Метод проектов — один из способов реализации ФГОС


"Метод проектов - один из способов реализации ФГОС"
Лазутина С.А.
учитель математики
МБОУ СОШ с.ТроекуровоСкажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская поговорка
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ. Современное обучение связано в первую очередь с развивающей и воспитательной функциями, с личностно-ориентированными педагогическими технологиями.
Основная задача современной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и в том, чтобы научить самостоятельно их добывать .Основные цели обучения в современном мире, формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Немаловажную роль в достижении самостоятельного мышления учащихся играет метод проектов.
Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
При использование проектного обучения в центр внимания ставится учащийся, которому оказывается содействие для раскрытия его творческих способностей. Образовательный процесс при этом строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении. Индивидуальный подход работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития. Немаловажным в разработке учебных проектов является комплексный подход, который способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося. Осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Взаимосвязь учителя и учащихся в образовательном процессе. С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.
Этап1. Разработка проектного задания.
Выбор учителем возможных тем и предложение учащимся, либо предложение учащимся самостоятельно выбрать тему проекта.
Обсуждение и принятие общих решений по теме.
Выделение подтем в темах проекта.
Подготовка материалов к исследовательской работе.
Определение форм выражения итогов проектной деятельности.
Этап 2. Разработка проекта.
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Осуществление учащимися поисковой деятельности.
Этап 3. Оформление результатов.
У консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
Этап 4. Общественная презентация.
Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс).
Учащиеся презентуют результаты своей работы.
Этап 5. Рефлексия.
Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки.
Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.
Таким образом, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую - что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д. Но, главное, он рассчитан, на умение работать с различными источниками информации.
Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (разноуровневое обучение).
Возможные темы учебных проектов разнообразны как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.
Одним из видов деятельностного подхода обучения математики, который мною применяется – это метод проектов. Учащиеся получают минимальный начальный объём информации и систему заданий раскрывающих содержание конечной цели, которые условно называются вехами. Эти вехи указывают направление «дороги», а обучаемый должен сам построить «дорогу», т.е. достичь конечной цели – получить максимум научной информации.
В течение ряда лет мной осваивалась проектная технология, ее организация в  реальных условиях школьного обучения. Мою работу по внедрению проектной деятельности в учебный процесс наглядно представляет следующая таблица.

Преодолеть предметную разобщённость, развить творческие способности учащихся, навыки самостоятельной работы с большим объёмом информации, научить представлять результаты своей работы с использованием информационных технологий позволяет метод проектов.
Школьный уровень
20013-2014 2014-2015 2015-2016
Количество обучающихся 14
Темы проектов:
◄ «7или 13? Какое число счастливее?»;
◄ «История возникновения чисел»;
◄ «История развития чисел»;
◄ «Математика и оригами»
◄ «Веб-квест Троекуровский монастырь». Количество обучающихся 12
Темы проектов:
◄ «Удивительный мир флексагонов.»
◄ «История моей малой родины в задачках по математике»;
◄«Родной край в цифрах»;
◄ «ЗАО «Агрофирма 15 лет Октября» одно из лучших хозяйств России»;
◄ «Счастливое будущее родного края».
Количество обучающихся 12
Темы проектов:
◄ «Математическое искусство Морица Эшера»,
◄ «Земли родной прекрасный уголок»;
◄ ««Геометрия куполов Троекуровского монастыря.»◄ «Симметрия в архитектуре»
◄ «Взаимосвязь цифр и музыки»
1579245626427525
0025

Муниципальный уровень
2013-2014 2014-2015 2015-2016
Муниципальная конференция «Исследуем, находим, применяем»
Количество обучающихся 4,6класс
Темы проектов:
«Математика и оригами»
(диплом 2 степени)
Муниципальная конференция «Исследуем, находим, применяем»
Количество обучающихся 2
Темы проектов:
Проект “Удивительный мир флексагонов”
(грамотой за творческий подход)
23 апреля районная конференция "Моя весна-моя Победа!", посвященная 70-летию победы. Обучающиеся выступили с проектами: Услонцева А.ученица 7Б кл проект «О ветеране Великой Отечественной войны с. Троекурово Корастелине Владимире Андреевиче». . ,Копытина А. ученица 7б кл проект «Памяти ветеранов Великой Отечественной войны с. Троекурово» ,Сапронова А ученица 7Бкл проект «О ветеране Великой отечественной войны с. Троекурово Тимохине Василии Алексеевиче». Ребята выступили достойно и были награждены грамотами. Муниципальная конференция «Исследуем, находим, применяем»
Количество обучающихся 2
Темы проектов:
Щербакова В.   проект «Взаимосвязь цифр и музыки»(диплом), Пряникова И. «Геометрия куполов Троекуровского монастыря» (диплом),
Региональный уровень
2013-2014 2014-2015 2015-2016
Региональная научно-практическая конференция обучающихся
«К вершинам знаний!»,г.ЛипецкКоличество обучающихся 3
Темы проектов:
Щербакова Виктория и Сапронова Анастасия проект «Веб-квест "Троекуровский монастырь»(диплом 2 степени и выступление на пленарном заседании)
Услонцева Анастасия и Семенец Иван с проектом «Математика и оригами» были награждены дипломами участников конференции. Региональная научно-практическая конференция обучающихся
«К вершинам знаний!»,г.ЛипецкКоличество обучающихся 3
Темы проектов:
ЩербаковаВ.  и УслонцеваА.  7А кл (лауреат)  проект  «Удивительным мир флексагонов»,Копытина А ,7А кл. «Цветы Победы»(лауреат) ,
Региональная научно-практическая конференция обучающихся
«К вершинам знаний!»,г.Липецк ЛГПУ
Количество обучающихся 2
Темы проектов:
Щербакова В.   проект «Взаимосвязь цифр и музыки»(лауреат), Пряникова И. «Геометрия куполов Троекуровского монастыря» (лауреат), Лазутина С.А. (благодарственное письмо).

14 апреля 2014 года ЕГПУ им. И.А.Бунина IV региональная научно-практическая конференция ученических проектов по математике Услонцева А., Семенец И.,6б класс , проект "Математика и оригами" ,диплом
14 апреля 2016 V Международная научно-практическая конференция "Юность, наука, общество - 2016".ЛГПУ Щербакова В.   проект «Взаимосвязь цифр и музыки»(лауреат), Пряникова И. «Геометрия куполов Троекуровского монастыря» (лауреат), Лазутина С.А. (благодарственное письмо).
Заключение
Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Учащиеся увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта: наглядное пособие, презентация.
Повысился уровень проектных и исследовательских работ, расширился их тематический диапазон. Учащиеся, выполнившие работу по математике, с успехом реализуют свой опыт в другой предметной области.
Уроки с применением проектов детям более интересны и познавательны для учащихся.
В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах проектного метода: для меня, как для учителя, проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.
Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант.Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся. Проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации. Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися. Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества. Поэтому как никогда актуальны слова писателя Кларка: “Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!”.