Доклад «Разработка СИПР для обучающихся с глубокой умственной отсталостью»
Доклад
«Разработка СИПР для обучающихся с глубокой умственной отсталостью»
Круглый стол
«Инклюзивное образование: проблемы, поиски решения, перспективы»-районное мероприятие для учителей общеобразовательных школ.
1. Что такое «СИПР»? Категория детей с ОВЗ, для которых разрабатывается СИПР.
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1) испытывает существенные трудности в ее освоении. Он должен получать образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
АООП образования (вариант 2) обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
На основе АООП (вариант 2) образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. Целью реализации такой программы является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимальной возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах. Программа разрабатывается на одни год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.
Международная классификация болезней насчитывает не три, а четыре степени отсталости интеллекта у детей: лёгкая дебильность — уровень IQ от 50 до 69 пунктов; умеренная имбецильность — уровень IQ от 35 до 49 пунктов; тяжёлая имбецильность — уровень IQ от 20 до 34 пунктов; глубокая идиотия — уровень IQ менее 20 пунктов.
Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году. Наиболее известным тестом является тест Айзенка. Более точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
2. Как разработать СИПР?
Необходимо обследовать ребенка, изучить потребности его развития.
Обследование проводят специалисты, но если их нет в образовательном учреждении.
Е. А. Екжанова, Е. А. СтребелеваКоррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта
Методические рекомендации
Екжанова Е.А. – доктор педагогических наук, профессор.
Елена Анатольевна является автором более 100 научных и учебно-методических печатных работ, в том числе учебных пособий, учебников для студентов, методических рекомендаций, федеральных программ.
Екжанова Е.А. является профессором МГППУ и Московской психолого-педагогической академии; возглавляет Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево». Елена Анатольевна - депутат местного муниципального собрания района Ясенево, член городской аттестационной комиссии и член научно-методического совета директоров ПМСЦентров.
Сфера научных интересов Екжанвой Е.А. находится в области оказания коррекционно-педагогической помощи детям с речевыми и интеллектуальными нарушениями.
Стребелева Елена Антоновна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии, доктор педагогических наук, руководитель Проекта "Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами". Профессор факультета специальной психологии и специальной педагогики кафедры олигофренопедагогики МГПУ.
Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 год. Премия присуждена за создание набора пособий для диагностики умственного развития детей раннего возраста для дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений".
Опираясь на рекомендации ученых, можно провести обследование.
Таблица 1
Уровни сформированности основных линий развития
№п/пОсновные линии развития Актуальный уровень Зона ближайшего развития Ниже зоны ближайшего развития
1 Социальное развитие
1.1 Представления о себе
1.2 Ближайшее окружение
1.3 Навык опрятности
1.4 Навык еды
1.5 Навык одевания
1.6 Навык умывания
2 Физическое развитие
2.1 Ходьба
2.2 Бег
2.3 Прыжки
2.4 Лазание, ползание
2.5 Метание
2.6 Равновесие
3 Познавательное развитие
3.1 Сенсорика
3.1.1 Форма
3.1.2 Величина
3.1.3 Цвет
3.1.4 Целостность восприятия
3.2 Наглядно-действенное мышление
3.3 Ориентировка на количественный признак
3.4 Представления об окружающем
3.5 Развитие речи
3.5.1 Понимание речи
3.5.2 Активная речь
4 Деятельность
4.1 Предметные действия
4.2 Игра
4.3 Рисунок
4.4 Конструирование
Примечание: предложенные выше задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 3—4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий. Если задание выполнено самостоятельно, то в таблице фиксируется актуальный уровень, после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития. В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития. Выявленные данные фиксируются в таблице 1 в виде знаков «+» или «–».
Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
Общая таблица (последовательность предметов и коррекционных занятий - в соответствии с учебным планом):
1 Речь и альтернативная коммуникация
2 Математические представления
3 Окружающий природный мир
4 Человек
5 Домоводство
6 Окружающий социальный мир
7 Музыка и движение
8 Изобразительная деятельность
9 Адаптивная физкультура
10 Профильный труд
11 Сенсорное развитие
12 Предметно-практические действия
13 Двигательное развитие
14 Альтернативная коммуникация
Человек
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3. Структура СИПР.
I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях.
II. Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК.
III. Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
IV. Содержание образования СИОП включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.
V. Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.
VI. Специалисты, участвующие в реализации СИПР, например: учитель класса, учитель музыки, учитель физкультуры или адаптивной физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.
VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи
VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.
Идеология ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью построена на двух взаимодополняющих составляющих: академические результаты учащихся и их жизненные компетенции.Все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. Чем тяжелее нарушения развития учащегося, тем больше возрастает составляющая жизненных компетенций при проектировании СИПР.
4. В обучении могут использоваться отечественные и адаптированные зарубежные методики и программы.