Из опыта работы с детьми младшей группы: Радость встречи с книгой (книжный уголок)
«Радость встречи с книгой»
Книжный уголок. Из опыта работы с детьми младшей группы.
Работа выполнена педагогами :Пурюшиной Е.Н., Чурбановой Л.В.
Книга величайшее достижение культуры, могучее средство воспитания. Маленький ребенок верит слову писателя. Слушая художественное произведение; он живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло , у него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.
В младшем возрасте приоритетной линией речевого развития детей является развитие инициативной речи, огромное значение имеет правильная организация общения ребёнка с окружающими людьми. Речь становится средством общения, развивает коммуникативные способности. Активизируется познавательная деятельность, появляются вопросы, рождается понимание. И ,именно, в этом возрасте ребёнку нужна помощь, чтобы передать содержание услышанного.
Важным источником развития коммуникативных навыков и речевого творчества является художественная литература и фольклорные произведения.
Наблюдения, проведенные в младшей группе, показали, что наши воспитанники, в силу своего возраста, не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать произведения разных жанров. Многие малыши недостаточно правильно обращаются с книгами: раскрашивают иллюстрации, загибают углы, отрывают страницы. Не все дети могут ответить на вопросы простыми предложениями, чаще отвечают одним словом.
Чтобы вызвать у детей интерес к книге, обогатить словарный запас детей, воспитать любовь к художественному слову, мы поставили перед собой цель:
- Стимулировать речевое развитие детей через знакомство с художественными произведениями.
И поставили следующие задачи:
1.Формировать у детей интерес к книге;
2. Формировать навык слушания художественного произведения;
3.Обогащать активный словарь детей;
4. Способствовать развитию связной речи детей;
5. Воспитывать бережное отношение к книге;
Планируя свою работу, мы предусматриваем чтение, рассматривание книг; беседы о том, как нужно обращаться с книгой; вечера развлечений; литературные викторины.
Одним из значимых центров речевой активности в группе является книжный уголок. Оформили мы его в необычном стиле, в виде сказочного домика, хранителем, которого является, Дедушка Ау (домовой - сказочный герой).
К Дедушке Ау дети приходят в гости , чтобы рассмотреть книги, поиграть в дидактические игры, и просто пообщаться. Главное, создать для детей игровую ситуацию. Например: «Дети, хозяин нашего домика очень проголодался, давайте угостим его вкусненьким»- дети находят предметные картинки, с изображением фруктов, или же собирают пазлы с изображением фруктов. Часто наш герой просит почитать ему книгу. Важно создать такую обстановку, чтобы и у детей появилось желание посмотреть книгу.
В уголке у нас помещены не только художественные произведения (3-4 книги), но и дополнительный материал:
-отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу;
- дидактические игры;
- альбомы для рассматривания (темы: «Осень», «Фрукты и овощи», «Грибы» и т.д.)
- персонажи и декорации для фланелеграфа, театрализованных игр;
- игрушки- герои прочитанных произведений;
-материал для ремонта книг; (книжкина больничка)
Материалы и оборудования книжного уголка нацелены на стимулирование ребёнка к постоянному речевому общению, способствуют развитию уверенной связной речи, обогащению словаря. Материалы призваны побуждать к совместным разговорам, обсуждению, что и почему представляет интерес , делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности.
Оформление фронтальной стены в книжном уголке меняется согласно комплексно-тематическому планированию. Например, тема недели: «Осень», «Фрукты», «Овощи» И в книжном уголке появляются предметные картинки с изображением фруктов, овощей, муляжи,книги с загадками про фрукты, овощи,тематические сказки, рассказы, стихи, дид.игры и маски
Чтобы заинтересовать детей и они могли лучше осмыслить и запомнить текст (небольшое количество слов) , мы старались подбирать книги с яркими, красочными иллюстрациями.
Воспитывая любовь к художественному слову, мы используем различные
Приемы: пояснение, вопросы, дидактические игры, упражнения, обыгрывание сюжетов, введение музыкального сопровождения и т. д. Смена приемов помогает разнообразить деятельность детей (они слушают, сопоставляют, рассматривают иллюстрации, выполняют игровые действия), удержать их внимание, сохранить положительный эмоциональный настрой.
Особое внимание мы уделяем предварительной работе с детьми перед чтением произведения. До занятия проводим беседу, объясняем незнакомые или малознакомые слова. Например, перед чтением сказки В.Сутеева «Под грибом»
Рассматриваем картинки с изображением героев сказки, играем в игру «Кого не стало» все это помогает лучше запомнить действующих лиц сказки В.Сутеева. В ходе чтения сказки на фланелеграфе появляются уже знакомые детям зверюшки. Малыши внимательно следят за ходом событий, радуются удачному концу.
После чтения сказки книгу помещаем в книжный уголок, чтобы в свободное время дети могли еще рассмотреть ее.
Перед чтением сказки К. Чуковского «Мойдодыр», рассматриваем с детьми иллюстрации. Во время умывания обращаем внимание на то, как дети умываются, какими чистыми становятся их руки и лицо.
Во время занятия дети внимательно слушают стихи, радуются встрече со знакомыми персонажами.
После чтения проводим дидактическую игру «Кто это сказал? ». Предлагаем детям узнать, кому принадлежат слова – по фразе из текста.
( Ах ты гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросенок!
Уходи-ка ты домой
Да лицо свое умой! .
Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять!
В заключении дети слушают песни Мойдодыра в аудиозаписи.)
А на следующий день сказку помещаем в книжный уголок. Дети с интересом рассматривают ее, обмениваются впечатлениями.
Таким образом, предварительная работа делает текст более доступным для детей. Они эмоционально реагируют на события, описанные в произведении, охотно участвуют в инсценировке отрывков, стараются проявлять элементы творчества, которые мы можем увидеть в играх, в свободной деятельности,
Большое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми. Ведь интерес к книге у детей разный: одни переживают вместе с героями произведений, радуются их удачам, другие быстро забывают прочитанную сказку или стихотворение. Используя разнообразные приемы, в основном игровые, прививаем детям любовь к художественному слову. Например, показываем мяч и говорим: «Посмотри, Маша, какой у нас красивый мяч большой, красный. Помнишь, мы про него книжку читали? Принеси эту книжку, и мы ее вместе с тобой рассмотрим». Или предлагаем рассмотреть иллюстрации до и после чтения произведения и в обоих случаях рассказать, что на них изображено, подталкивая тем самым детей к театрализации.
Наряду с речевыми задачами необходимо воспитывать и бережное отношение к книге . Так ,однажды, у нас в группе появился Петушок с книжкой, у которой были обрезаны углы. Он рассказал, что нашел эту книгу на полке, она лежала и плакала, потому что какой-то. мальчик обижал ее, плохо обращался с ней, загнул и даже обрезал углы. На вопросы Петушка дети отвечали, как надо беречь книгу, правильно обращаться с ней. Петушок стал постоянным гостем в нашей группе
После встреч с Петушком дети стали бережнее относиться к книгам, аккуратно рассматривали их, ставили на определенное место в книжном уголке. Книги, нуждающиеся в ремонте, малыши подклеивали под руководством воспитателя, а также и сами мастерили книжки.
Одной из форм работы в книжном уголке является краткосрочный проект «Книжка- самоделка», реализованный вне основной образовательной деятельности совместно педагогами с родителями и детьми. Целью которого было – стимулировать речевое развитие детей через знакомство с художественными произведениями ( по творчеству А.Л.Барто.); повышение педагогической грамотности родителей ; вовлечение родителей в целенаправленный процесс развития речи ребёнка.
Положительных результатов мы бы никогда не достигли без помощи и взаимопонимания со стороны родителей.
И в заключение нашего краткосрочного проекта мы предложили родителям вместе с детьми изготовить свою книжку – малышку дома. Для этого было предложено несколько тем, которые мы уже использовали в своей работе с начала текущего учебного года.
Родители с большим удовольствием откликнулись на наше предложение.
Малыши старались поделиться впечатлениями о совместно-проделанной с
родителями работе дома и рассказали о своих книжках. В процессе работы родители читали малышам стихи, сказки, загадывали загадки.
После этого, мы в книжном уголке организовали выставку , где были представлены самодельные книжки- малышки.
Рассматривая их, дети с удовольствием и легко запоминают стихи, загадки, сказки.
Мы также эти книги используем в организации НОД, в индивидуальной работе, в режимных моментах.
Планируя работу по воспитанию у детей любви к художественному слову, мы объясняем родителям, что малышам нужны книги с яркой обложкой, интересными картинками, даём рекомендации, где и как лучше хранить книги, как воспитывать бережное отношение к ним.
И в нашей группе была проведена акция «Почитай мне мама сказку». Вечером, родителям, которые приходят за своими детками в детский сад, было предложено взять с собой любую понравившуюся книжку и вечером в семейном кругу прочитать её. Книги, которые живут в детском саду, будут рады побывать в гостях у разных семей и вернуться обратно.
Эта акция была проведена с целью воспитания у детей интереса к книге, возобновления ритуала чтения перед сном, а также для того, чтобы дети и родители меньше времени проводили за компьютерами и телевизорами, а больше общались в семье.
В результате проделанной работы , мы заметили , что дети стали проявлять интерес к книгам, часто рассматривали их в книжном уголке, обменивались впечатлениями, рассказывали друг другу сказки по картинкам. Встреча с книгой доставляла им радость.
`ђЗаголовок 115