Особенности организации творческой проектной деятельности для расширения возможностей формирования социокультурной среды образовательного учреждения.


Особенности организации творческой проектной деятельности для расширения возможностей формирования социокультурной среды образовательного учреждения.
Изотова Светлана Владимировна,
учитель музыки, педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №303им. Фридриха Шиллера
с углубленным изучением немецкого языка
и предметов художественно-эстетического цикла
Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: социокультурная среда, педагогические технологии, методика преподавания музыки
Статья об особенностях работы над творческими мультимедиа проектами, позволяющих активизировать самостоятельную деятельность обучающихся и создающих условия для развития личности, интегрированной в современное общество.
Особенности формирования социокультурной среды ОУ.
О необходимости формирования социокультурных компетенций у обучающихся говорится в Государственном стандарте образования. В частности обозначено, что старшеклассник должен быть способным к культурной коммуникации, которая основана на сформированности общекультурной и социальной компетенций, связана с творческим усвоением и осмыслением всего ценного как в культуре своего народа, своей социальной общности, так и в других культурах.
Социокультурная среда для современного учителя есть совокупность содержательных пространств его деятельности, анализ и построение педагогических ситуаций, в которых выстраиваются качественные связи между участниками событий.
В настоящее время возможности социокультурной среды значительно расширились. Это делает процесс образования и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы. Цель работы учителя в социокультурной среде – создание условий для становления человека, интегрированного в современное общество:
через систему дополнительного образования дать возможность выбора учащимися социально и личностно продуктивных сфер и способов самореализации, сотрудничества и сотворчества;
воспитание творческой личности, подготовленной к жизни;
формирование у учащихся мировоззренческих позиций, толерантности, культуры мира, культуры ненасилия;
формирование и воспитание в учащихся таких традиционных отечественных ценностей, как сострадание, милосердие, гражданское самосознание, любовь к Родине;
включение детей и подростков в социально значимую деятельность.
Деятельность учителя в социокультурной среде должна строиться на следующих принципах:
принцип личностноориентированного, дифференцированного обучения;
демократизации гуманизации и толерантности;
принцип признания уникальности личности, индивидуальности каждого ребёнка
принцип выбора: учащиеся должны жить, учиться в условиях постоянного выбора цели, содержания, форм процесса жизнедеятельности в классе и школе;
принцип доверия и поддержки;
принцип сотрудничества и сотворчества;
принцип технологизации обучения.
Проектная деятельность - образовательная технология XXI века.
Существуют разнообразные технологии, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий является проектная методика – один из способов, позволяющих реализовывать компетентностный подход в обучении.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:
- создать условия для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих возможностей и логического мышления.
- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
- продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
- подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Использование проектной технологии позволяет решать следующие задачи:
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
- развитие эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов
- совершенствование способностей к самообразованию;
- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
- развитие навыков публичного выступления.
В своей практике я использую следующие виды проектов:
Игровые - ролевые проекты - драматизация песен, ролевые игры, разыгрывание фрагментов биографии композиторов.
Информативно - исследовательские проекты - /рефераты, презентации, подкасты, ведение блога по теме проекта / - «Изучение биографии композитора», «История музыкальных стилей», «Есть ли у симфонии будущее», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов» и др.
Сценарные проекты  - сценарий концерта, музыкального мероприятия.
Творческие работы – мультимедийные проекты (создание авторских клипов, роликов), свободное сочинение по прослушанному музыкальному произведению, литературный перевод текстов песен.
Информационные проекты – публичное выступление с сообщением по какой-либо теме, материалы для стендов и.т.д. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Практико-ориентированные проекты - дидактический материал по какой-либо теме, создание кроссворда, музыкальной игры и т.д.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников.
Работа над проектом осуществляется по определенной схеме, состоящей из нескольких основных этапов:
1) Подготовка к проекту.
Выбор темы, идеи, обсуждение с учениками
2) Организация участников проекта.
Сначала формируются группы, где перед каждым стоит своя задача, учитывая индивидуальные особенности. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.
3) Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, ее документированием. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4) Презентация проекта и подведение итогов проектной работы.
Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
В работе над проектом взаимодействуют различные формы урочной и внеурочной деятельности, создающие широкую образовательную среду, которая способствует художественно-эстетическому воспитанию школьников.
Особенности работы над творческими мультимедиа проектами.
Особый интерес учащихся вызывает проектная деятельность, связанная с использованием компьютерных технологий.
Именно применение мультимедиа проектов в учебном процессе, на мой взгляд, играет существенную роль в развитии познавательной самостоятельности школьников.
Работа над мультимедиа проектами осуществляется во внеклассной деятельности, начиная с 5 класса. Темы творческих мультимедиа проектов способствуют интеграции предметов художественно-эстетического цикла, связаны с музыкальными и художественными предпочтениями учащихся, их внутренним миром, позволяя учащимся реализовать свой творческий потенциал и одновременно освоить новые задачи из области применения ИКТ:
- создание слайд-фильмов, технология мультимедиа (комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих работать с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды),
- совершенствование навыков работы со звуком (аудиоредактор Audacity),
- работа с иллюстрациями в программах PhotoScape и Photoshop,
- технология морфинга - визуальный эффект, создающий впечатление плавной трансформации одного объекта в другой (программа FotoMorph)
- вставка видео, графики, анимации в программе PowerPoint- использование веб 2.0 сервисов для создания творческого продукта (веб-сервис Blogger, сервис TimeRime, «говорящий аватар» voki.com и др.)
Из опыта работы над мультимедийными проектами.
Приведу примеры некоторых мультимедийных проектов, выполненных учащимися в разные годы, которые я продолжаю использовать на своих уроках: «История русского рока», «Симфонический оркестр», «Почему живописцы сирени верны…», «Предчувствие любви» Очень интересно представлена тема «Звучащие картины» в мультимедийных проектах «Необыкновенное в обыкновенном… Творчество Михаила Хохлачева , «Другой мир… Владимир Куш», «У кота-воркота…» - «Сказки для детей и взрослых» Александра Маскаева.
Примеры коллективных проектов: «Нет войне», «К 200-летию со дня рождения Лермонтова», «Созвездие талантов».
При выполнении проектов учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Результатом работы является создание собственного творческого продукта, который учащиеся представляют учителям и одноклассникам. Это в свою очередь стимулирует развитие навыков публичного выступления, умения отстаивать свою позицию.
Анализируя представленный выше опыт, можно сделать вывод, что работа над мультимедийными проектами в процессе обучения позволяет включить школьников в активную творческую и исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата. Мультимедийный проект - это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей обучающихся, реальная возможность для саморазвития и самореализации, формирования определенных личностных качеств, оценки и самооценки работы.
ЛИТЕРАТУРА:
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000;
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005;
Учебное пособие: Intel «Обучение для будущего» – М., 2000;
http://www.iteach.ru/
http://www.school.edu.ru/