Презентация на тему Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников
«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников» Воспитатель:Александрова Н.А.МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№1 «Улыбка» Актуальность темы обусловлена проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражая отношения к людям, природе, к себе. Цель исследования: выявить особенности использования сюжетно – ролевой игры в процессе нравственного воспитания старших дошкольников.Объектом исследования является процесс нравственного воспитания старших дошкольников.Предмет исследования: нравственное воспитание старших дошкольников средствами сюжетно – ролевой игры. Задачи исследования Раскрыть понятие нравственного воспитания и его задачи на этапе дошкольного возраста.Рассмотреть психологические особенности нравственного воспитания старших дошкольников.Выделить методы, формы и средства старших дошкольников.Показать влияние сюжетно – ролевой игры на нравственное воспитание старших дошкольников.Описать методические особенности использования сюжетно – ролевой игры в нравственном воспитании старших дошкольников. Формированию нравственного воспитания в игре у детей придавали огромное значение ученые и педагоги Сухомлинский В.А. (1918-1970)Ушинский К.Д. (1823-1870)Белинский В.Г. (1811-1848)Чернышевский Н.Г. (1828-1889)Рубинштейн С.Л. (1889-1960)Толстой Л.Н. (1828-1910)Макаренко А.С. (1888-1939) Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного обществаМеханизм нравственного воспитания Знания и представления Навыки и привычки Поступки и поведение Нравственное качество Чувства и отношения Мотивы Задачи нравственного воспитания 1.Формирование механизма – представлений, чувств, привычек и норм, практики поведения 2. Формирование нравственных качеств в зависимости от потребности общества 3. Воспитание гуманных чувств и отношений, патриотизма, трудолюбия, умение и желание трудиться, коллективизм Психологические механизмы Формирование нравственного воспитания (интериоризация, оценка, выбор, экстериоризация) 2. Функционирование нравственного воспитания (нравственные потребности, нравственные мотивы, направленность, идеалы) Методы нравственного воспитания В.Г.Нечаева – 2 группы:1. Организация практического опыта общественного поведения (приучение, показ действий, пример, организация деятельности)2. Формирование нравственных представлений, суждений, оценок(беседы, чтение, рассматривание и обсуждение картинок) В.И. Логинова – 3 группы:Формирование нравственного поведения(приручение, упражнение, руководство деятельностью)Формирование нравственного сознания(разъяснения, суждения, беседы)Стимулирование чувств и отношений(пример, поощрение и наказание) Условия эффективности методов гуманность, не нарушать прав ребенка; реальность, логичность, завершенность; заранее подготовлены условия и средства; применяться ко всем детям; тактичность, бережное отношение к ребенку; предвидеть возможные результаты воздействия на каждого ребенка; терпение и терпимость, т.к. результат будет достигнут не сразу; комплексное применение методов. Формы нравственного воспитанияСпециальные учебные занятия, игровые ситуации, взаимодействие с окружающим (общение со сверстниками) Средства нравственного воспитания: 1 группа художественные – худ. литература, изо, музыка, кино, диафильмы2 группа природа – дает возможность вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться, защищать, способствует формированию уверенности в себе3 группа собственная деятельность детей – игра, труд, учение, художественная деятельность необходима при воспитании нравственного поведения Сюжетно-ролевые игры Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Через сюжетно-ролевую игру педагог выводит ребенка во взрослую жизнь, учит думать, чувствовать, действовать, адаптироваться к меняющимся условиям, принимать решения в незнакомой обстановке. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов:Л.С. ВыготскийД.Б. ЭльконинА.В. Запорожецпедагогов:Д.В. МенджерицкаяН.Я. Михайленко Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация.Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль Сюжетно-ролевые игры, в которых дети должны были проигрывать роль, ориентируясь на систему нравственного воспитания Больница
Поездка на автобусе
Магазин
Благодарю за внимание