Педагогический совет «Роль образовательного учреждения в создании условий для самоопределения и социализации учащихся»
* Педагогический совет «Роль образовательного учреждения в создании условий для самоопределения и социализации учащихся» Цель педагогического совета Обобщить опыт работы педагогического коллектива в создании условий для самоопределения и социализации учащихся. Задачи:1.Повышение профессиональной компетентности педагогов, ответственных за социальную адаптацию и успешность учащихся в современном обществе.2. Осмысление педагогами собственной обучающей, развивающей и воспитательной деятельности в рамках своего предмета3. Влючение всех участников образовательно-воспитательного процесса в реализацию задачи формирования ВЫПУСКНИКА как компетентной личности, способной к самореализации. 4.Развитие навыков коллективной творческо-поисковой деятельности педагогов. План педагогического совета «Актуальность вопросов повышения эффективности социализации учащихся в рамках школьной воспитательной среды»- Видяйкина Е.К., заместитель директора по ВР.«Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в профилактике социальной дезадаптации учащихся» - Чернецова Р.Н., социальный педагог.«Роль образовательного учреждения в профессиональном самоопределении учащихся» - Орлова К.Н., педагог- психолог. Национальная доктрина образования в Российской Федерации . Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; непрерывность образования в течение всей жизни человека; многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования; преемственность уровней и ступеней образования; развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании; академическую мобильность обучающихся; развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; экологическое воспитание Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации (от 18.12.2006г. № 1760-р) приоритетным направлением государственной молодежной политики является вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"(04 февраля 2010 г) Важнейшие направления работы школы: Усиление воспитательного потенциала школы Создание условий для самореализации учащихся, как в урочной, так и во внеурочной деятельности; ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (декабрь, 2010 года) В качестве важнейшего требования выдвигает - создание условий для социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. Федеральный закон№273 «Об образовании в Российской Федерации» образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; СОЦИАЛИЗАЦИЯ- ? * Что такое социализация? “Психологический словарь” АПН СССР, под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др., 1983 г. “Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте” [М.: Педагогика, 1983] * Что такое социализация? «Краткий психологический словарь, под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, 1985 г. “Социализация - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидами социального опыта” [М.: Прогресс, 1985] * Что такое социализация? “Краткий словарь системы психологических понятий”, К.К. Платонов. “Социализация - это приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности, отражающих общественное сознание».[М.: Педагогика, 1985] * Что такое социализация? “Словарь прикладной социологии” “Социализация - сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности... [Минск: Изд-во “Университетское”, 1984] * Что такое социализация? Социализация личности – процесс вхождения (интеграции) её в общество, в различные типы социальных общностей (группа, коллектив, организация и др.) посредством усвоения культуры, социальных ценностей и норм, на основе которых формируются общественно значимые черты личности. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ (лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду. усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей Агенты социализации Вторичные формальные организации, официальные учреждения: администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, работники средств массовой информации, лидеры партий Первичные родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных групп, спорт, а в современное время мощность набирают такие агенты первичной социализации, как СМИ, в том числе Интернет * Сегодня ШКОЛА – главный социальный институт для ребенка!!! * Каким должен быть в условиях рыночных отношений современный молодой человек? Модель конкурентоспособного молодого человека: «Плоды» Мой ученик – ответственный, любознательный,коммуникабельный, воспитанный, умеет учиться, успешный, имеет цель в жизни, стремится её осуществить,социально адаптированный и защищённый. Портрет выпускника основной школы Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): - любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; - осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; - социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; * Дети должны быть: Социально защищенные Нравственно стойкие Социально закаленные против всякого рода соблазнов Иметь знания на уровне современной науки и техники Здоровые физически и психически Иметь социальный опытсамостоятельногопринятия решений «Плоды» Родители моих учеников – это:единомышленники, помощники,спонсоры, организаторы КТД. «Плоды» Мой коллега – это:единомышленник, грамотный специалист, творческая личность, коммуникабельный человек, профессионал, шагающий в ногу со временем. * Добрая школа – это хорошо, Умная школа - это великолепно, Но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни. Д.Дьюи Ключевые слова: Социальный опытСоциальная практикаСоциальные ролиАктивная включение в социальную средуДеятельность Структура социализации школьников Детское общественное объединение. Ученическое самоуправлениеДополнительное образованиеВнеурочная деятельностьВоспитательная система класса Опыт образовательного учреждения в создании условий для социализации учащихся. Детское общественное объединение День памяти жертв политических репрессий Конкурс экологических агитбригад День Конституции Пост №1 у Вечного огня Славы в Нижегородском Кремле. Ученическое самоуправление Новогодняя битва хоров Внеурочная деятельность Посвящение в первоклассники * Программа социализации Концептуальные основы программы:Оптимально личностный подход, сочетание уважения и требовательности, стимулирование.Предварительная диагностика, определяющая необходимость социализирующих воздействий.Воспитание у подростка веры в себя, формирование опыта регулирования своего поведения.Оптимизация социального поведения подростка.Использование разнообразных интерактивных методик: игровых, проблемных, коммуникативных. Направления социализации: Самопознание - («Познай себя») Знание потенциальных возможностейФормирование адекватной самооценкиСамовоспитание - («Сделай себя сам»)Выбор позитивного социально значимого поведенияВолевой баланс « хочу-могу- надо»Самообучение - («Научи себя и других»)Выбор позитивного социально значимого поведенияВолевой баланс « хочу-могу- надо»Самоутверждение - («Деловое и межличностное общение») Формирование навыков самоутверждения в группе. Формирование навыков общения с противоположным полом. ТолерантностьСамоопределение - («Найди себя»)Формирование жизненных ценностей.Выбор профессииФормирование базовой культуры.Саморегуляция - («Учись владеть собой»)Саморегуляция в конфликтах.Социальное закаливаниеСамоактуализация - («Реализуй себя»)Формирование навыков самозащитыПравовое воспитаниеПодготовка к семейной жизни Решение педагогического совета Создать творческую группу педагогов для разработки программы «Социализация школьников» , как наиболее отвечающую требованиям сегодняшнего дня и рекомендовать для безусловного внедрения в практику работы классных руководителей .Педагогу –психологу Орловой К.Н. совместно с классными руководителями спланировать цикл мероприятий , с способствующих профессиональному самоопределению учащихся (по результатам диагностики ДДО).Зам. директора по ВР Видяйкиной Е.К., совместно с классными руководителями 5-11 классов организовать работу по изучению уровня социализированности школьников в срок до 01.02.2014 года.Рекомендовать классным руководителям, педагогам ДО активнее применять метод проектов в работе с детьми разного школьного возраста.Рекомендовать классным руководителям введение в планы воспитательной работы с классом классные часы, тренинги, направленные на социализацию учащихся.Педагогам дополнительного образования, руководителям кружков, секций использовать возможности внеурочной деятельности для содействия успешной социализации воспитанников.