уроках истории
как основа формирования научного мировоззрения учащихся»
(Выступление на августовском секционном совещании учителей истории Аккайынского района 24.08.2016г.)
Учитель истории Аманжолов К.К.
с. Ленинское 2016 г.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории
Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Я рассматриваю организацию исследовательской деятельности учащихся как одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое.
Под «исследовательской деятельностью школьников» понимаю такую форму организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Условно исследовательскую деятельность я разделяю на две составные части: научно-исследовательскую – вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний и учебно-исследовательскую – деятельность, главная цель которой – образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в ней и систематизации материала. В своей работе исследовательскую деятельность я разделяю на урочную и внеурочную.
В мою учебную деятельность входит – это творческие задания, создание презентаций по определенной теме, различные технологии развивающего обучения. Внеурочная исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы, участие в конференции, групповые занятия, оформление наглядного материала, помощь в музейной поисковой работе, исследовательская и творческая работа.
Исследовательская работа учащихся может стать неотъемлемой частью эффективного образования в области истории. Широкие возможности для проведения исследований существуют при изучении истории родного края, своей семьи.
Сегодня в нашей школе накоплен определенный методический материал по привлечению учащихся к исследованиям, по организации и проведению подобного рода работ. Использование полученного опыта позволяет превратить исследовательскую деятельность школьников в инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению истории.
Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций для учащихся по выполнению исследовательской работы.
1. Ученик должен определить, в чём он видит проблему. Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым, учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Важно грамотно сформулировать тему работы, какой научный результат предполагается получить, его актуальность, новизну, практическую значимость.
2. Крайне важно определить цель исследования, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.
3. Гипотеза – это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если ..., то ...». В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.
4. Перед началом исследования нужно обязательно составить его предварительный план. Далее необходимо определить методы исследования: сравнение, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
5. Завершается работа выводами, в которых тезисно излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.
6. Важный этап – презентация полученных результатов: оформление пакета документов, информационных стендов, иллюстраций, схем диаграмм, защита исследовательского проекта, подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Учебно - исследовательская деятельность во время урока выглядит примерно следующим образом:
А) Изучая тему «Происхождение человека», спрашиваю: « Что вы знаете о происхождении человека?» - Человека создал – Бог, Человек произошёл от обезьяны; Человек появился на земле по воле инопланетян. Какая из этих точек верна? Вот данным вопросом мы будем заниматься на первых уроках.
Д/З. к следующему уроку подберите материал по любой проблеме. Учащиеся подбирают материал, я помогаю отобрать главное, и в конце изучения темы они делают сообщения или презентации (кластер). Приходим к выводу что научная точка «Происхождение человека в ходе эволюции» пока остаётся в истории основной, но она подвергается сомнению.
Современный учитель стремится к тому, чтобы выявить индивидуальные способности учащихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально.
Философ Ральф Уолд Эмерсон (1803-1882) писал: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими». Использование ИКТ на уроках, а именно презентаций помогают трудные вещи делать лёгкими.
Использование презентаций на уроке.
Презентации – важный и чрезвычайно полезный элемент цифровых образовательных ресурсов, поскольку учитель может не только продемонстрировать содержательный материал по изучаемой теме, но формировать определенную логику мышления, так как все презентации строятся по одной и той же логической схеме:
1. Первый слайд – это всегда заголовок презентации.
2. Второй слайд – определение термина или общее пояснение к теме.
3. Два-три слайда посвящаются иллюстрациям, примерам, применению объекта изучения, то есть выделению его наиболее ярких особенностей.
4. Последний слайд – итог, то есть выделяется то главное, что должно быть понято и должно остаться в памяти учащихся. Что же нового дает использование компьютерных презентаций на уроке для меня?
Во-первых, удобство демонстрации: соединяются в одной презентации все средства ТСО: видео, таблица, магнитофон, диаграммы; использование других программ.
Во-вторых, методические преимущества: возможность остановить, детально рассмотреть зрительный ряд, вернуться к предыдущим слайдом.
В-третьих, решение дидактических задач, значительно активизируется мнемонические центры личности, что приводит к прочности усвоения материала и быстрому его усвоению, повышается заинтересованность, развиваются коммуникативный потенциал личности; создаются психологические и дидактические предпосылки активной речевой деятельности учащихся, а увлеченность, радость, вызываемые процессом учения и его результатом, придают новые силы, сообщают деятельности высокую энергию.
Конечно, практически все указанные преимущества можно обеспечить и без презентации, а с помощью обычной доски. Однако при этом информация все равно не будет столь наглядной, на изображение схем, рисунков и графиков уйдет значительно больше времени, а, кроме того, записи могут быть непонятны из-за почерка. Таким образом, преимущества презентаций – это наглядность, удобство и быстрота.
Пример: Аныракайская битва
После просмотра этого фрагмента учащиеся легко отвечают на вопросы по данной теме и могут схематично на доске показать и рассказать об этом событии и заполнить таблицу
Дата Место Противоборствующие стороны Исход битвы Значение победы Вывод: 1.Презентация обладает наглядностью и выразительностью, является прекрасным дидактическим и мотивационным средством, способствующим лучшему запоминанию учебного материала. При ее систематическом использовании возрастает (увеличивается) продуктивность обучения. 2.Использование презентации обогащает объяснения учителя, делая их более доступным и запоминающимся. Таким образом, понимание достигается не только посредством слова, но и зрительного образа.
3. Кроме того, вместе с обеспечением наглядности презентация помогает упорядочить знания. Учащимся наглядно представляется логика изложения, ключевые понятия и их взаимосвязи.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Следует различать: исследовательскую деятельность и проектную деятельность:
Исследование – Явление – Описание – Модель. (Исследуется то, что уже есть: явление, объект, текст)
Проект – Замысел - Проект (ресурсы) – Результат (Создается то, чего нет)
1.2.Учебное исследование и научное исследование.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). При развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкиваются с тем, что нет готовых ответов. Отношения строятся по принципу: «учитель -ученику» и происходит передача готовых знаний от педагога к ребёнку. Исследовательское обучение предполагает отношение «коллега-коллега» и совместный поиск знаний.
Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.
Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.
/ этап. Диагностика. Выявляются дети, предрасположенные к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.
Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. При обучении этому необходимо учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. Целесообразно выделить три уровня в работе: воспроизводящий, преобразующий и творчески- поисковый.
Так, на воспроизводящем уровне я предлагаю учащимся выписать основные понятия, определения, выводы из источника, ответить на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа; составить простой план по известному ученикам типу и т.д.На преобразующем уровне задания включают в себя рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, кластера, схем; подготовка небольших рефератов, докладов и прочее.
На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определённой теме, написание рецензии, эссе и прочее.
Существует большое разнообразие способов организации работы учащихся с историческими документами. Существует перечень вопросов, который является общим для всех печатных материалов: кто, когда, где, что, почему и как. Но каждый вид материала обладает присущими только ему свойствами, которые и определяют, как с ним работать и как его использовать.
Создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся, умений работать с историческими источниками, навыков исторического анализа позволяет технология критического мышления — педагогическая технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более устойчивую, нежели внешнюю
Мозговая атака, чтение с остановками, эссе ключевые термины, таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ), взаимоопрос.
Особенно интересными для исследования ребят, на мой взгляд, является работа школьного музея. Об истории нашего села известно не мало, но не все. За последние годы ребята встречались с тружениками тыла, участниками освоения Целины. Были записаны воспоминания, пополнился экспонатами музей. Из уст очевидцев школьники узнали очень много интересных фактов из истории малой родины. В конце работы с учащиеся проводится обсуждение, дискуссии.
В конечном итоге учебно-исследовательская работа способствует выпуску учащихся с высоким уровнем образованности, развития познавательных функций, воспитания патриотизма и толерантности, мотивации собственных достижений.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров