Роль интеграции учебной и внеучебной деятельности при обучении иностранному языку


Роль интеграции учебной и внеучебной деятельности при обучении иностранному языку
Автор: Бадртдинова Лариса Ульфатовна, учитель английского языка МБОУ «СЭЛ № 45» города Ижевска
Аннотация: В данной статье раскрывается тема ведения внеклассной работы, связанной с английским языком, роль мероприятий внеурочных мероприятий, в частности, ее основные результаты: развитие коммуникативных навыков и повышение мотивации. Также приводятся примеры некоторых мероприятий. Материал направлен на учителей английского языка.
Современные образовательные тенденции диктуются условиями развития построенного на реалиях открытых взаимоотношений России с другими странами общества, в котором практически не существует границ: мир благодаря интернету стал открытым для каждого. Не считаться с информатизацией практически всех сторон жизни не возможно: эти изменения нашли отражение в новых образовательных технологиях и стандартах.
На фоне интегрированности общего информационного пространства ребенку нелегко идентифицировать себя, свою гражданскую позицию и нравственные принципы. Поэтому одной из воспитательных задач обучения в школе является развитие духовной составляющей личности, чувства патриотизма и гордости за страну. При этом важно расширять круг знаний как о России, так и о других странах и нациях, воспитывая толерантного, активного, ответственного выпускника школы, обладающего системой общечеловеческих ценностей и современным взглядом на мир. В связи с этим в процессе обучения особое место занимает приобретение социокультурной компетенции. Одним из предметов, который способствует этому со 2 по 11 класс является иностранный язык. Важно не откладывать формирование и расширение культурного кругозора и начинать этот процесс в начальной школе.
Обращаясь к «Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования» следует отметить, что он направлен на обеспечение «духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» [1]. Помогает ли почувствовать себя гражданином своей страны обучение иностранным языкам? Безусловно: новый язык и совершенно иные культурные реалии позволяют научиться выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка. В целом обучение иностранному языку становится инструментом взаимообогащения народов, возможностью познания достижений национальной и общечеловеческой культуры, способом осмысления себя гражданами своей страны и членами мирового сообщества. Об этом пишет профессор В.В. Миронов: «Сопоставляя иную и свою культуры, я необходимым образом понимаю ценность и своеобразие собственной культуры» [3].
Важнейшим результатом обучения иностранному языку является также развитие личности обучающегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке. При этом решается ряд воспитательных задач, включая формирование у обучающихся уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка, воспитание культуры общения и поддержание интереса к учению и формированию познавательной активности. Предмет «Иностранный язык» обладает обширным воспитательным потенциалом, поскольку объектом обсуждения на уроке являются самые разные стороны жизни. В свете этого важным вопросом является выбор средств и приемов взаимодействия педагога с обучающимися как на уроке, так и вне его.
Одной из форм работы учителя иностранного языка является организация внеклассных мероприятий, основанных на познании лингвострановедческих реалий изучаемого языка. Внеклассная работа ставит своей целью развитие творческой активности обучающихся, а будучи связанной с изучением иностранного языка, позволяет углубить и расширить определенные знания, развить потребности в практическом использовании языка в различных ситуациях и сферах деятельности. Мероприятия, позволяющие повысить интерес обучающихся к изучению иностранного языка, являются доказательством того, что педагогический процесс является цельным, направленным на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в том числе средствами иностранного языка (включая и уроки, и внеурочные мероприятия). При этом решается задача, обозначенная в ФГОС НОО, относительно требований к освоению обучающимся личностных результатов, среди которых «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий» [1], а также «формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов» [1].
Как показывает практика, школьники с удовольствием участвуют в конкурсах, викторинах, играх, фестивалях и других мероприятиях, связанных с иностранным языком. Здесь важна их несхожесть с уроком, интересная, занимательная и яркая форма, отличная от обычной процедуры урока. У учащихся укрепляется уверенность в своем умении пользоваться английским языком как средством общения, интерес к иностранному языку и желание совершенствовать владение им. Одним из источников формирования этой мотивации можно считать традиционные недели (месячники) иностранных языков. Их подготовка и проведение помогают выявить способности школьников, а конкурсы и дают возможность применить накопленные знаний и умения. Интеллектуальные игры лингвострановедческого характера являются одной из интереснейших форм проведения внеклассных мероприятий [2]. В Социально-экономическом лицее № 45 города Ижевска для учащихся 4 класса традиционно проводится «Брейн-ринг по английскому языку». Команды участвуют в грамматической викторине и презентуют творческое домашнее задание – выступление с песней или сценкой на английском языке.
Для учащихся вторых классов, которые только начинают изучение нового языка, настоящим праздником становится внеклассное мероприятие, посвященное знакомству с английским алфавитом. Разучивание песен, стишков, просмотр видеороликов и разнообразные несложные игровые задания помогут развить и укрепить интерес к изучению иностранного языка. Кроме того, на празднике алфавита можно организовать выступления учащихся 3 и 4 классов, которые получают возможность показать творческие номера и продемонстрировать уровень владения иностранным языком.
Конкурс ораторов и чтецов, проектов, комиксов и плакатов на самые разнообразные темы (от традиционных «Christmas», «Halloween» до «Natural Treasures», «Unusual Calendar») - разнообразие форм внеклассной работы делает воспитательные возможности иностранного языка в школе практически безграничными. Знакомясь с жизнью сверстников, детским фольклором, культурными традициями других стран, которые чаще всего и становятся основой внеклассных мероприятий, обучающиеся познают многообразие окружающего их мира, приобретают опыт общения на иностранном языке и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Воспитательный аспект при обучении иностранному языку действительно крайне важен, поскольку учитель при помощи изучаемых материалов и в целом методической системы имеет возможность влиять на формирование личности учащегося.
Источники
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] минобрнауки.рф/документы/922
Кулик Д.Ю. Английский язык. Предметная неделя: пособие для учителей. – Минск, 2009. – С. 4
Миронов В.В. Философия и метаморфозы культуры. – М., 2005. – С. 150