Автореферат к выпускной работе по теме:
Автореферат
1 слайд: Уважаемый председатель, уважаемые члены комиссии, уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа по теме: «Развитие лидерских качеств у младших школьников в сфере внеурочной деятельности».
2 слайд: (Актуальность) Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность.
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера (лидера во благо) невозможно существование детского коллектива.
Особого внимания заслуживает младший школьный возраст. Интерес к данному возрастному этапу объясняется тем, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.
3слайд: Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития позитивных лидерских качеств у младших школьников.
4 слайд: Объект исследования - лидерские качества младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития позитивных лидерских качеств личности младшего школьника.
Гипотеза исследования: при реализации Программы развития лидерских качеств будет обеспечена эффективность формирования позитивных лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
5 слайд: В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом решались следующие задачи: - Проанализировать сущность базовых понятий проблемы; - Экспериментально апробировать программу формирования позитивных лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
6 слайд: База исследования – МКОУ Крестовогородищенская СШ.
Сообразно нашей цели выбраны Методы исследования:
а)изучение литературы,
в) диагностические методы (опрос, оценка, шкалы, изучение ролевого поведения и пр.);
г) педагогический эксперимент;
д) эмпирические методы (наблюдение, анализ документации).
7 слайд: В теоретической части мы изучили:
Психолого – педагогические основы развития лидерских качеств у младших школьников
1.1. Понятие лидерства и лидерские качества
1.2. Возрастные особенности развития личности младших школьников
1.3. Условия развития лидерских качеств у младших школьников
Методики, используемые нами в работе, были направлены, с одной стороны, на исследование групповых процессов в классе, а, с другой, - на изучение личности самого ребенка-лидера и его места в среде сверстников. (Коломинский Я.Л. «Учителю о психологии детей»).
8 слайд: В практической части мы изучили Проявление и развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
Сначала мы определили, какие качества лидера значимы для детей. Для этого мы провели опрос « Кто такой лидер?» (в их понимании), какими функциями он обладает, какие цели преследует и какими чертами на их взгляд обладает.
В рамках нашего эксперимента мы исследовали 2 лидерских качества:
организаторские способности и ораторские способности.
9 слайд: Мы изучили проявления лидерских качеств учащимися и вот что у нас получилось:
- наиболее развиты в данном коллективе лидерские качества: общительность, честность, коммуникабельность, трудолюбие и чувство юмора;
- наименее развиты для данной группы детей лидерские качества: авторитетность, организаторские способности, ораторские способности и целеустремлённость.
(Подобраны упражнения «Эмпатия», «Коммуникация», «Спич на 1,5 минуты», «Цветовая перцепция», «Артистизм», цикл внеурочных мероприятий на развитие лидерских качеств учащихся).
10 слайд: Мы предложили программу развития лидерских качеств у младших школьников. При разработке программы мы принимали во внимание:
- традиционные принципы ее построения (развитие личности ребенка в деятельности);
- природную активность ребенка,
- его положительные качества и пр.)
- современные (принцип положительного «авансирования» личности, создание ситуации успеха и др.), соотносящиеся с процессом становления личности ребенка.
Программа развития лидерских качеств состояла из 3 этапов:
Первый - «диагностический», в ходе которого был осуществлен отбор детей, проявляющих склонность к лидерству (Анкетирование, тестирование - Автор педагог-психолог Гасникова Н.В.)
Второй этап - «формирующий», в ходе его реализовывалась специально разработанная педагогическая программа работы с детьми, направленная на развитие позитивных лидерских качеств. (Модифицированная методика А.Н. Лутошкина). (В процессе реализации программы развития лидерских качеств, мы не раз убеждались, что дети стали думать какое место они занимают в классе, что хотели бы изменить в себе, какие личные качества развить.)
Третий этап предусматривал заключительную оценку, подведение итогов работы второго этапа и сравнение результатов с теми, которые были получены на первом (диагностическом) этапе. Для проведения диагностики мы использовали те же методики, что и на первом этапе.
Учитывая результаты, полученные в ходе эксперимента, мы решили предложить ребятам, которые оказались «пограничными», неуверенными или наоборот самоуверенными, а также детям с лидерскими качествами, поучаствовать в курсе занятий, направленных на воспитание лидерских качеств. В тренингах согласились участвовать 27 детей.
11 слайд: В результате реализации программы мы обнаружили некоторые изменения в проявлениях лидерских качеств учащихся. Подводя итог нашего исследования, отметим, что на уровне МКОУ Крестовогородищенской СШ действуют программы, способствующие развитию лидерского потенциала младших школьников, которые помогают реализации лозунга «Лидерами не рождаются, ими становятся!»
12 слайд: Обработка результатов по изучению личностных качеств, показала, что у всех ребят значительно изменился балл, оценивающий коммуникативные способности. Наблюдается значительный прогресс в развитии ораторских способностей. Особо хочется отметить, что дети стали ставить перед собой конкретные цели и самостоятельно искать пути их достижения. Изменения баллов организаторских способностей также имеют место, но не у всех они значительны. Мы думаем, что это можно объяснить недостаточным количеством проведенных занятий.
Как сказала классный руководитель 4 класса: «Раскрепоститься успели, учились быть хорошими организаторами, но не хватило времени».
Но мы считаем, что и тот результат, который был получен, свидетельствует об эффективности проведенных занятий.
13 слайд: Проведенные нами исследования, а вслед за ними тренинговые занятия, которые мы проводили, доказывают, что младшие школьники – это возраст, являющийся наиболее благоприятным периодом для воспитания лидерских качеств у ребенка, где оптимально его включение в совместную деятельность с педагогами и родителями, стимулирующими развитие у детей лидерских качеств самосознания, самовоспитания, самооценки.
На сегодняшний день одной из благоприятных сфер для воспитания лидерских качеств у младших школьников являются внеклассные мероприятия.
14 слайд: Спасибо за внимание! Жду ваших вопросов.