Школьная газета как фактор социализации подростков
Школьная газета как способ социализации подростков
Современное образование стремится к внедрению новых технологий, электронных книг и виртуальных заданий, но большой ценностью есть и остаётся реальное авторское творчество школьников. Особенно бесценны становятся листы издания, когда в них ребёнок видит свою статью, свою фотографию, свои рисунки.
В прошлом году я пришла работать в школу 27 поселка Комсомолец педагогом дополнительного образования. Веду несколько кружков – Я-лидер, Мельпомена, Искусство слова и Спецкор. И все они связаны между собой невидимыми нитями, в переплетении которых рождается наша бурная, веселая, креативная школьная жизнь.
До моего появления в школе существовала газета, одно время она была популярна и востребована. Но после того, как звезды школьной журналистики выпустились, предыдущему руководителю стало трудно совмещать руководство газетой и классное руководство и газета как таковая приказала долго жить.
На момент начала работы кружка под моим руководством от школьной газеты осталось только название «Поговорим», которое дети придумали сами и которое я не стала менять.
Первый сентябрьский выпуск к Дню знаний делала практически сама, но все-таки, отловив в августе несколько школьников, умудрилась упросить ребят написать пару заметок, принести летние фотографии. И газета вышла вполне ничего.
Верстаем мы по-прежнему в ворде, поскольку компьютер, на котором создается наша газета, не тянет ни одну нормальную программу. Но мы не унываем. Трудности нас только закаляют.
Честно говоря, не знала, что и как рассказывать детям о журналистике, хотя сама закончила журфак и работала в местной газете журналистом. Мало того, два года была выпускающим редактором газеты в газете «Молодежный меридиан». Поэтому сначала мы вместе с желающими пытались обсуждать, чтобы мы хотели видеть в газете, потом я формулировала задания и принимала работу. Спустя пару месяцев, когда дети пригляделись ко мне, в кружок потянулись новенькие. Так у нас появилась свой фотокорреспондент Оля Проскурякова. Оля была застенчива, во всем сомневалась, многого стеснялась, боялась, имеет кучу комплексов в отношении своей внешности и своих талантов. Ноэто было на 100 % в прошлом году. Сейчас она учится в 8 классе, в октябре участвовала в президентских выборах, главным лидером школы не стала, но должность вице-президента и помощника президента по делам культуры и СМИ получила. Сомнения и неуверенность в своих силах в ней все еще присутствуют, но теперь она более уверена в себе, не боится участвовать в конкурсах, делах школы, сама выдвигает идеи и реализует их вместе с друзьями из редакции.
Наш президент – Наташа Хасбиева, девочка яркая, неординарная и со взрывным, частенько обидчивым характером. Все и всегда должно быть по ее. Активистка во всех сферах школьной жизни. Она же мой помощник в верстке. В прошлом году согласилась попроовать себя в этой роли и, не успев начать, вынуждена была сразу же участвовать в конкурсе «Красная строка». На этот конкурс мы попали неожиданно. Потому что в районе наша газета в том году в конкурсе школьных газет не заняла ни одного призового места. И тут из Краснодара пришло письмо, приглашающее нашу редакцию на финал «Красной строки». Мы до сих пор не знаем, чем привлекли внимание организаторов, но лично я им очень благодарна. После участи в финале, мои девочки загорелись новыми идеями и желанием творить. А перед этим руки начали опускаться. На конкурсе Наташа впервые попробовала помогать пишушей братии и неплохо справилась с новостным заданием. С тех пор она периодически не только верстает, но и пишет в газету. А также участвует в литературных конкурсах. Совсем недавно стала победителем муниципального этапа краевого конкура «Мой любимый маршрут».
Алена Курбанова спокойный человечек, тиха и незаметна. Правда, любит себя и это не может не радовать. Писать совершенно не умела. И первый год они с Олей работали в тандеме: Оля фотографирует, Алена пишет. И у них неплохо получается до сих пор. Хотя теперь благодаря Алене наш фотокорр пытается тоже писать. А Алена благодаря борьбе с Олиной стеснительностью и зажатостью – актвиный участник всех акций, флеш-мобов и праздничных сюрпризов для школы и учителей.
Аня Щерба журналистом быть не собирается, родители ее жизненный путь распланировали давно: 11 классов, затем юридический, затем к маме на фирму в юротдел. Первый год любые выезды на пленер, то есть поход на репортаж на базу МЧС, на интервью, сводились к тому, что при виде красивого мальчика Аня забывала о том, что она пришла работать. Соответственно, заметки писались восторженно-романтические и не по теме. Приходилось долго вместе переделывать. В конце года учебного, после совместной редакционной работы над «Дневником памяти», в Ане проснулась другая личность. Она все еще кокетка, болтушка, но после победы в номинации «Полиграф Полиграфыч» в конкурсе «Креатив инициатив» в ней проснулось желание творить что-то полезное, важное, душевное. Аня – победительница конкурса сочинений про мам, призер 2 степени театрального конкурса по сказкам Пушкина.
Анжелика Жукова единственный человечек в редакции, который пришел и сказал, что она хочет быть журналистом и будет поступать на журфак. Энжи красивая девочка с отличной самооценкой. Пишет книги. Летом мы с ней отправили ее роман в издательство. Но поскольку мне не удалось убедить ее дождаться моей правки, то книга ушла очень сырой и был получен отказ. Но руки она не опустила и сегодня пишет следующую книгу. Я верю, что однажды возьму в руки роман-фэнтези и увижу на обложке фото своего юнкора-редактора школьной газеты «Поговорим». После «Красной строки» и «Креатива инициатив» Анжелика более серьезно подходит к созданию газеты и своим обязанностям редактора.
И, наконец, я – Снежана Ященко, руководитель кружка «Спецкор», в этом году просто с радостью наблюдаю за тем, как семена моей работы прорастают буйным цветом и я могу только направлять и помогать, а не делать большую часть работы!
К чему я все это рассказывала? К тому, что на собственном небольшом опыте в роли педагога, а не журналиста, убедилась за год, что школьная газета – это не только важное средство общения между сверстниками. Она не только играет ту же роль, что и пресса в обществе: помогает сформировать гражданскую позицию, воспитать в ребятах любовь к родному краю, его истории и культуре, приобщает к литературно-исследовательской работе, развивает в ребятах творческие и коммуникативные способности, позволяя детям и подросткам приобретать навыки журналистской деятельности.
Наша школьная газета «Поговорим», объединив вокруг себя коллектив единомышленников, стала для моих ребят частью жизни, возможностью выразить собственное “Я”, понять, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, и открыто сказать об этом другим. Фактически она стала “лицом школы” и создала особый микроклимат, показала свою значимость и в социальном, и в психологическом плане. В нашей редакции девчонки и мальчишки с 5 по 11 класс. Каждый ребенок – личность в полном смысле этого слова. По крайней мере, таким он становится в газете, в своих заметках, репортажах, стихах. Но чтобы не делали ребята – во всем чувствуется абсолютная подлинность, индивидуальность.
Самое интересное, на мой взгляд, что с тех пор, как у редакции появился свой собственный кабинет, который редколлегия отремонтировала своими руками, к нам потянулся школьный народ разных формаций. При этом даже те дети, которых считают трудными и которые состоят на особом учете.
Вот, например, Тася Викман. Девочка .. случайно заглянула с вопросом, что это у вас тут за кабинет. В результате мы выяснили, что она умеет и любит рисовать. Теперь она незаменима при работе с открытками для акций «Поздравь ветерана», «С Новым годом». А главное, если в прошлом году мои старшеклассницы повели бы себя при виде нее совершенно по-другому, не приняли бы и прогнали странную шестиклашку. В этом году они терпимы и осторожно ищут к ней подход, чтобы не спровоцировать приступ неадекватного поведения.
Есть еще хулиган, местами грубиян и пофигист Миша Пальчиков. Я случайно узнала, что он пытается писать стихи. Теперь он наш спецкор по поэзии. Мы заказываем ему стихи на разные праздники. Да, он капризничает и отказывается, но тем не менее, пишет и приносит в редакцию свои произведения. Правда, обижается иной раз на правку. В майском номере за прошлый год он произвел фурор среди учителей, когда они прочли его стихи, посвященные деду-ветерану.
Сегодня от выпускников школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания. Особенно это касается подростков, которые в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни. Такая форма деятельности побуждает развитие таких качеств, как инициативность, активность.
Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
Школьная газета – мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Потому что после маленькой победы ребята начинают стремиться к новым свершениям, участвовать в конкурсах, а это – поиск дополнительной информации. Школьная газета способствует сплоченности детей, развитию их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном и классном коллективе, дальнейшей демократизации всей школьной среды, а также созданию базы для развития творческого потенциала учащихся. Но главное – что газета помогает становлению личности ребенка –активной, думающей, толерантной. В чем я убеждаюсь с радостью каждый день в нашей школе 27 поселка Комсомолец!
Снежана Ященко, руководитель объединения «СПЕЦКОР»
Заголовок 315