Статья посвящена организации исследовательской работы по физике на уроках и внеурочной деятельности.Интерес к исследовательской деятельности учащихся – характерная черта нашего времени. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается ка
Управление образования и молодежной политики
администрации Арзамасского района Нижегородской области
Муниципальное образовательное учреждение
Ломовская средняя общеобразовательная школа
« Формирование исследовательских навыков на уроках физики и во
внеурочной деятельности»
Учитель физики
высшей квалификационной категории
Кривоногова И.А.
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ___________________________________________ стр.2-3
Теоретическая часть _________________________________ стр.4-5
Обмен опытом:
« Роль фронтального эксперимента»________________ стр.6-7
« Экспериментальные задачи»______________________ стр.8-10
«Домашние экспериментальные задания»__________ стр.11-13
« Уроки- исследования» ___________________________ стр.14-15
«Исследовательские работы» ______________________ стр.16-18
Результативность _________________________________________ стр.19-20
Литература_______________________________________________ стр.21
1. Введение
« Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не
развивается инициатива и самодеятельность, стремление к науке: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению»
Н.А. Умов
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе. Ни для кого не секрет, что интерес к изучению физики как школьной дисциплины резко упал в последние годы. Для этого есть много причин, одна из которых резкое сокращение часов на изучение данного предмета в школе. В настоящее время в сельской школе на изучение физики отводится только 10 часов, что не дает возможности сельским детям быть конкурентоспособными на едином государственном экзамене. Кроме этого отсутствует координация между программами отдельных предметов естественнонаучного цикла. Все это требует при изучении физики, опирающейся на другие естественные науки, постоянного повторения, а иногда и объяснения основ химии, географии, биологии, демонстрации возможностей применения этих наук не только для решения задач “по программе” соответствующих курсов. Быстрый рост информационного пространства, смена технологий требуют ориентировать образование на еще не доступный сегодня уровень науки и техники. Перед ребенком в данной ситуации стоит очень сложная задача – оказаться готовым к восприятию поступающей информации и ее осмыслению. Одним из инструментов, позволяющих решать подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся. То есть целесообразно введение в образовательный процесс индивидуальных или групповых исследовательских работ, посвященных решению какого-либо частного вопроса из областей на стыке нескольких предметов. Интерес к исследовательской деятельности учащихся – характерная черта нашего времени. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Включение исследовательской деятельности в преподавание физики вместе с другими естественными науками позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний, сформировать умения анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути развития ситуации, но и ведет к возрастанию познавательного интереса ребенка, умению работать с источниками информации, способствует профессиональной ориентации. Чем больше разносторонней интересной информации и новых практических навыков получит ребенок, живущий в сельской местности, тем он будет лучше подготовлен к всевозможным социальным и природным катаклизмам. Хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся имеет огромное значение для развития творческих способностей, так как не только развивает ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом и, самое главное, способствует его социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость. Дети обучаются: выполнению измерений; умению наблюдать; умению экспериментировать; теоретическим предсказаниям; умению регистрировать результаты наблюдений, экспериментов, исследований; составлению описаний, завершающих каждый опыт, исследование, наблюдение; выступлению перед большой аудиторией; умению вести дискуссию. Главная задача педагога состоит в том, чтобы привить вкус к исследовательской деятельности, потребности в серьезной мыслительной работе, требующей усердия, самостоятельности мышления. Школа, заинтересованная в воспитании учащихся, способных к самовыражению, создает все условия для того, чтобы ученик мог заявить о себе, попробовать и почувствовать свои умения.
2. Теоретическая часть
« Верховным судьей всякой физической теории является опыт»
Л.Д. Ландау
Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Эти этапы включают: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Организация исследовательской деятельности, выработка у учащихся исследовательских умений – одно из условий развития познавательной активности. Важно убедить учащихся, что исследовательский подход необходим не только тем, чья жизнь связана с научной работой,- это необходимо каждому человеку. Универсальные умения исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни, так как творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала.
При организации исследовательской работы в рамках урока происходит переход от трансляции непререкаемых истин к самостоятельному поиску решения проблемы учащимися.
При анализе имеющейся литературы (учебники, дополнительные источники информации), при самостоятельном наблюдении или экспериментальной работе у ребенка формируется понимание причин, лежащих в основе тех или иных событий, фактов и явлений, видение межпредметных связей становится более отчетливым.
При выполнении индивидуальных исследовательских работ у ребенка появляется возможность самостоятельного выбора темы и направления исследования.
Создание личностно-ориентированной образовательной среды на основе исследовательской деятельности учащихся неразрывно связано с созданием особого типа взаимоотношений в педагогическом и ученическом коллективе: взаимоотношения коллег, соратников, основной целью которых является получение объективных знаний об окружающем мире. Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-практических заданий. Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе создает условия для повышения интереса к науке, познавательной активности (в ходе исследовательской деятельности), развития логического мышления и творческой самостоятельности. Индивидуальная исследовательская работа на уроках дает возможность учителю увидеть ту “искру” интереса, мотивации, развития каждого ученика, чтобы в дальнейшем развивать специальные умения и навыки. Ученик знакомится с методами научного познания окружающего мира, и исследовательские умения развиваются в личностные качества. На лабораторно – практических занятиях учащиеся знакомятся с сущностью процессов, происходящих при физических явлениях. Использование исследовательского подхода позволяет создать условия для изменения позиции ученика из пассивной (как объекта обучения) в активную (как субъекта учения). Это позволяет превратить традиционное обучение в школе в живой заинтересованный процесс развития личности, способной самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их. Путь в исследовательскую деятельность у каждого свой, но цель перед педагогами стоит одна - повышение мотивации и творческой активности учащихся.
3. Роль фронтального эксперимента
«Самым лучшим и надежным методом в исследовании природы служит
прежде всего открытие и установление опытами свойств этих явлений»
И. Ньютон
В нашей школе постоянно идет поиск новых путей повышения качества знаний и формирования мотивации обучения. Перед педагогическим коллективом была поставлена образовательная цель: создать условия для развития познавательного интереса, творческих способностей и прогрессивного саморазвития личности школьника. Решая поставленные задачи, я считаю самым актуальным и необходимым на сегодняшний день в своей работе способствовать поисковой деятельности учащихся, влияя тем самым на развитие исследовательских умений. Одним из действенных и наиболее близких к этому направлений является работа по целенаправленному развитию мышления. Физике принадлежит здесь особая роль - это одна из приоритетных наук, развивающих логическое и критическое мышление, на уроках возможно использование широкого спектра способов деятельности, изучение физики в средней школе является средством, помогающим школьникам освоить ту часть человеческой культуры, которая во многом определяет лицо современной цивилизации. Я считаю, что для формирования физического мышления школьников на уроках физики целесообразно:
раскрывать плодотворность многоаспектного изучения процессов, объектов.
побуждать учащихся высказывать разнообразные точки зрения на изучаемый объект, обсуждать положительное или отрицательное влияние того или иного явления на жизнедеятельность человека;
обучать разным способам выражения физических идей (символическому, образному, графическому);
составлять всевозможные задачи, связанные с объектом;
открывать в знакомых технических объектах физические закономерности;
привлекать пословицы, загадки, стихи, в которых речь идет о физических явлениях
При разработке уроков я стремлюсь к тому, чтобы на различных этапах урока учащиеся участвовали в различных видах деятельности. Для этого я использую различные методы работы:
объяснительно-иллюстративный (школьники слушают, демонстрируют и наблюдают опыты, пользуются схемами, опорными конспектами);
репродуктивный (проговаривают изучаемый материал, заполняют схемы, таблицы)
проблемный (отвечают на проблемные вопросы)
частично-поисковый (выполняют новые практические экспериментальные задания);
исследовательский (самостоятельно формулируют проблему, ставят цель и решают поставленную задачу).
Для активизации учащихся и развития их творчества большое значение приобретает использование на уроках фронтального эксперимента. Призванный утвердить физику как науку опытную, он выполняет разнообразные учебные функции: первого знакомства с новым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измерения количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков и т.д. В настоящее время, к сожалению, наша школа не располагает средствами для создания широкой экспериментальной базы. Поэтому практические работы составляю таким образом, чтобы при их проведении не требовалось сложного оборудования. “Многознание” ничему не научает” - сказал древний философ. Настоящее образование человек получает только тогда, когда сам ищет ответы на возникающие у него вопросы. А научиться задавать вопросы труднее, чем отвечать на них. На уроках я показываю опыт, и дети сами объясняют наблюдаемое явление, они имеют право спорить, ошибаться, искать ответ в различных справочниках, учебниках. Обстановка в классе должна быть максимально психологически комфортна, чтобы ребята не боялись выглядеть глупо или смешно, если дают неправильный ответ, “ведь не ошибается тот, кто ничего не делает”. Искра жажды знаний зажигается учителем. Познание начинается с удивления, а продолжается через деятельность. Обучать – это значит постоянно использовать приемы, стимулирующие самостоятельный поиск, с помощью которого ученик находит, открывает для себя новые знания. Многолетний опыт преподавания физики в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся и получению ими прочных знаний. Источником мыслительной деятельности является проблемная ситуация. Трудность управления умственной деятельностью в решении проблемных ситуаций обусловлена тем, что для одной группы учащихся задание является проблемным, а для другой – не проблемным. Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер ставят ученика в позицию творческого исследователя, при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания и работать с той скоростью, какая соответствует его подготовке. Мною многократно апробированы на уроках физики задания с подсказками. В подсказке указывается последовательность шагов в решении проблемы. Объем информации, содержащийся в ней, определяется характером задания и уровнем его трудности. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, получают дополнительное задание. При такой организации работы, оказалось, очень легко создавать и поддерживать ситуацию успеха. Особенностью моих уроков является интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, а одним из видов самостоятельной деятельности учащихся, используемых мною, является фронтальный эксперимент. Фронтальные экспериментальные задания – это кратковременные наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой урока. Такие задания позволяют вести изучение теоретических вопросов на экспериментальной основе. Осуществляется он на простейшем оборудовании.
Основное назначение фронтального эксперимента:
Образовательная функция: он способствует формированию у учащихся теоретических знаний; интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами. Развивающая функция: он способствует развитию мышления учащихся, так как побуждает их к выполнению серьезных умственных операций. Воспитывающая функция: он способствует развитию самостоятельности и инициативы учащихся.
Благодаря кратковременности выполнения ученический эксперимент применим на любом этапе урока: при объяснении нового материала, отработке практических навыков, повторении и обобщении изученного на уроке.
Экспериментальные задачи
Одним из видов фронтального эксперимента являются экспериментальные задачи, которым я уделяю большое внимание на разных этапах урока и с различной целью: при постановке проблемы, закреплении знаний, проверке усвоения теоретического материала. Самостоятельное решение учениками экспериментальных задач способствует активному приобретению умений и навыков исследовательского характера, развитию творческих способностей. Экспериментальные задачи обычно не имеют всех данных, необходимых для решения. Творчество предполагает способность учащихся к самостоятельному поиску решения задачи в условиях неопределенности. Поэтому ученику приходиться сначала осмыслить физическое явление или закономерность, о котором говорится в задаче, выявить, какие данные ему нужны, продумать способы и возможности их определения, найти и только на заключительном этапе подставить в формулу. При этом у ученика есть возможность предложить свое оригинальное решение. Для решения таких задач предлагаю учащимся использовать структурно – логическую схему. В каждую схему входят три основных части: 1) физические величины, которые нужно найти и формулы для их нахождения
2) стрелки связи,
3) словесные указания (название прибора, которым измеряем физическую величину или иной источник знаний).
Например, фрагмент урока экспериментальных задач по теме “Ахимедова сила»” 7 кл. Урок строится с непременным учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Учащимся предлагаются разноуровневые задачи:
1 уровень сложности: ученикам даны следующие приборы: брусок, динамометр и мензурка с водой.
Задание: Найти силу Архимеда двумя способами
2 уровень сложности: Ученикам даны: стакан с водой, динамометр, груз на нити.
Задание: Определить объем груза.
3 уровень: Даны сосуды с водой, деревянный брусок, линейка. Задание: Пользуясь только этими приборами, определить массу бруска.
Соответствующее оборудование находится на ученическом столе. Сначала организуется фронтальная беседа с целью повторения правил работы с мензуркой и весами и “мозговой штурм” для обсуждения решения всех заданий. После “мозгового штурма” ученики обязаны представить выполняемое задание в форме структурно – логической схемы, предъявить ее учителю и только потом выполнять работу. Структурно – логические схемы предложенных экспериментальных задач
Fа = P1 – P2
динамометр,
Fа =
·ж g Vт мензурка,
·ж – таблица
1 способ :ученики опредляют вес тела в воздухе, в воде и находят силу Архимеда
2 способ : ученики определяют объем тела с помощью мензурки и вычисляют силу Архимеда по формуле
V = Fа\
·ж g
·ж - таблица
динамометр
Ученики должны догадаться выразить объем через Архимедову силу, так как другими способами найти объем при помощи данных приборов нельзя, нет ни линейки, ни мензурки. Силу Архимеда они находят при помощи динамометра
m = Fт \ g =
·ж
· a
·b
·c
Fт = Fа Fа =
·ж g Vп.ч. Vп.ч.= a
·b
·c - линейка
Ученики должны выразить массу через силу тяжести, использовать условие плавания тел, силу Архимеда найти через объем погруженной части, который можно определить, проведя измерения с помощью линейки.
Пример 2.
Имеется алюминиевый цилиндр. С помощью весов и мензурки определите, есть ли в нём пустоты?
·т = m V
·т сравнить
·ал таблица
весы мензурка
2) Дан моток медной проволоки. Определите её длину, не разматывая мотка. весы
l= V/ S = m
· 4/
·d2 линейка
·- таблица
V= m
· S=
·d2/4
Рассмотренный прием придает работе разумную, понятную ученикам целенаправленность, обосновывает “железной” логикой последовательность выполняемых действий, помогает связывать теорию с практикой. Если экспериментальная задача допускает несколько вариантов решения то, сравнивая разные структурно – логические схемы, ученик выбирает более рациональный способ решения задачи. Учащиеся всегда с большим интересом обсуждают результаты, сильные ученики помогают слабоуспевающим, что имеет большое воспитательное значение.
« Измеряй все доступное измерению и
делай недоступное измерению доступным»
Г. Галилей
Экспериментальные задачи я включаю и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету. Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Например, я даю задание: «Исследуйте зависимость скорости испарения от температуры окружающей среды». Ученик должен ознакомиться с его содержанием, составить план выполнения и собрать нужную установку, проделать опыты, ответить на вопросы и описать выполненную работу. При этом формируются и в то же время проверяются организационные и экспериментальные умения ученика, его знания. На первом этапе задания должны быть достаточно просты и понятны ученику, чтобы у него вызвать интерес и веру в свои силы. Например, такой домашний эксперимент: «Определите плотность кусочка сахара, картофелины». Правильность определения объема сахара отражает умение пользоваться линейкой; точность, четкость выполнения задания позволяют оценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единиц измерения. Такого рода задания приучают школьника к самостоятельному выполнению работы на всех ее этапах, включая организацию, проведение, осмысление и получение результатов. При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: опыты должны легко выполняться в домашних условиях, так как объемные задания, требующие сложных вычислений, могут отпугнуть ребенка и тогда интерес к экспериментам и физике, как науке будет потерян; такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний. При выполнении опытов учащиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода. Считаю целесообразным предварять изучение некоторых вопросов простыми экспериментальными заданиями. Когда у учащихся появится интерес к такого рода заданиям и появиться вера в свои силы, задания постепенно усложняются по нарастающей. Домашние экспериментальные работы я предлагаю учащимся до, и после выполнения ими соответствующей фронтальной лабораторной работы. Показываю логическую связь между материалом, изучаемым на уроке, и домашним экспериментальным заданием, мотивирую эту работу, привлекаю к ней внимание учащихся. Приведу несколько примеров домашних экспериментальных заданий.
– Определите предел измерения и цену деления шкалы рулетки. Какие физические величины можно измерить, определить с помощью рулетки? Вычислите площадь поверхности обеденного стола и объем ванной комнаты. Выразите результаты вычислений в м2 и м3.
– Вставьте плотно воронку в бутылку и попробуйте быстро налить в нее воду. Что вы наблюдаете? Почему вода не вливается в «пустую» бутылку?
– Вырежьте из листа бумаги два одинаковых лепестка и приложите их друг к другу. Слипаются ли они? Повторите опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почему лепестки прилипают друг к другу? Повторите опыт с маслом.
Мне как учителю важно создать условия, при которых учащиеся научатся подмечать, как человек использует разнообразные явления окружающего мира в повседневной жизни, что позволит им расширить свой жизненный опыт и создать основу теоретических знаний. Обучаю школьников на уроках извлекать сведения из разных источников (в том числе из собственного жизненного опыта), отличать факты от мнений. После знакомства на уроке с физическим явлением спрашиваю ребят: «А где мы встречаемся с этим явлением в жизни? Приведите примеры полезного и вредного действия этого явления». Если дети затрудняются с ответом, предлагаю поискать ответ в литературе, Интернете. Тем самым я помогаю ученику осваивать разные способы представления информации и из отдельных сведений получать новые знания, совершая переход от ядра физической теории к выводам, следствиям, научным предсказаниям. Понимание взаимосвязи человека и природы возникает на основе знаний веществ, которые нас окружают, и возможностей их объектов для наблюдений. Это могут быть наблюдения за жизнью растений и животных. Например, пронаблюдать, как ведут себя животные (кошки, собаки) в морозную погоду, в жару. Объяснить их поведение с точки зрения физики. Выполнение таких заданий, знакомство с живыми организмами в их естественной среде – важные условия экологического воспитания школьников. Опыт работы убеждает, что доступные экспериментальные исследования полезно давать в качестве обязательного домашнего задания, чтобы привлечь к ним школьников. Дело в том, что проведение этих работ, как правило, пробуждает любознательность у всех учащихся, в том числе и слабоуспевающих, а систематическое включение их в учебный процесс способствует формированию глубокого познавательного интереса. Внеклассные (домашние) опыты и наблюдения чрезвычайно важны как дополнения к школьному физическому эксперименту. Они позволяют расширить область связи теории с практикой, приучить учащихся к самостоятельной исследовательской работе, развить у них интерес к физике и технике, преодолеть ошибочные представления некоторых из них о том, что физические явления можно наблюдать лишь с помощью специальных приборов
Одним из любимых видов работ для семиклассников является самостоятельное составление задач, который способствует не только овладению предметным материалом, но и развитию творческого мышления. Также можно предложить придумать рассказ или сказку с физическим содержанием. Некоторые из ребят очень творчески подходят к делу, красочно оформляют работы.
Одна из форм урока, когда одинаковое экспериментальное задание выполняется всеми учащимися одновременно под руководством учителя согласно предложенной инструкции – лабораторная работа. При проведении лабораторного практикума работу строю так, чтобы это было не только приобретение или освоение опыта работы с измерительными приборами, сколько решение задач практической направленности. Это и умение сформировать вопрос, ответ на который нужно получить в рамках самостоятельного исследования. И умение составлять детальный план исследования, отобрать нужное оборудование, собрать установку, предложить способ представления информации, полученной в опыте, провести измерения и оценить погрешность измерений. В ряде случаев, сравнить полученное значение измеряемой величины и сделать вывод. Очевидно, что подробные инструкции снижают самостоятельность учащихся, препятствуют развитию их мышления. Выход в дифференциации заданий учащимся. Например, три уровня сложности лабораторных работ. Первый вариант работ для слабых учеников содержит подробные инструкции для выполнения, что измерить, что вычислить. Данный уровень соответствует воспроизведению знаний, умений и навыков и не предполагает самостоятельного поиска решений. Для развития самостоятельности и повышения мотивации при выполнении фронтальной лабораторной работы инструкция второго уровня сложности составлена так, что содержит лишь теоретические обоснования метода. Учащиеся должны сами наметить ход работы и реализовать его. Третий уровень сложности содержит лишь задания и перечень оборудования, которое необходимо использовать. Учащиеся должны решить предложенную задачу теоретически, составить план выполнения эксперимента, провести необходимые измерения и сделать выводы. Формирование умений самостоятельно ставить опыты – сложный вид деятельности. Самостоятельность вырабатывается постепенно, начиная с выполнения лабораторных работ воспроизводящих в сочетании с творческими работами, классных - с домашними. Еще Антуан де Сент-Экзюпери писал: « Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило». Опыт работы показывает, что это остается актуальным и в наши дни.
В своей работе я также использую уроки- исследования. Это и уроки закрепления, и уроки по изучению нового материала. Такие уроки провожу следующим образом. Класс делю на группы. Можно опыты проводить и всем классом сразу, но это не так эффективно. В группах учащиеся более ответственно подходят к делу, в небольшой группе легче обсудить данный опыт и сделать конкретный вывод, который потом представляется классу. Тут возможны различные варианты: можно делить по способностям (слабые ученики, сильные), но мне больше нравится, когда в группе есть и те и другие. Это имеет не только образовательное, но и воспитательное значение, так как у учащихся формируются навыки коллективной работы, школьники учатся слушать друг друга, помогать слабым ученикам, умению оценивать свою и чужую деятельность. Стараюсь строить уроки таким образом, чтобы дети почувствовали себя исследователями. Погружаясь в атмосферу совместного поиска и сотрудничества, учащиеся делают большие и маленькие открытия, спорят и рассуждают, делают выводы. Создание на уроках атмосферы коллективного творческого поиска – необходимое условие для самореализации каждого ребенка. Уроки должны приносить детям радость познания и радость общения. Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками. Причем умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям.
Для примера рассмотрим тему VII класса «Давление жидкости». Начинаю урок с демонстрации опыта с пластиковой бутылкой, в которой на разной высоте сделаны три отверстия. После чего выясняем с учащимися, почему вода вытекает из бутылки. Потом смотрим, из какого отверстия вода вытекает дальше всего. В ходе беседы устанавливаем, что вода оказывает давление. От каких величин зависит давление жидкости? Ребята выдвигают гипотезы, после их обсуждения, приходим к мысли, что давление может зависеть от массы, высоты, плотности жидкости. Как это проверить? Конечно, с помощью опыта». Делимся на группы, каждая группа исследует свое предположение. Например, первая должна выяснить зависит ли давление от массы, используя разные по объему пластиковые бутылки, и приходит к выводу, что давление жидкости не зависит от массы, так как дальность полета струи воды одинакова. Вторая группа должна выяснить зависит ли давление от плотности жидкости, и сделать свой вывод. Для этого они берут две разных жидкости. Третья – меняет высоту жидкости и делает свой вывод. После проведения эксперимента каждая группа отчитывается о проделанном опыте, выводы обсуждаются и записываются всем классом. Приводим примеры практического использования, а также примеры в живой природе. Например, учащимся предлагается ответить на вопросы: « Каким образом глубоководные рыбы приспосабливаются к большому давлению?» « Может ли человек опуститься на дно моря?» Для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще непознанного, хотя уже и открытого в науке явления. Всякое исследование начинается со сбора фактов, их обсуждения, выдвижения гипотезы, а затем экспериментальной проверки. Сама методика построения урока способствует поддержанию и развитию интереса к познавательной деятельности. Самостоятельное исследование, особенно в том случае, когда за ним следует отчет о результатах перед всем классом, вызывает интерес учащихся и желание работать. Проблемное обучение учит мыслить логично, научно, дидактически и творчески, преодолевать встречающиеся затруднения, делает учебный материал более доказательным, а его изучение более основательным и прочным. Поэтому оно выполняет главную задачу- формирование личности учащихся и их развитие.
Широкое применение исследовательского метода на уроках связано с определенными трудностями, так как для его реализации, как правило, требуется большая затрата учебного времени и дифференцированный подход к учащимся. Названные трудности практически отсутствуют при организации внеклассной работы, поэтому именно здесь этот метод используется мною более широко. Ежегодно мы с ребятами участвуем в конкурсе исследовательских работ по физике. Любая исследовательская работа проходит путь от изучения имеющейся по данному вопросу литературы и постановки цели до подбора методов исследования и анализа полученных результатов. На каждом этапе выполнения работы очень важна обоснованность и логичность суждений. Для проведения исследования нужно сначала увидеть проблему, обдумать и понять суть явления и суметь отстоять и защитить свою точку зрения. Важным и ответственным моментом является выбор темы исследовательской работы. Я стараюсь выбрать тему так, чтобы она позволила раскрыть способности ученика, отразить его интересы. Для этого сначала анализирую темы возможных исследований, выбираю несколько, представляющих интерес для данных учеников. Предпочтение отдаем тем, которые наиболее актуальны и имеют практическую значимость. Необходимо заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы он четко представлял, какую проблему он хочет решить. Желательно, чтобы тема была не отвлеченной, а имела связь с жизнью и с будущей профессией. Например, юноше увлекающемуся военной техникой я предложила тему « баллистическое движение». Это показалось ему интересным. Выяснить от чего зависит дальность полета снаряда и ее рассчитать. Проблема исследования должна быть достаточно узкой и значимой для ученика. Далее ученик формулирует цель исследования, задачи, высказывает гипотезы и намечает ход работы. Изучение литературы по проблеме исследования – обязательный этап учебно-исследовательской работы. Это могут быть учебники, справочники, научная литература. Можно воспользоваться Интернетом. Анализируя тексты, ученик тренирует аналитическое мышление. Основная и самая интересная часть работы - выполнение эксперимента. Для получения достоверных результатов обязательно необходимо повторить эксперимент несколько раз. Только в этом случае можно утверждать, что полученные величины являются не случайными, не отражают ошибку экспериментатора или не являются следствием нарушений в работе приборов. После проведения эксперимента вычисляется среднее значение и подсчитывается ошибка измерения. Подсчитывать погрешности измерения обязательно нужно, так как если это не сделано, то можно считать, что измеряемая величина вообще неизвестна, так как погрешность измерения может быть того же порядка, что и сама измеряемая величина. Следующим важным этапом становиться обсуждение результатов исследования. Без этой части работы – сам эксперимент становиться бессмысленным, поэтому очень важно организовать именно анализ полученных результатов. Полученные в работе результаты важны и интересны сами по себе. Они – плод размышлений и труда юного исследователя. Удовлетворение, получаемое от сознания того, что ты самостоятельно совершил пусть маленькое, но открытие – огромный стимул для продолжения движения личности по пути познания. Выводы являются заключительным аккордом всего исследования. Это та истина, ради которой и задумывалась вся работа. Поэтому к формулировке выводов надо подходить очень ответственно. Выводы отвечают на вопрос, поставленный в цели работы. Включение исследовательской деятельности в преподавание физики позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний, сформулировать умение анализировать и сопоставлять, ведет к возрастанию познавательного интереса ребенка, умению работать с источниками информации, способствует профессиональной ориентации.
Основные трудности, с которыми мне приходится сталкиваться при выполнении исследовательских работ – это выбор темы исследования, а также недостаток необходимого оборудования. Ограниченные возможности школьной лаборатории являются серьезной проблемой для качественного выполнения эксперимента. Кроме того, трудность исследовательской работы заключается в том, что базовые знания ученик должен свести воедино, выделить самое важное и на этой основе провести эксперименты. Конечно, все это требует много сил и времени, которого у учителя катастрофически не хватает, но, видя увлеченные, горящие глаза ребят, забываешь обо всем. И убеждаешься в важности своей работы
Таким образом, организуя исследовательскую деятельность учащихся, я как учитель:
Создаю условия для постановки личных целей; демонстрирую значимость исследовательской деятельности и ее результатов (межпредметная связь, подготовка к экзаменам, подготовка к студенческой деятельности).
Обучаю, то есть оказываю содержательную и организационную помощь в работе: консультирую, конкретизирую проблемы, редактирую т.д.
Так как учащиеся разного уровня, создаю ситуацию успеха, регулярно проверяю и оцениваю выполняемую работу.
Трудоемкость обусловлена созданием дидактического материала, проектированием уроков с использованием исследовательского подхода, разработкой уроков с использованием презентаций, что требует значительного времени.
С целью выяснить отношение учащихся к исследовательской деятельности мною был проведен опрос в старших классах. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
А) Какую из форм проведения урока по физике вы предпочитаете?
- Урок объяснения нового материала с демонстрацией опытов учителем.
-Обычный урок: опрос, объяснение нового, закрепление.
- Урок-исследование
- Работа на уроке с книгой по решению задач и упражнений
Б) Почему Вам нравится урок- исследование
- потому, что можно получить хорошую отметку
- потому, что можно поэкспериментировать
-потому, что можно узнать что-то новое
- интересно подтверждать какие-то теоретические факты
Результаты опроса следующие:
Предпочитаемый вид урока
Причина интереса к исслед. работе
Класс
и кол-во
учеников
Объяс-
нение,
демон-
страция
Обыч-
ный
урок
Урок-
иссле-
дова-ние
Рабо-та с
кни-гой
Дру-гое
Хоро-
шая
отмет-
ка
Нравит-
ся экспе-
римент
Узнать
новое
Интерес
к резуль-
татам
8 кл. 24
10
4
8
2
9
10
4
1
9 кл 7
2
-
4
-
1
2
3
2
-
10 -11 кл 10
3
2
5
-
-
-
2
6
2
Как видно из опроса, мотивы меняются от восьмого класса к десятому. Если в 8 классе преобладают ответы желание получить хорошую оценку и поэкспериментиро-вать, то к старшим классам это интерес к конкретным результатам и желание узнать что-то новое, что означает повышение познавательного интереса.
Результаты наблюдений за учащимися и анализ результатов опроса позволяют сделать вывод о том, что - во-первых: на протяжении всего периода обучения физики в школе интерес к исследовательской работе как форме проведения урока усиливается; во-вторых: повышается уровень познавательной мотивации.
Создавая доброжелательную обстановку на уроках-исследованиях, придавая им эмоциональную окраску, создавая условия гарантированного успеха, объясняя личную значимость данного вида знаний и умений я тем самым оказываю педагогическую поддержку на этапе формирования мотивации учебной деятельности школьников. Очевидно, что на этих уроках дети от репродуктивной деятельности переходят к продуктивно-творческой, исследовательской.
Применение исследовательского подхода в обучении физики, приобщение учащихся к современным научным достижениям через использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности дает свои результаты:
Внешняя результативность.
Учащиеся являются призерами районных олимпиад за последние 5 лет - 3 чел.
Призеры конкурса районных исследовательских работ по физике (2004-2009) - 5 чел.
Учащиеся чаще стали выбирать экзамены по физике в IX – XI классах, а значит, этот предмет стал им ближе и понятнее, многие поступают в технические ВУЗы, успешно сдавая экзамены.
Внутренняя результативность.
-приобретение школьниками предметно- профессионального и социального опыта,
-формирование профессионально значимых умений и навыков,
-выработка умений самостоятельного приобретения знаний и навыков добывания информации,
- формирование навыков коллективной работы, школьники учатся слушать друг друга.
В своей работе я стремлюсь создавать условия для становления и проявления творческой индивидуальности учащихся, обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы учащихся, помочь детям найти свое место в жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
Обухов А.С. « Методики исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук» МИОО 2006 г
Скалкова Я. « Методология и методы педагогического исследования» Москва. «Педагогика» 1989г
Татьянкин Б.А., Макаренков О.Ю. и др. « Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе» Москва 2007г
Дереклеева Н.И. « Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся» Москва 2008г.
13PAGE 15
13PAGE 14315
Заголовок 315