Организация трудового обучения детей с умеренным нарушением интеллекта в условиях специальной школы
ГУ Специальная коррекционная школа-интернат г. Астана ( 8-го вида)
Учитель трудового обучения
1 категории высшего уровня квалификации
ПЕТРОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Организация трудового обучения детей с умеренным нарушением интеллекта в условиях специальной школы
Процесс обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости имеет существенную специфику. Она проявляется в существенно низком уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения. Помимо этого, для всего процесса обучения этой категории учащихся характерна задача максимальной адаптации в общественной жизни.
Процесс социализации осуществляется путем формирования соответствующих жизненно необходимых качеств, к которым относятся, прежде всего, социальной-бытовые и трудовые навыки. Дети с умеренной умственной отсталостью обнаруживают много проблем в трудовом обучении в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Они затрудняются даже в овладении элементарными трудовыми умениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционно-обучающей работе формирование трудовых навыков все же происходит, хотя очень медленно и с большими сложностями. Возникновение этих трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического развития данной категории детей. В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей. Нарушения общей моторики значительно сковывают действия учащихся в процессе овладения ими пространственной ориентировки. Они испытывают сложности при ориентировке на плоскости стола и листа бумаги (в двухмерном пространстве).
У детей с умеренной умственной отсталостью практически не наблюдается ориентировочный этап при выполнении различных трудовых заданий. Стереотипные действия с одними предметами механически переносятся на действия с другими. Учащиеся испытывают значительные трудности в понимании обращенной речи и формулировании собственных высказываний. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений значительно осложняет формирование трудовых умений, а в некоторых случаях делает это практически невозможным.
Недоразвитие всех психических функций у ребенка с умеренной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться даже элементарным основам труда. Процесс формирования элементарных трудовых умений неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи - социально-бытовой адаптацией этой категории детей. В связи с этим трудовое обучение должно носить, прежде всего, ярко выраженную практическую направленность. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Невозможно даже приблизительно оценить объем знаний ребенка с умеренной степенью умственной отсталости с общепринятых педагогических позиций. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
Типовым Учебным планом специальной школы для детей с умеренной степенью нарушения интеллекта (2 отделение) в Казахстане предусмотрен учебный предмет «Ремесло».
\Основной целью этого предмета является обучение учащихся элементарным навыкам производительного и хозяйственно-бытового труда, а также формирование у них общепринятых норм и правил общения в трудовом коллективе. Для детей данной категории труд является основным способом их адаптации к жизни. В ходе обучения школьники овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях.
Исходя из целей трудового обучения главное внимание должно быть уделено решению следующих задач:
трудовое обучение и подготовка к посильным видам производительного труда;
обучение обслуживающему труду;
социально-бытовая ориентировка с последующим включением в окружающую жизнь;
развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умеренной умственной отсталостью.
Трудовое обучение детей с умеренным нарушением интеллекта осуществляется в соответствии со следующими принципами, имеющими важное значение в организации учебно-воспитательного процесса на занятиях по предмету «Ремесло»:
1. Практическая направленность всего обучения;
2. Коррекционно-развивающее обучение;
3. Целостное построение учебного процесса;
4. Доступность учебного материала;
5. Индивидуальный подход в обучении;
6. Наглядность и непосредственная деятельность с предметами.
Содержание учебного предмета «Ремесло» включает разные виды деятельности, которые можно заменить и дополнить другими видами труда, усложнить или сократить в зависимости от психофизических возможностей учащихся. Данное пособие включает материалы по организации обучения по разделу «Работа с глиной»
Занятия по работе с глиной необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. В процессе урока-занятия учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных трудовых навыков.
В предлагаемом пособии программно-практический материал подобран с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся. Материал расположен по принципу усложнения, увеличения объема сведений и повышения доли самостоятельности. Это позволяет использовать имеющийся опыт учащихся как основу для совершенствования их трудовых умений и навыков, формирования новых. Достижение самостоятельности идет поэтапно. Вначале учащиеся выполняют задания по показу, когда педагог демонстрирует весь процесс работы, сопровождая его объяснениями. При выполнении сложных заданий вначале демонстрируются и объясняются отдельные операции трудового процесса. Затем происходит обсуждение в группе, где учащиеся повторяют объяснение и намечают план работы. Педагог оказывает при этом необходимую помощь советом или действием.
После усвоения таких заданий переходят ко второму этапу ориентировке в заданиях. Когда педагогом демонстрируются только сложные трудовые операции, действия и приемы. Также в группе происходит обсуждение, повторение и планирование работы.
На третьем этапе задания формируются только подробным объяснением педагога и его контролем или помощью в виде советов или действий при затруднении. Это позволит в дальнейшем избежать характерной для лиц с умеренной умственной отсталостью несамостоятельности в труде.
В процессе обучения труду детей с умеренной умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:
- совместные действия детей и взрослого;
- действия по подражанию действиям учителя;
- действия по образцу, по словесной инструкции;
- приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
- действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
- соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в жизни.
Учителям, работающим с учащимися с умеренной умственной отсталостью, необходимо учитывать, что динамика овладения ими трудовыми навыками и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических ситуациях.
Программно-методический материал включает примерное содержание занятий и некоторые методические указания. Следует учесть, что предлагаемое содержание не является строго обязательным. Как уже отмечалось, учитель может заменить или дополнить содержание программы другими заданиями. Каждый учитель составляет свою рабочую программу исходя из психофизических особенностей и возможностей каждого ученика. На основе мониторинга учитель определяет количество учебных часов по темам. Поурочное планирование осуществляется исходя из уровня подготовленности учеников конкретного класса. Усвоение программного материала рассчитано не по годам обучения, а по этапам: учащиеся одного класса могут обучаться одновременно на разных этапах и даже по разным тематическим разделам программного материала.
Заголовок 1Заголовок 415