РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу!» (духовно-нравственное направление) для 3 В класса
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.
Актуальность программы.
Пояснительная записка.
Содержание проблемы патриотического воспитания.
Цель и задачи программы.
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
Оценка эффективности реализации программы.
Программа.
Тематическое планирование.
Ожидаемые результаты.
Способ контроля результатов.
Форма работы.
Оборудование.
Список использованной литературы.
Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть
его нравственное воспитание, тем больше должно его не
учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и
манерам, основывая все преимущественно на привычке.
Виссарион Григорьевич Белинский.
Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству.
1.Актуальность программы.
Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства- начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике./ «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в начальной школе в результате целенаправленной, воспитательной, систематической работы могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле- здоровый дух». Вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.
2. Пояснительная записка.
Программа «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» долгосрочная, разработана для учащихся 1 - 4 классов. При написании программы опиралась на следующие нормативные документы:
1. Закон «Об образовании РФ».
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422..
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
В основу программы положены принципы:
«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
Сочетание научности и доступности исторического материала;
Наглядность;
Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
профессиональная компетентность педагога;
систематичность и последовательность;
принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов;
принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю;
принцип от близкого к далекому.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Тип программы: развивающий.
Срок реализации программы – 2 года.
Программа состоит из 2 ступеней:
1 ступень – 1-ый год обучения – 1 – 2 классы (1 час, 1 раз в неделю, 1 занятие – 40 мин.);
2 ступень – 2-й год обучения - 3 – 4 классы (1 час, 1 раз в неделю, 1 занятие – 40 мин.).
Итого – 34 часа в год ( 34 недели).
Программа по патриотическому воспитанию предусматривает распределение работы по трем блокам:
1 блок- «Моя семья»
2 блок- «Родной город»
3 блок- «Родная страна»
1 блок «Моя семья».
Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра 3-его своему сыну Николаю: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
- корни каждого- в истории и традициях семьи;
- семья- ячейка общество, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи- счастье и благополучие народа.
К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.
2 блок- «Родной город».
Знакомство начинается со школой, с улицей, по которой идешь в школу, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Татарстана, России. Город- частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
3 блок- «Родная страна»
Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.
Систему работы можно представить следующим образом:
семья→гимназия →родная улица→ родной город→родная страна.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город.
Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, приуроченных к памятным датам:
Семейный альбом;
Родной город;
Древо моей семьи;
Жить- Родине служить;
Наши деды надевают ордена;
Сказки из бабушкиного сундука.
Программа включает в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки и т.д., где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями.
3. Содержание проблемы патриотического воспитания.
Почему возникла необходимость в разработке программы?
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага., День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости»- телеманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети- будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития., в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение.
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
1. В программах, по которым работает коллектив гимназии определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, городу, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
2. Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно- патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем, что чувство патриотизма по содержанию многогранно- это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.
3. Особенности школьного возраста- эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей школьного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.
Исходя из этого, важно отобрать содержание и знания, которые бы способствовали:
Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
Формированию бережного отношения к природе;
Воспитанию уважения к труду;
Развитие интереса к русским традициям;
Расширению представлений о городах России;
Знакомству детей с символами государства;
Развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Толерантного отношения к другим народам.
4. Цель и задачи программы.
Цель: способствовать формированию чувства патриотизма и укреплению толерантной среды в школе и дома, приобщению детей к культурным ценностям; развивать творческие способности.
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию.
2. Сформировать комплекс нормативно- правового и организационно- методического обеспечения системы патриотического воспитания.
3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
5. Воспитывать личность гражданина- патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению.
Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.
5.Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
Контроль за проведением плановых мероприятий;
Отчет о реализации программы на педсовете;
Корректировка содержания планов.
6.Оценка эффективности реализации программы:
- положительное отношение к родному краю;
-улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);
- уважение к символике страны, республике, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу;
- проведение конкурсов по патриотической тематике;
-готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга.
1 ступень – 1 -2 классы ( 2013 -2014г.)
7. Программа.
№ Название блока Количество часов
1 « Моя семья» 11
2 « Родной город» 11
3 « Родная страна» 12
Итого: 34
8. Тематическое планирование.
№ Название темы Форма проведения Кол -во часов
Практич. Теоретич.
1 блок « Моя семья»
1 Азбука больших и малых дел нашей семьи Беседа 1
2 Моя любимая игрушка Рассказ 1
3 Откуда берутся грязнули ?Игра 1 4 Из бабушкиного сундука Беседа-выставка 1
5 Папа, мама, я- спортивная семья! Спортивный праздник 1 6 Семейный альбом Проект 1 7 Как организовать свой труд дома? Беседа 1
8 Этикет за столом Игровой тренинг 1 9 День матери Конкурс 1 10 Режим дня Беседа 1
11 Мир дому моему, мир дому твоему! Конкурс рисунков 1 2 блок «Родной город»
1 Святые места родного края Видео -экскурсия 1 2 Праздник урожая Игра -соревнование 1 3 История гимназии Экскурсия в музей гимназии 1 4 Вот моя деревня, вот мой город родной Рассказ 1
5 Памятка для учащихся 1 -2 классов Беседа - рассуждение 1
6 Правила поведения в гимназии Беседа 1
7 Красота родной природы Фото- выставка 1 8 Изучаем родную природу Викторина 1 9 Животные зимнего леса Видео - путешествие 1 10 Национальность моей республики Беседа 1
11 Чистополь на карте Татарстана Путешествие по карте 1 3 блок « Родная страна»
1 Русь, Россия, Родина моя Беседа 1
2 Традиционные промыслы Игра - путешествие 1 3 Вежливые слова Игровой тренинг 1 4 Любимые профессии Конкурс рисунков 1 5 Дружба каждому нужна Викторина 1 6 Труд в почете любой Конкурс пословиц 1 7 День здоровья Беседа медика 1
8 Огонь – друг и враг! Викторина 1 9 Родина Деда Мороза Урок - презентация 1 10 Береги природу! Конкурс рисунков 1 11 Конституция РФ Беседа 1
12 Золотые правила этики Викторина 1 Итого: 22 12
2 ступень – 3 -4 классы (2014 – 2015г.)
Программа.
№ Название блока Количество часов
1 « Моя семья» 11
2 « Родной город» 11
3 « Родная страна» 12
Итого: 34
Тематическое планирование.
№ Название темы
Формы проведения Ко–Практич. во часов
Теоретич. Дата по плану Дата по факту
1 блок « Моя семья»
1 Семейный книжный шкаф Беседа- выставка 1 01.09 2 Мама – слово дорогое Викторина 1 08.09 3 Под семейным зонтиком Конкурс рисунков 1 15.09 4 Моя профессия – мое будущее Беседа 1 22.09 5 Школа счастливой семьи Конкурс сочинений 1 29.09 6 С чего начинается Родина? Викторина 1 06.10 7 Герб моей семьи Конкурс рисунков 1 13.10 8 Сказки из бабушкиного сундука Беседа с презентацией 1 20.10 9 Портрет моей мамы Конкурс рисунков 1 27.10 10 Моя фамилия в летописи семьи Практикум 1 10.11 11 Я и мои братья меньшие Создание фотоальбома 1 17.11 2 блок «Родной город»
1 Здравствуй, школа! Праздник 1 24.11 2 Закружилась в небе осень Конкурс рисунков 1 01.12 3 Край мой – капелька России Беседа 1 08.12 4 Милый город над синей рекой Беседа- викторина 1 15.12 5 Наш край родной в стихах и прозе Конкурс чтецов 1 22.12 6 Уроки Деда - Краеведа Викторина 1 12.01 7 Родному городу посвящается Конкурс рисунков 1 19.01 8 Снежная, нежная сказка зимы Викторина 1 26.01 9 Любовью к Родине дыша КВН 1 02.02 10 Земля моя добрая! Конкурс пословиц 1 09.02 11 Я и моя школа Веселые рассказы 1 16.02 3 блок « Родная страна»
1 Москва –столица России Беседа 1 23.02 2 Растим патриотов: духовность, традиции Викторина 1 02.03 3 Русь героическая Беседа 1 09.03 4 Разгадать бы старинные даты Кроссворд 1 16.03 5 Великий Пушкин Викторина по сказкам 1 06.04 6 Символы России Конкурс рисунков 1 13.04 7 Я и мои права Беседа -практикум 1 20.04 8 Детям планеты – мир без тревоги и слез! Конкурс рисунков 1 27.04 9 Чтобы помнили! (к 70- летию Победы) Создание фотоальбома 1 04.05 10 Детские русские писатели Викторина 1 11.05 11 Национальный костюм Конкурс рисунков 1 18.05 12 Мой родной Татарстан! Конкурс сочинений 1 25.05 Итого: 26 8 9. Ожидаемые результаты.
Реализация программы призвана способствовать:
- развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры;
- расширению кругозора учащихся в области истории родного края, его традиций и обычаев;
- развитию самостоятельности, умению и стремлению работать в коллективе;
- пробуждению чувства патриотизма, духовности, нравственности, толерантности;
- созданию благоприятных условий для интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.
10. Способ контроля результатов.
Программа включают в себя различные творческие задания:
Выставки творческих работ: рисунков, плакатов, сочинений;
концертные номера;
фотовыставки;
творческие альбомы.
11. Форма работы:
коллективная;
групповая.
12. Оборудование:
интерактивная доска;
иллюстрации;
карты РФ и РТ;
компьютер;
проектор;
ноутбуки.
13.Список использованной литературы.
1. Алишев С. Казанское Ханство: В серии «История татар».- Казань: Тат. кн.изд, 2002.
Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2003.
2. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 1999.- №1
3. Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай: Метод. пособие. – Казань, 2003.
4. Усова С.Н., Хабибуллина В.М. Использование национально-регионального компонента в содержании вводного курса истории и обществознания в начальной школе. – Казань: КГПУ, 2005.
5. Шакирова В.С. Наша Родина Татарстан. – Казань: Тат. кн. изд., 1992.
«Принято на заседании ПК» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель предметной Заместитель директора приказом № 252 от «27 » августа2014г.
кафедры МБОУ «Гимназия №3» Директор МБОУ «Гимназия №3»
________/Аделева А.А./ ________/Муратова Н.А./ _________/Абзянова М.Н./
Протокол № 1 от «27» августа 2014 г.
«26» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по патриотическому воспитанию
«Дом, в котором я живу!» (духовно-нравственное направление)
для 3 В класса
учителя Борисовой Марины Анатольевны
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №3»
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от«27 » августа 2014г.
2014 – 2015 учебный год