Статья Особенности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста


Автор: Самойлова З.В.
учитель начальных классов
ОСОБЕННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Дети с интеллектуальными нарушениями отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графомоторными навыками. Поскольку неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. 
Графомоторный навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой – как двигательное. Формирование графического навыка письма в начальной школе – длительный и сложный процесс. Одна из наиболее распространенных причин трудностей овладения графическими навыками письма обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью – нарушение высших психических функций и речи.
Как отмечает Г.Н.Рахмакова, для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью характерно снижение способности к приему и переработке перцептивной информации, что проявляется в процессе формирования графического навыка письма.
Наблюдая за процессом письма, В.И. Насонова сделала вывод о том, что у учеников с интеллектуальными нарушениями в младшем школьном возрасте наблюдается недостаточность межанализаторного взаимодействия. Несовершенство межанализаторной интеграции приводит к трудностям в процессе письма, например, знаков.
Е.В. Мальцева выделяет, что графические ошибки при формировании навыка письма и трудности, возникающие у учеников в процессе письма,  являются следствием низкого уровня развития процесса восприятия.
Е.А.Кинаш отмечает, что недоразвитие зрительного анализатора и синтеза у обучающихся данной категории обуславливает частоту смешения графически сходных букв.
По мнению В.А. Насоновой, ученики с интеллектуальной недостаточностью проявляют слабость самоконтроля во время письма. Слабый контроль за графической стороной письма проявляется у учеников в следующем: формы букв далеки от образца, буквы отставлены друг от друга неравномерно, наклон нарушается, буквы не выдерживают нужную высоту, не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме и другие ошибки. Особенно ярко проявляются ошибки и трудности с появлением требований орфографически грамотного письма – письмо под диктовку, списывание с доски.
Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер указывают, что трудности формирования навыка письма обучающихся, обусловленные низким уровнем развития мелкой моторики руки, могут проявляться: 1) в неумении писать буквы связно, то есть на основе двигательных элементов и по определенному алгоритму; 2) в невыполнении алгоритма трех видов соединения букв в словах.
Трудности овладения графомоторным навыком обусловлены тем, что каждый из процессов, необходимых для написания слова, у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью крайне несовершенен. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке. Типичные ошибки письма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями проявляются в виде различных форм дисграфии и аграфии.
Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для детей, а для обучающихся с интеллектуальными нарушениями он вдвойне сложен. А поскольку количество детей этой категории постоянно увеличивается, проблема развития и коррекции графомоторных навыков у них довольно актуальна. Поскольку, если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности, это может сказаться на грамотности при письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.