Инновационные технологии в воспитательной работе как фактор успешной социализации подрастающего поколения

Инновационные технологии в воспитательной работе как фактор успешной социализации подрастающего поколения


Конькова Нелли Леонидовна
старший преподаватель кафедры
педагогического менеджмента
ОблИПКПР г. Биробиджан, ЕАО

Основными факторами, определяющими деятельность института выступают стратегия образования до 2020 года, закон «Об образовании в РФ», ФГОС. Вся деятельность направлена на поддержку образовательных учреждений в обеспечении качества образования и социализации подрастающего поколения.
Педагогическая позиция института выражается в:
1.Преобразовании стиля и способов педагогического мышления.
2.Переводе педагогической деятельности от простого функционирования к творческому моделированию и проектированию педагогического процесса.
3.Постоянное развитие инновационного потенциала педагога.
Инновационная деятельность института по совершенствованию воспитательной работы в образовательных учреждениях направлена на реализацию опережающего подхода повышения квалификации педагогических работников через районные и областные семинары, курсы повышения квалификации, индивидуальные и групповые консультации, адресную помощь и тьюторское сопровождение по следующим направлениям:
-Совершенствование содержания и технологии презентации инновационного педагогического опыта.
-Научно-методическое сопровождение воспитания и социализации в образовательных учреждениях.
-Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
-Вооружение педагогов современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
-Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы педагогов и образовательных учреждений.
-Осуществление анализа состояния воспитательной работы ОУ в области воспитания.
В рамках повышения квалификации реализуются программы курсов:
1.Организация летней оздоровительной кампании в современных условиях.
2.Основы профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
3.Актуальные проблемы воспитательной работы в условиях модернизации образования.
4.Воспитание и социализация школьников в условиях реализации стандартов второго поколения.
5.Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов и школ-интернатов.
Областные, районные семинары, групповые консультации проходят ежемесячно по актуальным вопросам воспитания и социализации детей и подростков.
Институт в полной мере использует возможности сетевого взаимодействия для проведения на нашей базе стажировочных площадок.
Преподаватели ОРКСЭ, методисты, специалисты региональных институтов повышения квалификации, стажировочных площадок прошли заочное обучение на дистанционном портале ФГАОУ АПК и ППРО по теме:«Совершенствование профессиональных компетенций специалистов, внедряющих в общеобразовательных учреждениях курс ОРКСЭ».
В октябре этого года прошли курсы ФГАОУ АПК и ППРО на базе нашего института «Организация летней оздоровительной кампании на основе государственно-частного партнерства», на которых педагоги представили авторские проекты летнего отдыха детей и подростков с применением различных форм государственно-частного партнерства.
На всех курсах используются активные формы обучения: лекции, практикумы, круглый стол, дискуссия, мастер-классы, презентация опыта, видеолекции, стажировка, семинар, моделирование и проектирование, групповая и парная работа, обсуждения проблем, тренинги, «мозговой штурм», индивидуальное консультирование. На всех курсах педагоги разрабатывали инновационные проекты, представляли презентации авторского результативного опыта. Уже 10 лет в институте функционирует Школа молодого педагога, созданы творческие лаборатории по различным направлениям, в том числе и воспитательной работе.
Осуществляя опережающий подход, стараемся к каждым курсам подготовить методические рекомендации, электронные пособия, методическую копилку. Только в 2012-2013 учебном году выпущены следующие пособия:
1.Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей во внеурочное время.
2.Развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях.
3.Применение интерактивных методов преподавания курса ОРКСЭ, позволяющих повысить эффективность урока.
4.Профилактика суицида в детской среде.
5.Мониторинг реализации программ воспитания и социализации воспитанников детских домов и школ-интернатов.
6.Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов и школ-интернатов.
7.Антикоррупционное воспитание школьников.
8.В помощь организатором летней оздоровительной кампании.
9.Организация работы по безопасности дорожного движения во внеурочной деятельности.
В сопровождении педагогов по работе с одаренными и талантливыми детьми институт оказывает помощь в организации деятельности Школы одаренных, которая функционирует в учебное и каникулярное время.
В 2012-2013 учебном году был создан методический совет по ОРКСЭ. Методический совет педагогов, участвующих в реализации комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Еврейской автономной области создан для интеграции разнонаправленных усилий отдельных педагогов в целях развития профессиональной компетентности учителя, инновационных процессов в преподавании предмета и на этой основе на совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса для получения результатов высокого уровня качества образования, соответствующих потребностям и интересам общества.
Целью методического совета является координация работы, направленной на развитие научно-методического обеспечения и повышение качества преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Еврейской автономной области. В своей деятельности методический совет решает следующие задачи: -организация обсуждения актуальных вопросов, возникающих в ходе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
-разработка учебных и методических материалов, электронных образовательных ресурсов и содействие внедрению эффективных педагогических технологий и методик преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики», направленных на духовно-нравственное развитие личности обучающихся;
-проведение первичной экспертизы учебно-методической документации образовательных учреждений (рабочих программ и т.д.) по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;
-анализ состояния методической работы, ведущейся в общеобразовательных учреждениях области и координация деятельности муниципальных и школьных методических объединений, педагогов по внедрению курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
-информационное сопровождение и организация консультирования педагогических работников по вопросам преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
-организация мероприятий по распространению педагогического опыта;
Методический совет сформирован из числа представителей комитета образования, сотрудников Института повышения квалификации педагогических работников образования, руководителей и методистов, муниципальных информационно-методических кабинетов, тренеров-преподавателей по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»,представителей религиозных конфессий и общественности
По инициативе совета создается областная медиатека, организован областной конкурс программ факультативных занятий и кружков по ОРКСЭ, тьюторское сопровождение участников Олимпиады по основам православной культуры, конкурса «За нравственный подвиг учителя» и т.д.
Комитетом образования принят план мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения через урочную и внеурочную деятельность. Институт осуществляет индивидуальную помощь в составлении программ факультативных занятий и кружков по данному направлению, организует различные конкурсы с использованием электронных образовательных ресурсов: мультипликаций, презентаций, видеороликов и т.д.
Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе института явлется реализация областной целевой программы по профилактике употребления ПАВ и формирования потребности в здоровом образе жизни. Данная программа реализуется через семинары-практикумы, обобщение опыта, конкурс программ, интернет-уроки, мастер-классы, творческие лаборатории.
С сентября по декабрь продолжалась реализация проекта «Путь к успеху». Данный проект является продолжением совместной работы ОО «Педагогическая ассоциация ЕАО РФ» и ОблИПКПР по воспитанию и социализации обучающихся и воспитанников школ-интернатов, детских домов и учреждений начального профессионального образования. Проект «Путь к успеху», разработанный ОО «Педагогическая ассоциация ЕАО РФ» получил грантовую поддержку от Правительства ЕАО в рамках областного конкурса социальных проектов. Проект «Путь к успеху» направлен на поддержку и сопровождение процесса социальной адаптации, социализации воспитанников и выпускников детских домов, школ-интернатов, образовательных учреждений начального профессионального образования Еврейской автономной области через пошаговое обучение команд воспитанников и педагогов-тьюторов навыкам лидерства. В реализации данного проекта было задействовано 150 участников: педагогов, воспитанников, команда координаторов проекта из ОУ: ОГОБУ «Детский дом № 1», «Детский дом№2», «Детский дом № 3», «Детский дом № 5», ОГОБУ НПО «Профессиональный лицей г.Биробиджана», «Профессиональное училище № 3 г.Биробиджана». Завершился проект слетом лидеров образовательных учреждений. На слете каждое образовательное учреждение представило свою команду в форме творческой визитки. После творческого выступления команд был организована игра «Мозговой штурм», в ходе которой участники подбирали ассоциации к словам: лидер, творчество, успех. Самым важным этапом на слете была защита социальных проектов. За активное участие в реализации проекта «Путь к успеху» и подготовку актуальных социальных проектов все команды награждены дипломами участника и электронной книгой. Победителем признана команда ОГОБУ «Детский дом № 3», которая награждена дипломом победителя и компьютерным планшетом.
2 этапом реализации проекта стал Областной конкурс органов ученического самоуправления среди образовательных учреждений с 22.01.2013г. по 30.04.2013г. с целью активизации деятельности органов ученического самоуправления в образовательных учреждениях, обновления содержания и структуры органов самоуправления на основе существующих традиций и современного опыта. В конкурсе приняли участие органы ученического самоуправления из 15 образовательных учреждений Еврейской автономной области. МБОУ НОШ № 14, МБОУ СОШ № 1, МКОУ СОШ № 16, ОГОБУ «Детский дом № 3», МБОУ СОШ с. Птичник, Школа-интернат п. Бира, МКОУ СОШ с. Екатерино- Никольское, МКОУ СОШ № 18 п. Теплоозерск, Профессиональное училище № 3, Профессиональный лицей, МКОУ СОШ с. Биракан, МКОУ СОШ с. Бабстово, МКОУ СОШ с. Дежнево, МКОУ СОШ с. Лазарево, МКОУ СОШ с. Ленинское. Каждое образовательное учреждение представило на конкурс модель ученического самоуправления. Завершился конкурс Фестивалем ученического самоуправления, который состоялся 26 апреля в МАОУ ДОД «Центр детского творчества». В рамках фестиваля была организована выставка моделей ученического самоуправления «молодежь в действии». В Фестивале приняли участие творческие коллективы «Дома школьников» с. Ленинское, МБОУ СОШ № 1, школы-интерната п. Бира. Победители и участники были награждены дипломами и фотоальбомами.
Проект успешно реализуется и в настоящее время. 5 ноября участники проекта представят деятельность детских и молодежных объединений на Форуме, посвященном 95-летию дополнительного образования в рамках международной научно-практической конференции, организованной Академией педагогических наук, Московским психолого-социальным университетом, Херсонской академией непрерывного образования, Казахстанским университетом и Приамурским университетом имени Шолом-Алейхема.
Одним из условий эффективной инновационной деятельности является систематическое изучение и анализ состояния воспитательного процесса в образовательных учреждениях и потребностей педагогов в методической помощи. В соответствии с этим институт регулярно проводит мониторинговые исследования, которые помогают оптимально спланировать деятельность:
-организация преподавания курса ОРКСЭ в ОУ;
-состояние гражданско-патриотического воспитания в ОУ;
-эффективность деятельности ОУ по профилактике ПАВ и формированию здорового образа жизни;
-организация летней оздоровительной кампании;
-осуществление интеграции учебной и внеучебной деятельности;
-организация работы ОУ по безопасности дорожного движения.
Таким образом, инновационная деятельность института по воспитательной работе  в ЕАО обеспечивает  личностный рост каждого педагога и способствует развитию его творческого потенциала, что отражено в квалификационных категориях педагогов, отвечает принципам  национально-образовательной инициативы «Наша новая школа».
Включение в базовый педагогический процесс современных образовательных технологий  и Интернет-ресурсов является обязательным, веб-сайт института входит в первую двадцатку русскоязычных  образовательных ресурсов Интернета.   Нормой для наших слушателей является социально-педагогическое проектирование, когда на занятиях с привлечением Интернет-ресурсов разрабатываются образовательные программы и иные проекты, защита которых  выступает одним из компонентов итогового контроля и завершения обучения по программе повышения квалификации.
Модульная структура программ  повышает доступность индивидуального обучения и эффективность промежуточного контроля, позволяет создавать новые программы через многообразие комбинаций учебных модулей. Многие нововведения, актуализированные президентом страны, являются обязательными  в региональных программах повышения квалификации. Со всей ответственностью мы подтверждаем, что областной институт повышения квалификации выполняет   прогностическую и опережающую функции методического сопровождения региональной  образовательной политики. Исходя из проведенных мониторингов и итоговых анкет оценка нашей общей работы педагогами и общественностью в настоящее время достаточно высокая, что  является важным условием успешной практической реализации национально-образовательной инициативы «Наша новая школа», ФГОС на территории ЕАО.