Программа по ПДД ДЕТИ.ДОРОГА.ЖИЗНЬ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ И УЛИЦАХ
для учащихся 1-11 классов
 
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 
Наименование программы Программа деятельности по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах «Дети- Дорога -Жизнь»
Основание разработки программы Цель программы Создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи программы                 Сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.
        Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности администрации школы.
        Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.
        Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
        Использовать материально-технический потенциал школы и другие возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации программы         Количество нарушений, совершенных учащимися школы
        Количество повторных случаев совершения нарушений, совершенных учащимися
        100% успеваемость, при качестве знаний не менее 60%.
Сроки реализации программы 2013-2018 годы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы         Выпускник, владеющий основами личной безопасности, знающий ПДД – психологически и физически готовый к любой ситуации на дороге и улице;
        Уменьшение количества нарушений ПДД, совершаемых учащимися школы
        Создание системы классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма учащихся
Разработчик программы  
 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 
Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы обучения и воспитания школьников, где дети могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. А охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения. Главной целью педагогов является – формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улице города.
Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. Поэтому была разработана Программа по формированию у обучающихся навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Данная программа составлена на основе
Программа рассчитана на учащихся 1-11 классов. В рамках классных часов для каждой параллели четко определено необходимое количество часов на изучение раздела ПДД. Она содержит необходимые сведения по Правилам дорожного движения в объеме 9 часов в год (7-8 часов теоретического материала, 1-2 часа – контрольные срезы знаний) для обучающихся 1-11 классов.
С учетом познавательных возможностей школьников Программа строится на основе «спирального» развертывания системы знаний, что позволяет на каждом этапе обучения с 1 по 11 класс формировать целостную картину изучения Правил дорожного движения, довести до сознания учащихся важность соблюдения этих правил, постепенно воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах, умение контролировать свое поведение. При построении программы по изучению ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:
ребенок – пешеход;
ребенок – пассажир городского транспорта;
ребенок – водитель детских транспортных средств.
Необходимо отметить еще один исключительно важный источник накопления знаний, который должен активно использовать учитель, - осмысление детьми личного опыта, осознание совершенных ими действий, поступков.
Лишь объединив усилия семьи и школы, можно добиться радикальных успехов в обеспечении безопасности детей на дорогах и улицах, существенного снижения уровня детского дорожно – транспортного травматизма.
Контроль знаний учащихся в 1-8 классах проводится 1 раз в учебную четверть, 9-11 класс – 1 раз в полугодие.
Как правило, занятия по обучению Правилам дорожного движения проводятся классными руководителями и контролируются ответственным за изучение ПДД в школе и администрацией.
Для проведения занятий, отдельных бесед, экскурсий и т.п. классный руководитель может привлекать преподавателя ОБЖ, работников дорожной полиции, водителей транспортных средств.
В процессе обучения и внеклассной работы демонстрируются видеофильмы, слайд-шоу, организуются КВНы, викторины, конкурсы, соревнования по безопасности движения пешеходов и велосипедистов и т.п., которые должны способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения правил дорожного движения.
Таким образом, формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов, данная программа помогает решить нам эту задачу. 
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
 ЗАДАЧИ : 
Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов.
Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.
Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности администрации школы.
Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.
Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
Использовать материально – технический потенциал школы и другие возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
 
Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
ОБЪЕКТЫ ПРОГРАММЫ
дети школьного возраста;
семьи детей, посещающих образовательное учреждение;
педагогический коллектив образовательного учреждения.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Внушение. Дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.
Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).
Поэтому важно окружить школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
 НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ: 
Конституция РФ.
Конституция УР.
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция «О правах ребенка».
Федеральная целевая программа Правила дорожного движения.
Устав образовательного учреждения.
Учебный план.
Положение об отряде юных инспекторов движения.
 
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 
Государственный образовательный стандарт.
Учебный план школы.
Учебные программы.
Планы воспитательной работы.
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по ПДД.
6. Учебно-методическое пособие «Дорожная безопасность»
 
 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ: 
Анализ кадрового обеспечения.
Выявление и поощрение педагогов, успешно внедряющих программу.
Повышение квалификации педагогических кадров.
Привлечение работников ГИБДД.
 
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ: 
Создание банка данных:
разработок уроков;
лекций и бесед для родителей;
бесед для учащихся;
видео и аудиоматериалы.
Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах.
Сбор текущей информации:
о результатах тестов, срезов знаний;
о посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.
Сбор аналитической информации:
о ходе работы по программе;
о результатах выполнения программы.
Функционирование проблемных семинаров, практикумов.
Консультационные совещания.
Проведение контрольных срезов, тестов.
Контроль за проведением уроков ОБЖ, внеклассных мероприятий.
Проверка документации учителей – предметников, классных руководителей.
Организация встреч с родителями (консультации, лекции, собрания).
Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями.
Систематическое оформление информационного стенда.
Функциональное обеспечение создания реализации программы. 
1. .Функции директора и администрации школы в реализации программы:
Общее руководство разработкой и реализацией программы;
Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;
Организация работы классных руководителей по программе и ее контроль;
 
2. Функции классного руководителя в реализации программы:
         Проведение классных часов по профилактики ДДТТ;
         Организация и проведение профилактической работы с родителями;
         Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы; 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
Практические и теоретические знания по основам правил безопасности дорожного движения учащиеся получают на учебных занятиях и тематических часах классного руководства.

Проведение практических занятий и внеклассных мероприятий (игр, конкурсов, экскурсий, выставок детского творчества, Недели безопасности) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице.
Целью практических занятий и внеклассной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке занятий и внеклассных мероприятий учитываются некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы. Приглашаются на внеклассные мероприятия представители службы ГИБДД.
Работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте.
Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями.
Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не соблюдают правила дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей.
Данная программа предлагает три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом учебного года и перед началом каникул.
На лекциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального отдела ГИБДД и приводить конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины. Обязательно присутствие на собраниях представителей службы ГИБДД.
Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям. Руководствуясь принципом «лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» на беседах и лекциях используется видеоматериал, демонстрирующий различные аварийные ситуации на дорогах, происходящих по причине нарушений правил дорожного движения.
Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Со школой тесно сотрудничает ГИБДД. Инспекторами ГИБДД проводятся профилактические беседы с учащимися школы. Инспекторы ГИБДД оказывают помощь в подготовке команды ЮИД, в проведении анкетирования учащихся, в проведении профилактических акций.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
В работе гимназии выделяются следующие виды деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:
организационная работа;
инструктивно-методическая работа;
массовая работа.
Организационная работа предполагает широкий комплекс деятельности: обновление Уголка безопасности, организацию и проведение открытых уроков по Правилам дорожного движения; игровых и обучающих программ по ПДД; внеклассных мероприятий по ПДД.
В работе гимназии одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.
Инструктивно-методическая работа состоит в проведении совещаний для ответственных за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в гимназии, консультаций для педагогов по организации профилактической работы. Здесь же предполагается и разработка методических рекомендаций, проектов информационных уголков, уголков безопасности, обновление инструкций по проведению инструктажей с учениками о безопасности дорожного движения. Создаётся видеотека по ПДД. Разрабатываются различные настольно-дидактические игры (например, «Узнай дорожный знак»).
Массовая работа. Данный вид деятельности является одним из самых важных, т.к. только творческая и активная работа педагогов с обучающимися даст наибольшие положительные результаты. Именно во время проведения массовых мероприятий у детей и подростков формируются навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города. Дети получают необходимый для их жизни опыт.
Массовая работа может включать: проведение конкурсов на лучшую организацию профилактической работы в классах, конкурсы частушек, рисунков, смотры отрядов ЮИД, соревнования юных велосипедистов; проведение классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, конкурсы методических разработок по профилактике ДТП; выступление агитбригад, театрализованных представлений и т.д.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА НА УЧЕБНЫЙ ГОД
№ Сроки Мероприятия Участники Ответственный
1. Организационно-методическая работа. Работа с педагогами
1 сентябрь Совещание при директоре, беседа с инспектором ГИБДД о профилактике ДТТ Для сотрудников Директор
2 август Педагогический совет: ознакомление учителей с руководящими документами ОУ по БД.
Для сотрудников Директор, зам. директора по ВР
3 В течение года Подготовить и вывесить на видном месте информацию о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в районе, особенностях поведения на улице в данный период времени. Заместитель директора по ВР, классных руководителей
4. В течение года
Выход администрации на родительские собрания с беседами о профилактике детского травматизма Администрация школы Зам. директора по ВР
5. В течение года Инструктаж о проведении праздничных вечеров и утренников, соблюдение правил пожарной безопасности и безопасности на дорогах Классные руководители Зам. директора по ВР
6 В течение года Изучение опыта работы по профилактике ДДТТ Классные руководители, педагоги Зам. директора по ВР,
7. май Семинар на тему: «Традиции и инновации в изучении правил дорожного движения» Классные руководители Заместитель директора по ВР;
Сотрудники ГИБДД
2. Работа с детьми
1 Сентябрь
Апрель Проведение недели безопасности по профилактике ДТТ «Внимание – дети!» 1-11кл. Классные руководители, заместитель директора по ВР
2. В течение года (по плану) Тематические классные часы 1-11 кл. Классные руководители
3 Октябрь
Декабрь
Март Конкурс плакатов и рисунков «Внимание-дети!», «Мы и улица», «Добрая дорога детства» 1-11 кл. Классные руководители
4. 1 раз в четверть Выступление театральной студии с тематическим спектаклем 1-4 клтеатральная студия
5 В течение года Беседа с инспектором ГИБДД о профилактике ДДТТ 1-11 кл. Классные руководители, инспектор ДПС
6. Октябрь
Декабрь
Апрель Кино-урок «Дорожные приключения», «Безопасность детей в транспортном мире», « Зелёная волна» 1-8 кл. Зам. по ВР,
психолог
7 Апрель-май Участие в городском конкурсе «Безопасное колесо» 5-6 кл. Зам. директора по ВР
8. июнь Проведение мероприятий по безопасности движения в летнем оздоровительном лагере 1-4 кл. Зам. директора по ВР, вожатский отряд
9. Ноябрь
Январь
Март Кинолектории «Улица полна неожиданностей»,
«Спектакль ПДД», « Осторожно! Дети на дороге» 9-11 кл. Зам. по ВР,
психолог
10. Октябрь, декабрь, май Инструктажи по ТБ на дороге в период каникул 1-11 кл. Классные руководители,
Учитель по ОБЖ
11. В течение года Подготовка и участие в городских, конкурсах по ПДД 1-8 кл. Зам. директора по ВР
12. В течение года Организация работы отряда ЮИД 5-6кл. Руководитель объединения ЮИД
13. В течение года Тематические линейки 1-11 кл. Зам.директора по ВР
14. В течение года Проведение «бесед-минуток» по профилактике несчастных случаев с детьми на дороге (в начальных классах ежедневно на последнем уроке) 1-11 кл. Классные руководители, педагоги
15. Сентябрь, апрель Выявление детей, имеющих велосипеды, организация с ними занятий и проведение зачетов по Правилам движения 1-9 кл. классные руководители
3. Работа с родителями
1 В течение года Проведение тематических родительских собраний по классам 1-11 кл. Классные руководители
2 сентябрь Общее родительское собрание на тему «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в школе и в семье»:
- выступление инспектора ГИБДД о состоянии ДДТТ;
- разбор безопасного маршрута от дома к школе 1-11 кл. Инспектор ГИБДД, заместитель директора по ВР, классные руководители,
2 сентябрь Проведение акции «Внимание – дети!» 1-11 кл. Классные руководители.
3 В течение года – перед началом каникул Консультации для родителей «Предупреждение ДДТТ во время каникул»:
- выполнение правил безопасности во время пребывания на улице и дороге;
- посадка, поведение детей в транспорте, выход из автотранспорта. 1-11 кл. Классные руководители
4 февраль Анкетирование родителей «Безопасность вашего ребенка на дорогах» (приложение3) 1-8 клЗаместитель директора по ВР
5 В течение года Участие в общешкольных и внеклассных мероприятиях по профилактике ДДТТ: походы, экскурсии, конкурсы и т.д. 1-11 кл. Зам.директора по ВР

Прогнозируемый результат:
- Выпускник, владеющий основами личной безопасности, знающий ПДД – психологически и физически готовый к любой ситуации на дороге и улице;
- Уровень усвоения программного материала учащихся должен быть не менее 60%.
Механизм реализации программы.
 
Механизм реализации программы предусматривает формирование рабочих документов: создание нормативно-правового обеспечения программы, создание системы классных часов по изучению Правил дорожного движения.
 
 Организация и контроль за ходом реализации программы.
Контроль за ходом реализации программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе образовательного учреждения. Исполнители программных мероприятий (классные руководители) отчитываются каждую учебную четверть о выполнении программы заместителю директора по воспитательной работе. Заместитель директора по воспитательной работе готовит ежегодный отчет по ходу реализации программы.
 
 Оценка эффективности реализации программы.
 
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих его системный, содержательный и организационный характер.
Результативность реализации программы измеряется уменьшением количества нарушений по правилам дорожного движения, уровнем усвоения программного материала:
от 80% до 100% - высокий
от 60% до 79% - средний
менее 60% - низкий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы, рекомендованный педагогам.
 
1.    Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. – М.: Знание, 1979.
2.    Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие/ Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1973.
3.    Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
4.    Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М.: МГУ, 1988.
5.    Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998.
6.    Дети и лорога. Дошкольник на улице: Методический комплект/ Под ред. Академика АПН СССР В.А.Полякова. – М.: АПН СССР, 1991.
7.    Изучение мотивации проведения детей и подростков/ Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежиной. –М.: Педагогика, 1972.
8.    Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001.
9.    Клебельсберг Д. Транспортная психология/ Пер. с нем.; Под ред. В.Б.Мазуркевича. – М.: Транспорт, 1989.
10.              Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. – Минск: Народная асвета, 1980.
11.              Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. – М.: Третий Рим, 2005.
12.              Козловская Е.А. Совершенствование пропагандисткой деятельности Госавтоинспекции: Методические рекомендации. – М.: НИЦ ГАИ МВД России, 1993.
13.              Козловская Е.А. Психолого-педагогические основы пропагандисткой деятельности Госавтоинспекции: Учебное пособие. – М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 1994.
14.              Козловский С.А., Вартанов А.В. Кратковременная память и зрительный вызванный потенциал// Жкрн.высш.нервн.деят.вып. 4, 2000.
15.              Комлева Л.А. Дети и дорога. – Каменск-Уральский: Калан, 1997.
16.              Комментарий к правилам дорожного движения РФ/ М.Б.Афанасьева, Ю.Н.Ольховников, Ю.Д.Шелков и др.; Под общ.ред. В.А.Федорова. – М.: За рулем, 1997.
17.              Котик М.А. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 1981.
18.              Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – Изд. 4-е. – М.: МГУ, 1981.
19.              Лурия А.Р. Внимание и память. –М.: МГУ, 1975.
20.              Лурия А.Р. Язык и создание/ Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: МГУ, 1979.
21.              Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память. – М., Эйдос, 1993.
22.              Матюгин И.Ю., Скоченская Т.Ю., Бонк И.К. Как развить внимание и память вашего ребюенка: Книга для детей и их родителей. – М.: Эйдос, 1993.
23.              Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения/ Никитина Б.Г., Зуева Т.Э.; Под рук. Барканолва С.В. и Никоновой О.А., -М., 2001.
24.              Методические рекомендации к проведению профилактической работы по детскому дорожно-транспортному травматизму в 1999-2000 гг./ Сост. Е.С.Фоминова, В.Л.Маковлева. – Оренбург, 2000.
25.              Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000.
26.              Программные и методические материалы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Сост. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин. – М.: Русский журнал, 2000.
27.              Правила дорожного движения РФ. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2003.
28.              Психология ощущения и воспитания. – изд. 2-е, испр. и доп./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова и М.Б.Михалевской. – М.: ЧеРо, 1999.
29.              Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. – М.: Барма, 1999.
30.              Тренируйте ум детей: Альбом. – Киев: Рад. школа, 1983.
31.              Усачев, А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ, 2000.
32.              Эльконин Д.Б. Психология игры. –М.: Педагогика, 1978.
 
 
 
 
Список литературы, рекомендуемый детям.
 
1.      Дети и дорога. Дошкольник на улице: Методический комплект/ Под. ред. Акад. АПН СССР В.А.Прлякова. – М.: АПН СССР, 1991
2.      Ковалев А.Г.Психология семейного воспитания. – Минск: Народная асвета, 1980
3.      Комлева Л.А. Дети и дорога. – Каменск-Уральский: Калан, 1997.
4.      Кривицкая А. Мчит по рельсам электричка: Стихи. – Каменск-Уральский: Калан, 1998.
5.      Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.К. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. – М.: Эйдос, 1993.
6.      Правилда дорожного движения РФ. –М.: Издательский Дом Третий Рим, 2003
7.      Тренируйте ум детей: Альбом. – Киев: Рад. школа, 1983
8.      Усачев А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ, 2000.