ПЕРЕДАЧА НАСТРОЕНИЯ ПРАЗДНИКА В ДИЗАЙНЕ ЁЛОЧНОЙ ИГРУШКИ. ПРИЁМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗМЕТКИ И ПОСТРОЕНИЯ ФИГУР С ПОМОЩЬЮ ЦИРКУЛЯ. ФОНАРИК ИЗ КРУГОВ.


Урок по технолгииТема: ПЕРЕДАЧА НАСТРОЕНИЯ ПРАЗДНИКА В ДИЗАЙНЕ ЁЛОЧНОЙ ИГРУШКИ. ПРИЁМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗМЕТКИ И ПОСТРОЕНИЯ ФИГУР С ПОМОЩЬЮ ЦИРКУЛЯ. ФОНАРИК ИЗ КРУГОВ.
Задачи урока:
1.Формирование умения выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля.
2.Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
3.Воспитание аккуратности, художественного вкуса.
4. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий, графические инструкции.
Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты. Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественной задачей. Выполнять разметку деталей с помощью циркуля. Решать задачи на мысленное конструирование. Конструировать и изготавливать игрушку из кругов.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним; прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения
практической работы; руководствоваться правилами при выполнении работы; осуществлять поэтапный и итоговый контроль; производить оценку выполненной работы
Познавательные: воспринимать и анализировать текстовую и зрительную информацию; оценивать образцы изделий и способы работы с точки зрения художественно-эстетической выразительности; создавать в воображении выразительный художественный образ изделия; проектировать изделие в соответствии с творче-
ской задачей; творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.
Коммуникативные: вступать в общение (при обсуждении образцов, технологий работы) и творческое взаимодействие, соблюдая правила общения, тактично выражать свою точку зрения; проявлять доброжелательность и такт, слушая другого, а также в оценке работы товарищей.
Личностные: проявлять интерес к конструированию оригинальных изделий, потребность в творческом самовыражении, изобретательность, стремление к творческому выполнению работы; интерес к творчеству товарищей, к изучению произведений декоративно-прикладного искусства; проявлять воображение, образное мышление, художественный вкус.
Материалы, инструменты, оборудование:
А. У учителя: таблица «Круг и окружность», таблица «Деление окружности на 3 и 6 частей»;
предметно-технологиче- ская карта «Изготовление игрушки из кругов»;
Б. У учащихся: цветная бумага, циркуль, кисточка, ножницы, линейка, карандаш; учебник.Оформление доски: сверху посредине записана тема: «»; ниже посредине – зрительный ряд (увеличенные образцы открыток, как нас. 58–59 и 62 учебника); ниже – ряд, состоящий из чертежей раз-
вёрток открыток и сложенных пополам альбомных листов.
Справа – «перепутанный» план работы, написанный по пунктам на отдельных планках (закрыт листом бумаги).
Ход урока
I. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться каждое утро.
Доброе утро – зверям и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!
Какое у вас настроение?
Дети показывают сигнальные карточки.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте чего-нибудь хорошего друг другу.
II. Определение темы урока и постановка цели.
Отгадайте загадку:
Красавица какая
стоит, светло сверкая?
Как пышноу6рана .. ,
Скажите, кто она?
(Новогодняя елка. )-Какой праздник приближается?
- А вы знаете как праздновали раньше Новый год в разных странах?
Рассказ учителя.
В разных странах люди по-разному, но везде радостно и празднично отмечают приход Нового года, с которым связывают свои мечты, надежды и желания.
В прошлом веке во многих странах Западной Европы новогодний дед Мороз, или Санта Клаус, не был таким веселым добряком, каким мы знаем его теперь. На новогодней елке дед Мороз олицетворял собой нечто злое, жестокое и страшное, стараясь запугать детей.
Примерно сотню лет назад в немецких городах и сёлах появился страшный на вид солдат с розгой в руках, он пугал детей тем, что запрячет их в большой мешок и унесет. Звали такого новогоднего деда Кнехтом Pyпрехтом. Подарков от него никто не ждал. Добрые деды Морозы появились лишь в XIX веке.
В Монголии дед Мороз похож на чабана прошлых веков. В руках у него бич, которым он часто щелкает, на боку традиционные табакерка, огнивой кремень. Одет он в мохнатую шубу и большую лисью шапку.
У итальянцев есть любимый обычай: в новогоднюю ночь выбрасывать из своих домов прямо па улицу ненужную утварь. Считается, что это принесет семье в этом году благосостояние. Малышам рассказывают сказки о старой волшебнице Бефане, которая через трубу пробирается в дом и кладет подарки детям в башмаки.
У немцев и австрийцев символами удачи и благополучия издавна является трубочист и свинья. Рассказывают, что в старину, если на улице появляется тpyбочист, люди бежали за ним, стараясь прикоснуться и испачкаться сажей. Это должно было принести счастье. Монетный двор в Вене уже не один десяток лет ко дню Нового года чеканит специальную медаль-сувенир. На ней изображен маленький ребенок на свинье.
В Россию обычай украшать ель на Рождество привез Петр I. Накануне 1700 года Петр повелел Новый Год отмечать 1 января (вместо 1 сентября). Тогда же указом Петра I было велено: «по улицам… перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… стоять тому украшению января в первый день».
- Чем украшают елку, выясним, отгадав загадку:
Дом -- стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(фонарик, электрическая лампочка.)
– Кто догадался, какова тема урока?
-Какую цель поставите на урок?
Взрослые украшают елку гирляндами из электрических лампочек, а мы с вами научимся выполнять елочный фонарик из цветной бумага. И лучшие фонарики зажгутся к концу урока на нашей елке.
III. Работа по теме урока.
1. Анализ конструкции, материалов.
-Какую форму имеет фонарик?
- Какие материалы необходимы для изготовления фонарика?
2.Круг и окружность.
-Эта нарядная игрушка не очень сложна в изготовлении, но ее внешний вид во многом зависит от того, насколько точно и аккуратно будут выполнены заготовки - круги.
-Как вы раньше размечали круги?
-Для разметки кругов нам раньше был необходим шаблон. Сегодня я вас научу делать разметку кругов с помощью специального инструмента - циркуля.
-Прочитайте в учебнике (с. 88), почему этот инструмент так называется. (Учащиеся читают текст в учебнике.) Рассмотрите рисунок циркуля в учебнике (с. 88) и найдите все части этого инструмента на своем циркуле. (Учащиеся выполняют задание.)
-С помощью циркуля мы проводим линию, ограничивающую круг. Эта линия называется окружностью. Круги и окружности различаются между собой размерами: есть большие, есть маленькие. Как же обозначить их размер? Для этого указывают радиус круга.
-Прочитайте в учебнике, что такое радиус и как он обозначается на чертежах (с.88).
3.Приемы работы с циркулем.
-Вы уже хорошо рассмотрели циркуль. Скажите, этот инструмент опасен в работе? Почему?
-У циркуля есть острая игла, поэтому инструмент требует аккуратного обращения. Циркулем нельзя размахивать. Его нельзя бросать на столе. По окончании работы надо убирать циркуль в пенал или другой футляр. Использовать циркуль можно только по назначению.
А теперь научимся выполнять построение окружности.
Работа с учебником (с.90-91).
Учащиеся под руководством изучают порядок построения окружности. Учитель в процессе чтения показывает приемы работы с циркулем.
3.Деление окружности на равные части с помощью циркуля.
Учащиеся под руководством учителя по учебнику изучают порядок работы по делению окружности на 3 и 6 равных частей и построения геометрических фигур. Учитель демонстрирует приемы работы.
4. Сборка фонарика из кругов.
-В каком порядке будем выполнять работу? (На доске записаны все пункты, но порядок действий перепутан. Предлагает восстановить его вместе). Сборку «полушарий» производят по рисункам и схеме, изображенным в учебнике (с. 94-95).
Учащиеся рассматривают рисунки, учитель показывает этапы работы по предметно-технологической карте.
5. Повторение правил «рабочего» человека.
- Приступая к работе, вспомним правила рабочего человека.
-Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
-Береги инструменты, экономь материалы.
-Всегда думай, как сделать работу лучше.
-Работайте дружно - главное правило рабочего человека.
-Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
6. Повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами.
-Назовите инструменты, с которыми предстоит работать.
-Расскажите, какие правила необходимо соблюдать при работе с ними.
- Нам предстоит работать с ножницами, поэтому давайте вспомним правила по технике безопасности при работе с ножницами.
(- Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола. -Не работай ножницами с ослабленным креплением.
-При работе береги пальцы левой руки.
-Не держи ножницы концами вверх.
-Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
-Не режь ножницами на ходу.
- Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперёд). 7.Практическая работа учащихся.
IV Итог урока. Выставка и обсуждение работ.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что такое круг?
-Что такое окружность?
-Как обозначается размер круга или окружности?
-По каким критериям мы можем оценить качество изготовленного изделия?
-Какой фонарик, по вашему мнению, выполнен наиболее качественно?
Анализ выполненной работы.
V. Рефлексия
- Давайте оценим качество своей работы и старание.
- Внимательно посмотрите каждый на свой фонарик, оцените его.
Если фонарик соответствует всем требованиям, т.е. яркий, чистый, аккуратный и выполнен без ошибок, то покажите смайлик с улыбкой.
Если где-то допустили ошибку, или получился не очень аккуратный, тогда равнодушного.
Если вы не довольны своей работой, то смайлика огорчённого (грустного)