Урок по технологии УМК Гармония Фонарик — елочное украшение
Тема: Конструирование объемных изделий из бумаги. Новые приемы бумажной пластики. (Фонарик - елочное украшение).
Педагогические задачи: Формирование новых приемов обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Закрепление понятия «развертка», совершенствование приемов построения прямоугольной развертки. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий. Развитие внимания, воображения и пространственного мышления. Развитие конструкторских умений,
дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. Мысленно трансформировать объемные изделия в двухмерные заготовки.
Личностные: положительное отношение к процессу учения, интерес к предмету
Метапредметные:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.
Познавательные: общеучебные Воспринимать объяснения и инструкции учителя.
Логические: Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать.
Коммуникативные: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой класса.
- Прозвенел уже звонок,
начинается урок.
- Все готовы, улыбнитесь
и тихонечко садитесь.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
II. Определение темы урока и постановка цели.
- Какой приближается праздник?
- А вы знаете как праздновали раньше Новый год в России?
- Оказывается, раньше в России праздновали Новый год в начале осени -1 сентября. В новогоднюю ночь по домам ходили ряженые дети и взрослые. Они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желали богатого урожая. В 1700 году царь Пётр I перенёс празднование Нового года на 1 января, как это было принято во всех европейских странах. Первый день нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве, и весь день, до самого вечера народ веселился и праздновал. С тех пор каждый год русский народ отмечают этот весёлый, задорный праздник.
- Без кого не проходит Новый год? ( Без Деда Мороза и Снегурочки.)
- Да, традиционными героями новогодней ёлки стали старинные народные персонажи - Дед Мороз и Снегурочка.
- Дед Мороз - воплощение доброты и мудрости, всегда появляется с мешком подарков.
-Снегурочка - символизирует молодость, радость, веселье. Она хозяйка новогоднего праздника.
- Главным атрибутом новогоднего праздника стала ёлка.
-А вы знаете, как появился обычай наряжать новогоднюю ёлку? Обычай украшать новогоднюю ёлку связан с поверьем наших предков, что в вечнозелёных ветвях прячутся злые духи. И, чтобы их задобрить, им нужно сделать подарки. Тогда наступивший год будет благополучным и щедрым на урожай. Ведь от того каким будет урожай в новом году зависела жизнь людей.
- А чем украшают ёлки?
- Раньше, когда не было таких игрушек, люди вешали на ёлки пряники и конфеты.
– Кто догадался, какова тема урока?
- Разгадав ребус, вы узнаете какое ёлочное украшение будем изготавливать:
ФО .
РИК
Какова цель урока?
- Для чего вам это нужно?
III. Работа по теме урока.
1.Анализ поделки.
Это ажурное ёлочное украшение называется «фонарик». А как вы думаете, почему? (похож формой на старинный уличный фонарь)
-Из какого материала выполнены эти фонарики? (из цветной бумаги)
-Какого цвета?
-Какого ещё цвета могут быть фонарики? (любого, кроме тёмных тонов и зелёного цвета)
-Сколько частей в фонарике? (три)
-Как можно назвать эти части? (1) внутренняя и внешняя часть, ручка;
-Как вы думаете, какую геометрическую фигуру представляет собой развёртка основы фонарика? (прямоугольную)
-А развёртка его внешней части? (прямоугольную)
-Чем отличается внешняя часть от внутренней? (у неё есть прорези)
-Где расположена ручка? (ручка расположена сверху)
2. Планирование работы по инструкционной карте.
А) Начертим и вырежем все детали. Основа и внешняя часть нашего фонарика - это два одинаковых прямоугольника.
-А для чего нужна полоска?
Б) Подготовим внешнюю деталь фонарика. Надрезы делайте точно до линии сгиба. Расстояния между надрезами должны быть одинаковыми и небольшими (около 5 мм).
В) Соберём фонарик.
-В нашем фонарике внешняя деталь приклеивается не к самым краям основы, а ближе к её середине. Почему?
IV.Физминутка
Дети под музыку выполняют комплекс физических упражнений, повторяя за учителем.
У ребяток наших
Ёлочка большая.
(Дети приседают, постепенно поднимаются, тянутся руками вверх.)
Огоньки на ёлке
Весело сверкают.
(Круговые вращения кистями немного приподнятых рук.)
Не коли нас, ёлочка,
Веточкой мохнатой.
(Грозят ёлочке пальцем.)
Убери иголочки
Дальше от ребяток!
(Делают движения двумя руками, как бы отодвигая от себя ёлочку.)
Ай да, ёлочка,
Погляди, погляди!
(Постепенно поднимают руки вверх, кружатся на месте.)
Деткам, ёлочка,
Посвети, посвети!
(Поворачивают ладони в одну и в другую сторону.)
Работа по теме урока
3. Повторение правил «рабочего» человека.
- Приступая к работе, вспомним правила рабочего человека.
-Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
-Береги инструменты, экономь материалы.
-Всегда думай, как сделать работу лучше.
-Работайте дружно - главное правило рабочего человека.
-Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
4. Повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами.
- Нам предстоит работать с ножницами, поэтому давайте вспомним правила по технике безопасности при работе с ножницами.
- Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола.
-Не работай ножницами с ослабленным креплением.
-При работе береги пальцы левой руки.
-Не держи ножницы концами вверх.
-Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
-Не режь ножницами на ходу.
- Передавай ножницы товарищу только закрытом виде, кольцами вперёд.
5.Практическая работа учащихся.
1).Разметка деталей фонарика.
учащихся вырезают прямоугольники самостоятельно, используя инструкцию
2).Обработка внешней детали.
По инструкции готовят внешнюю деталь фонарика.
3).Сборка фонарика.
По инструкции сборка изделия выполняется самостоятельно с небольшой контролирующей помощью учителя.
4).Индивидуальная творческая доработка фонарика.
-Работа в основном выполнена, как придать изделиям более нарядный, праздничный и своеобразный вид?
V. Итог урока
- Каким образом выполнили фонарик? (Повторение плана)
-Какой пункт плана был самый трудный?
- Несмотря на все трудности, мы достигли поставленной цели.
VI.Оценка работ
- Давайте оценим качество своей работы и старание.
- Внимательно посмотрите каждый на свой фонарик, оцените его.
Если фонарик соответствует всем требованиям, т.е. яркий, чистый, аккуратный и выполнен без ошибок, то покажите смайлик с улыбкой.
Если где-то допустили ошибку, или получился не очень аккуратный, тогда равнодушного.
Если вы не довольны своей работой, то смайлика огорчённого (грустного)
-Сегодня на уроке мы соприкоснулись с истинно русской традицией, моментом жизни наших предков. Haдeюсь, что в душе каждого из вас загорелся огонёк, а может, пока только искорка. Я хочу, чтобы они согрели вашу душу, чувства заставили задуматься о себе, о близких, о родной земле. VII .Выставка работ. Рефлексия
- А теперь по народной традиции давайте украсим ёлочку нашими игрушками.
- Но хотелось бы, чтобы те дети, у которых радостное настроение нарядили зелёную
ёлочку, а дети с грустным настроением – серебристую.
-Ребята, спасибо вам за работу.
Зелёной ёлочка была,
Теперь как – будто ожила:
Фонарики, ромбы и шары…
Дед Мороз, огнями ёлку нам зажги!
В целом мире нет нарядней
Ёлочки такой.
Игрушки сделаны на ней
Старательно с душой!