Духовно-нравственное воспитание, развитие и социализация обучающихся. Рабочая программа. 9 класс





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа г.Зернограда


Рассмотрено «Утверждаю»
ШМО классных Директор школы
руководителей
от 25.08.2015г.
протокол №4
..
Руководитель





Рабочая программа
Духовно-нравственного воспитания,
развития и социализации обучающихся
9 «Б» класса
на 2015-2016 учебный год

Классный руководитель: Дмитриева Е.Г.

















Структура Программы:

Пояснительная записка( содержательная)
Нормативная база
Цель и задачи работы на уч.год
Анализ работы за прошедший год
Календарь мероприятий на год
Циклограмма деятельности кл. рук.
Список класса
Псих.-педаг. храктеристика класса
социальный портрет класса
состав родительского комитета
график проведения родительских собраний с темами
Календарное планирование мероприятий ( таблица)
индивидуальная работа с уч-ся
мониторинг воспитательной работы
работа с родителями ( по модулям и общая)
протоколы родит. Собраний



























Пояснительная записка
       
   Воспитание – это повседневная совместная работа учащихся, родителей, педагогов и классных руководителей. Оно неотделимо от образования, являясь первостепенной задачей. Поэтому воспитательная система класса – это не просто совокупность мероприятий, а единый организм, действующий и развивающийся согласно законам развития общества, его современных требований, его устоявшихся моральных и нравственных ценностей.
    Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкивается старшеклассник – это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем я буду?" задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, конечно, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
    Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.
Принцип моей воспитательной работы с детьми:
не запрещать, а направлять;
не управлять, а соуправлять;
не принуждать, а убеждать;
не командовать, а организовывать;
не ограничивать, а предоставлять свободу выбора
Участники: учащиеся 9 класса
Порядок мониторинга процесса и результатов реализации Программы:
обсуждение хода реализации Программы на педагогических советах школы;
психолого-педагогическая диагностика учеников и анкетирование родительской общественности.
Нормативная база.
Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
Конвенция о правах ребенка.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы г.Зернограда.
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы г.Зернограда.
Локальные акты.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для самореализации личности, развитии духовности учащихся, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
 Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Как построить воспитательный процесс, чтобы учащиеся были именно такими, социально востребованными?
    Основное противоречие, выявленное в процессе воспитательной работы, состоит в том, что очевидна необходимость возрождения и создания духовно-нравственной основы воспитательного процесса, который мог бы эффективно противостоять негативному влиянию улицы, СМИ и другим асоциальным явлениям современной жизни.
    Воспитательная программа предназначена для воспитательной работы в 9-м классе. Программа помогает классному руководителю профессионально и грамотно организовать внеурочную работу учащихся. Материал программы направлен на то, чтобы школьники могли самостоятельно пребывать в макро- и микро- социуме, взаимодействовать с окружающими людьми.
    Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей к совместной работе с детьми, что, несомненно, сплачивает семьи, помогает в решении вечной проблемы «отцов и детей». Программа помогает ученику сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.
    Классный руководитель создает коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей разностороннему развитию учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
 Воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких нравственных ценностей учащихся, развитие их интеллектуальных способностей в условиях здоровьесберегающей среды в рамках взаимодействия с семьёй и социумом.
    Цель программы заключается в создании условий для формирования культуры личности школьника, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.
Задачи воспитательной работы:
Развитие социальных умений и навыков функционирования коллектива в обществе (взаимодействие с педагогическим коллективом, классом, родителями и т.д.).
Совершенствование условий для развития потребностей в самопознание, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
Создание условий для сохранений и укрепления здоровья воспитанников. Пропаганда здорового образа жизни.
Формирование морально- этических жизненных принципов у учащихся, патриотическое воспитание, эстетическое развитие.
Приобретение учащимися навыков ориентирования в мировом информационном пространстве (поиск информации on-line и off-line, работа с удаленными базами данных и знакомство с законами об авторском праве и интеллектуальной собственности)
Цель работы с классом:
Помощь в определении жизненных и профессиональных перспектив через самопознание и созданий ситуаций выбора.
Задачи работы с классом:
Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, продолжить работу по мотивации учебной деятельности.
Предоставлять информацию о мире профессий и профессиональной ориентации.
Воспитание чувства принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей.
Формировать у учащихся умения анализировать и объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности.
Формировать навыки здорового образа жизни.
Работа в сотрудничестве с учителями-предметниками по основным направлениям воспитательной работы.
 

























Анализ работы за 2014-2015 учебный год в 8 «Б» классе


Цели, задачи и содержание воспитательной деятельности в 2014-2015 уч. году определялись в соответствии с интересами и потребностями учащихся, родителей и педагогов. Исходя из этого, были выбраны соответствующие цели, задачи:
Цели:
воспитание социально адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованиям общества;
воспитание этической культуры школьников, развитие их познавательных интересов и коммуникативных способностей, формирование навыков самообразования и самовоспитания.
Задачи:
содействие процессам самопознания и самостроительства личности учащихся, их нравственной самореализации;
поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;
индивидуальная работа с учащимися в целях эффективного взаимодействия в поле личностных проблем развития школьников;
программирование деятельности школьников по физическому развитию и укреплению здоровья;
реализация основ патриотического воспитания учащихся.

Воспитательная работа проводилась по шести основным направлениям:
Нравственно-эстетическое.
Гражданско-патриотическое.
Экологическое.
Спортивно-оздоровительное.
Трудовое.
Работа с родителями.

Для реализации этих целей и задач были выбраны различные формы работы, средства педагогического влияния, приёмы включения ребят в деятельность и общение: организационные и тематические классные часы, классные и школьные праздники, экскурсии, индивидуальные беседы, беседы с родителями, работа с психологом и другие.
В классе 26 человек, из них 11 мальчиков и 15 девочек.
Анализ успеваемости и качества знаний учащихся показывает, что в классе 2 ученика учатся на «отлично», на «4» и «5» успевают 8 человек. По итогам года в классе 100 % успеваемость, 40 % составляет качество знаний.
В классе  применяются элементы самоуправления. Актив класса:,  ребята со всей ответственностью относятся к своей "должности", однако руководят они преимущественно по инструкции ещё классного руководителя.
      В своей работе органами ученического самоуправления используются следующие формы и методы:
Формы
Методы

Заседание
"Школа актива"
Индивидуальные консультации
Творческие отчеты
Групповая работа
Коллективное планирование
Мозговой штурм
Методика взаимодействия
Поручение
Общественное мнение

 Выше указанные формы и методы  самоуправления в классе играют важную роль и повлияли на развитие личности детей:
Включение учащихся в управление классом;
Разграничены полномочия в организации жизнедеятельности класса между классным руководителем и ученическим активом;
Созданы условия для развития социально значимых качеств учащихся;
Формируются общественные отношения, основанные на принципах толерантности;
Личностный рост учащихся, активизация его творчества, самоопределения и самореализации;
Повышение интереса учащихся к социально-значимой деятельности.
 Работа по развитию самоуправления в классе будет продолжаться.
Наиболее активно участвовали в общественной жизни класса и школы такие учащиеся как .
На протяжении всего года задачей было обеспечить комфортное ощущение каждого ученика этого коллектива в условиях среднего звена школы. В классе нет группировок но, есть дети, выпадающие из коллектива по тем или иным причинам. Поэтому во внеклассные мероприятия  старались  вовлечь всех детей. В итоге: вспышек агрессии удалось избежать. Формированию коллектива, способствовали творческие дела, мероприятия, классные часы, регулярные  беседы  на жизненноважные темы.
В течение года регулярно раз в неделю проводились классные часы разного плана (тематические, организационные). Проведение  классных  часов заранее предусматривается в  плане  воспитательной  работы.  При  проведении  часов общения преобладала форма  свободного  общения  учащихся  с  классным руководителем.
Проводились тематические классные часы («90 лет Зерноград. району», Инсценированный классный час с защитой бизнес проектов «Я б в предприниматели пошел, пусть меня научат», «10 декабря- день прав человека», «Есть мужество, доступное немногим » и др.).Часы общения, индивидуальные беседы с учащимися и классные собрания, для того, чтобы как можно лучше ребёнок себя чувствовал в коллективе класса, не был изгоем, не был лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть.
Для сплочения детского коллектива организовывала совместные классные мероприятия с чаепитием, где происходило сближение детей и они узнавали друг друга с положительной стороны.  
В классе укоренилась традиция поздравлять именинников, каждому была подарена компьютерная мышь, а тем ребятам, у кого нет компьютера, подарили футболки.
Класс в основной своей массе активен и полон творческой энергии. Активно участвовала в жизни класса и школы больше  половины ребят класса. Ученики стремятся общаться друг с другом. Класс имеет способных организаторов,  преобладает  приподнятый бодрый общий тон. Класс имел выход на общешкольные и мероприятия:  концерты,  участие в конкурсах, праздниках, и  т.д.
Развитию гражданско-патриотического воспитания способствовали следующие мероприятия:
Встреча с ветераном труда Кобзарь В.И., поздравление с Днем пожилого человека 1.10;
просмотр фильма «Брестская крепость»
Кл.час «День героев Отечества»» -
классный час «Толерантен ли ты?» ;
«Есть мужество, доступное немногим », посвящённое освобождению г. Зернограда от немецко-фашистских захватчиков – 30.01;
Устный журнал «У войны не женское лицо».
Посещение мероприятия, посвященного «Выводу войск из Афганистана» - 14.02;
Приняли активное участие в проведении мероприятий, посвящённых празднованию Дня города. 1 место в конкурсе «Стартинеджер» (участник: , зрители: одноклассники )
Классный час «70 лет Победе в Великой Отечественной войне»
Встреча с ветераном труда Кобзарь В.И., поздравления с Днем пожилого человека - 01.10 и Днем Победы - 08.05.
Воспитанию культуры и любви к родной стране способствовали поездки в ч. Пухляковка 26.09, Лагонаки 08.11.,
Экскурсия в г. Аксай музей Военной техники
03.03 Встреча с пенсионерами «Дети войны»
Уборка клумбы памятника «Афганцам», полив и уход за деревом, посаженным классом.
Поездка в г. Ростов-на-Дону в «Ледоград» на каток – 17.12;
Участие во Всероссийском Олимпийском Дне Бега в Зерноградском районе, посвященном 70-годовщине ПОБЕДЫ в ВОВ, следующих учащихся.
Переписка в выпускницей школы 1945 года Мищенко А.
Поздравление пенсионеров (дети-войны) с 70 годовщиной освобождения страны от нем –фаш. захватчиков.
Оформление классного уголка к Дню Победы
Районная военно-потриотическая игра «Орленок» 2 место (
Участие в акции «Бессмертный полк»
Трудовое, экологическое направление осуществлялось в следующем:
Полив и уход за деревом, посаженным классом
Уход за цветами в классе
учащиеся наводили чистоту и порядок на пришкольной территории, каждую четверть проводилась генеральная уборка 41 кабинета, закреплённого за классом, активное участие учащиеся класса принимали в уборке территории городского парка.

Нравственно-эстетическое направление:
Приняли активное участие в проведении мероприятий, посвящённых празднованию Дня города:
Изготовление плаката «Освобождение города Зернограда и района от немецко-фашистских захватчиков»
Участие в конкурсе военно-патриотической песни
Украшение класса к Новому году (фабричные изделия и сделанные своими руками)
Участие в конкурсе рисунков по теме: «Здоровое питание»
Изготовление плаката к 70 лет Победы в ВОВ 1045-2015 гг.

Спортивно-оздоровительное направление:
Участие в районных спортивных соревнованиях за честь школы «Осенний кросс» 5 место общешкольное.( ..
Городская зона по футболу(..
Участие в конкурс- фестивале по фитнес -аэробики (девочки класса) II место
Районная военно - патриотическая игра «Орленок» 2 место (
Участие во Всероссийском Олимпийском Дне Бега в Зерноградском районе, посвященном 70-годовщине ПОБЕДЫ в ВОВ, следующих учащихся .
Большую помощь в воспитательной работе оказывали родители. У нас с ними общая задача – обеспечить психологический комфорт ребенка. За прошедший учебный год были проведены шесть родительских собрания, на которых решались различные вопросы и задачи. Посещаемость родителями собраний - 55 %.
Организационное родительское собрание.
Родительское собрание по теме «Наша школьная жизнь (с фотопрезентацией). Предварительные итоги 2 четверти»
Родительское собрание по теме «Итоги 3 четверти».
Родительское собрание «Об ознакомлении учащихся и их родителей с правилами поведения при обнаружении Интернет- ресурсов, пропагандирующих терроризм и экстремизм.
Родительское собрание «Предварительные итоги 4 четверти»
Родительский комитет активно работал в течение учебного года.
В классе есть учащиеся из «группы риска» (..). Это учащиеся, легко поддаются воздействию со стороны, склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Мною велась работа с этими детьми, проводились беседы с учениками, их родителями. Установлен контроль за их деятельностью и кругом.
В течение года проводились индивидуальные беседы с родителями учащихся, у которых возникали проблемы с успеваемостью и поведением, такие учащиеся и их родители приглашались на «Совет профилактики», после которого отслеживались результаты изменений в обучении и поведении. Индивидуальная работа с учащимися и их родителями классного руководителя, психолога и социального педагога позволила разрешить конфликтные ситуации, возникавшие в классе.
На протяжении всего учебного года строго осуществлялся контроль успеваемости обучающихся – проверка дневников, контроль посещаемости учащимися уроков, для этого . вела дневник посещаемости в течение всего года, работа с учителями – предметниками по координации деятельности и организации учёбы детей.
Подводя итоги жизнедеятельности классного сообщества в 2014-2015 уч. году, можно сделать вывод о правильности выбранных мною целевых ориентиров и способов их реализации, о чём свидетельствуют положительные изменения в различных сферах.
По мнению учащихся, учителей и родителей, в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны. Особенно отмечается дух товарищества и творчества.
Итак, можно сделать вывод о том, что в значительной мере удалось решить поставленные задачи. Удовлетворённость большей части родителей и учащихся жизнью в классе показало правильность выбранных ориентиров воспитательной работы. Следовательно, основные направления деятельности должны остаться прежними.
Задачи на новый учебный год:
Направлять учебно-познавательную деятельность по пути самоутверждения, саморазвития, самоопределения.
Помочь учащимся вписаться в систему социальных ролей через развитие самоуправления в классе, способствуя тем самым открытию собственного «Я».
Создать атмосферу классной жизни, способствующую воспитанию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности.
Воспитывать гражданственность, патриотизм, интеллигентность, уважение к правам и свободам человека.
Формировать гуманистическое мировоззрение, ответственность перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты своей социальной, природной и культурной среде.
В новом учебном году я продолжу работать над выбранной темой самообразования:
«Использование современных методик создания условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных и личностно значимых интересов и потребностей школьников».

Модуль «Я - гражданин»

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Модуль «Я – человек»

Направление 2: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Модуль «Я и труд»

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Модуль «Я и здоровье»

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Модуль «Я и природа»

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Модуль «Я и культура»

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.



















5.календарь мероприятий на год


Мероприятие
Сроки

интеллектуальная (познавательная) деятельность
Задачи:
1. Формирование целостной и научно обоснованной картины мира.
2. Развитие познавательных способностей учащихся.
День Знаний
сентябрь


День прав человека
декабрь





спортивно-оздоровительная деяельность
Задачи:
1. Формирование стремления к здоровому образу жизни.
2. Осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Правила учи – себя береги.
(инструктаж по ТБ)
сентябрь


Береги здоровье смолоду.
(день Здоровья)
сентябрь


Человек и наркотики (классный час)
октябрь


Всегда ли полезны медикаменты? (диспут).
январь


О пользе здоровой пищи. (классный час)
май

ценностно-ориентационная (нравственная, гражданско-патриотическая) деятельность
Задачи:
1. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.
2. Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.
3. От воспитания любви к родной школе, семье, отчему краю – к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
День пожилого человека
октябрь


Все мы разные. Что такое толерантность? (классный час)
ноябрь


Чью старость ты утешил?
(акции добрых дел)
в преддверии праздников


Урок России (о государственной символике РФ). (беседа)
декабрь


Я и мои родственники.
(конкурс сочинений)
февраль – май



Освобождение Зернограда
январь


День юного антифашиста
февраль


Международный женский день
март


Память, которой не будет конца. (классный час)
май


Права несовершеннолетних. Знание законов и их практическое применение. (лекция)
апрель


История моей страны на телеэкране. (классный час)
в течение года

образная (проектно-творческая) деятельность
Задачи:
1. Развитие творческих способностей.
2. Предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими возможностями, интересами.
3. Выявление и поддержка нестандартности, неординарности, индивидуальности.
Письмо самому себе.
(конкурс на лучшее письмо)
сентябрь


Волшебный мир руками детей. (выставка детского творчества)
к новому году


Наш класс. (творческий проект)
в течение года

коммуникативная (социальная) деятельность
Задачи:
1. Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции.
2. Формирование потребности в самосовершенствовании и саморазвитии, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
Вместе весело шагать.
(путешествия, экскурсии)



Человек в конфликте. (классный час)



«Белая ворона». (урок-тренинг)



Я – уверенный, неуверенный или грубый. (тренинговое занятие)



Внешность и характер. (классный час)





15.Совместная деятельность школы, семьи и общественности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени основного общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. Основные формы взаимодействия школы и семьи по направлениям (модулям):

1. Модуль «Я – гражданин»
посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
изучение семейных традиций;
организация и проведение совместных встреч, конкурсов и викторин;
организация совместных экскурсий в музеи;
совместные проекты.

2. Модуль «Я – человек»
оформление информационных стендов;
тематические общешкольные родительские собрания;
участие родителей в работе Совета гимназии, Совета профилактики;
организация субботников по благоустройству территории;
организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев:
- День Учителя;
- День Матери;
- семейный праздник – «Масленица»;
- участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе:
- на лучшую новогоднюю игрушку;
- благотворительная акция «Добрые дела в действии»;
- акция милосердия «От сердца – к сердцу»;
- самый уютный класс;
индивидуальные консультации (психологическая, педагогическая и медицинская помощь);
изучение мотивов и потребностей родителей.

3. Модуль «Я и труд»
участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
организация экскурсий на предприятия с привлечением родителей;
совместные проекты с родителями «Школьный двор», конкурс «Кормушка»;
организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
участие в коллективно-творческих делах по подготовке праздников.

4. Модуль «Я и здоровье».
родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;
беседы на тему:
- информационной безопасности и духовного здоровья детей;
- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;
консультации психолога, медсестры, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;
распространение буклетов для родители по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»;
совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».

5. Модуль «Я и природа»
тематические классные родительские собрания;
совместные проекты с родителями «Школьный двор»,
участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.


6. Модуль «Я и культура»
участие в коллективно-творческих делах;
совместные проекты;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
организация экскурсий по историческим местам района;
совместные посещения с родителями театров, музеев;
участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.


















Формы психолого-педагогического просвещения родителей.
родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и школе, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы
общешкольные родительские собрания проводятся не менее двух раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы, рассмотрение актуальных педагогических проблем ;
классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и гимназии, рассмотрение актуальных педагогических проблем;
родительские конференции, предусматривающие расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и посвященные обмену опытом в семейном воспитании, а также конференции с обсуждением проблемных тем и ситуаций;
родительский лекторий, способствующий повышению педагогической культуры родителей;
презентации семейного опыта, способствующие использованию позитивного опыта благополучных семей;
вечер вопросов и ответов с приглашением специалистов по вопросам воспитания детей;
«круглый стол» - форма, дающая возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом ученическом коллективе, школе, семье. Данная форма предлагает практическое решение назревших проблем;
дискуссионные клубы, собрания-диспуты нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе педагогов и родителей;
деловые и ролевые игры дают возможность моделировать социальные отношения, отношения с детьми в коллективе, семье;
социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным, обычно проводятся психологом;
семинары – практикумы - на семинарах родителей обучают правильному общению с ребёнком, умениям выявлять причины конфликтов между супругами и между родителями и детьми, умению строить конструктивные отношения с ребёнком и окружающими;
совместные собрания с детьми – форма работы, которая сплачивает родителей и детей, дает возможность увидеть своих детей «с другой стороны», их возможности и таланты, достижения в школьной жизни.
В рамках формирования у родителей культуры принадлежности к школьному образовательному пространству могут быть использованы следующие формы встреч с родителями:
встреча с администрацией и педагогом-психологом;
Индивидуальные тематические консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.
Посещение семьи: индивидуальная работа педагога, психолога (по необходимости) с родителями, знакомство с условиями жизни.

Модель выпускника основной школы
Ценностный потенциал:
восприятие ценности достоинства человека;
уважение к своей Родине-России;
тактичность;
трудолюбие;
чуткость;
реализм
Творческий потенциал:
профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам, и элементарные навыки поискового мышления.


Познавательный потенциал:
знания, умения, навыки, соответствующие личностным потребностям конкретного школьника и образовательному стандарту второй ступени;
знания широкого спектра профессиональной деятельности человека (прежде всего экологической и правовой);
знание своих психофизических особенностей;
абстрактно-логическое мышление
Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей,
умение развивать и управлять познавательными процессами личности,
способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный потенциал:
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;
овладение навыками неконфликтного общения;
способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
Профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам, и элементарные навыки поискового мышления.


Художественный потенциал:
эстетическая культура, художественная активность.
Способность видеть и понимать гармонию и красоту,
знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства,
апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.

Нравственный потенциал:
Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.
Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения.
Готовность объективно оценивать себя, отстаивать свою собственную позицию, отвечать за свои поступки и действия.
Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.

Физический потенциал
Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;
овладение простейшими туристическими умениями и навыками;
знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями;
способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.




Работа с родителями.


Работа с
родителями
сроки
ответственные


1

Участие в проведении общешкольного родительского собрания, формирование общешкольного родительского комитета.




сентябрь


Классный руководитель,
Зам. директора по ВР


2

Проведение индивидуальной работы с родителями.


В течение года

Классный руководитель,
соц. педагог, психолог


3

Проведение классных родительских собраний.


Каждую четверть

Классный руководитель

График проведения родительских собраний


дата
День
недели
Время
Тема

1
09.09
Среда
18.00
Организационное родительское собрание

2
09.09
среда
17.00
Общешкольное собрание.
«Вместе в будущее»

3
24.12
Четверг
17.30
Предварительные итоги IIчетверни

4
17.03
Четверг
17.30
«Наша школьная жизнь». III четверть

5

четверг
17.30
Общешкольное родительское собрание
«Итоги года»

6
18.05
четверг
17.30
Итоговое родительское собрание.


Родительский комитет.

Член Совета школы:

Председатель родительского комитета:

Секретарь:

Члены Родительского комитета:






















Календарное планирование мероприятий

Сентябрь

Название модуля/ Дата по неделям
01.09-04.09
07.09-11.09
14.09-18.09
21.09-25.09

«Я – гражданин»
3.09. участие в митинге против терроризма «Памяти Беслана»
Памяти Вити Новицкого.
Экскурсия в школьный музей.

Организация поздравления В.И. Кобзарь с днем пожилого человека

«Я – человек»
1.09. День знаний
Выбор актива класса. Работа с психологом школы «Выбор жизненного пути»
Классный час «Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!»



«Я и труд»
Организация дежурства в учебном кабинете
Дежурство в классе
«Жизнь дана на добрые дела» - трудовой десант


профориентация

«Я и здоровье».

Урок противопожарной безопасности
Профилактическая работа по предупреждению детского дорожного травматизма


28.09. – День здоровья

«Я и природа»
Уход за цветами в классе
Уход за деревом класса
Уход за цветами в классе

Уход за клумбой




«Я и культура»

Акция «Моя школа – мой дом». Оформление кабинета








Октябрь
Название модуля/ Дата по неделям
28.09-02.10
05.10-09.10
12.10-16.10
19.10-23.10
26.10-30.10

«Я – гражданин»
Поздравление ветерана труда Кобзарь В.И. с Днем пожилого человека

Дискуссия «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»

Кл.час «30 октября-День жертв политических репрессий»

«Я – человек»
Подготовка к Дню учителя
Поздравление учителей с Днем учителя. Участие в концерте

Классный час «Шаги к успеху»



«Я и труд»
Дежурство в классе
Дежурство в классе
Акция «Моя школа- мой дом»
Дежурство в классе
Дежурство в классе





«Жизнь дана на добрые дела» - трудовой десант
профориентация
«Жизнь дана на добрые дела» - трудовой десант
«Жизнь дана на добрые дела» - трудовой десант


«Я и здоровье».

Участие в спортивных соревнованиях
Занятие по ПДД
«Электробезопасность»
Профилактическая работа по предупреждению детского дорожного травматизма

Правила поведения во время осенних каникул



«Детский телефон доверия шаг к безопасности ребенка!»




«Я и природа»
Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе


«Я и культура»
Изготовление плаката к Дню учителя







Ноябрь
Название модуля/ Дата по неделям
02.11.-06.11
09.11-13.11
16.11-20.11
23.11-27.11

«Я – гражданин»


Кл. час «Международный день толерантности»




«Я – человек»



День матери




«Я и труд»
Дежурство в классе
Дежурство в классе
Дежурство в классе
Дежурство в классе




«Я и здоровье».

«Интернет-зависимость: миф или реальность?»

Занятие по ПДД
«Электробезопасность»





«Я и природа»
Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе

Уход за цветами в классе





«Я и культура»

Библиотечный урок
















Декабрь
Название модуля/ Дата по неделям
30.11-04.12
07.12-11.12
14.12-18.12
21.12-25.12

«Я – гражданин»

«10 декабря – День прав человека»



12 декабря – День конституции


«Я – человек»
1 декабря – День инвалидов
Классный час «Что ты знаешь о законе»
Классный час «Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!»



«Я и труд»
Дежурство в классе
Дежурство в классе
Дежурство в классе
Дежурство в классе




«Я и здоровье».

«Осторожно, тонкий лед!»
Занятие по ПДД
«Электробезопасность»
Профилактическая работа по предупреждению детского дорожного травматизма





«Детский телефон доверия шаг к безопасности ребенка!»





«Я и природа»
Уход за цветами в классе


Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе



«Я и культура»
Библиотечный урок





Библиотечный урок






Январь
Название модуля/ Дата по неделям





«Я – гражданин»

Неделя истории
«Без прошлого не может быть настоящего!?»

Участие в мероприятиях посвященных освобождению г.Зернограда от немецко-фашистских захватчиков




«Я – человек»

Изготовление плаката «Освобождение города и района»
Классный час «Наш край в годы Великой Отечественной войны»



«Я и труд»
Дежурство в классе
Дежурство в классе
Дежурство в классе
Дежурство в классе






профориентация
Классный час «Шаги к успеху»




«Я и здоровье».

Правила поведения на зимнем водоеме.
«Электробезопасность»
Занятие по ПДД
Профилактическая работа по предупреждению детского дорожного травматизма


«Я и природа»
Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе



Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе

«Я и культура»

Посещение музея АЧГАА







Февраль
Название модуля/ Дата по неделям





«Я – гражданин»










«Я – человек»

Конкурс военно-патриотической песни
День защитников отечества





«Я и труд»
Дежурство в классе
Дежурство в классе
Дежурство в классе
Дежурство в классе





«Я и здоровье».

«Электробезопасность»
Занятие по ПДД
Профилактическая работа по предупреждению детского дорожного травматизма



«Я и природа»
Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе




«Я и культура»

Посещение школьного музея












Март
Название модуля/ Дата по неделям





«Я – гражданин»

Встреча с ветеранами ВОВ






«Я – человек»

Международный женский день 8 марта!






«Я и труд»
Дежурство в классе
Дежурство в классе



Дежурство в классе
Дежурство в классе


профориентация
«Жизнь дана на добрые дела» - трудовой десант



профориентация
«Жизнь дана на добрые дела» - трудовой десант

«Я и здоровье».

Занятие по ПДД
«Электробезопасность»






«Я и природа»
Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе



«Я и культура»

Библиотечный урок









Апрель
Название модуля/ Дата по неделям





«Я – гражданин»

«Чернобыль трагедия, подвиг, предупреждение »

Акция «Ветеран живет рядом»





«Я – человек»

Классный час «Шаги к успеху»






«Я и труд»
Дежурство в классе
Дежурство в классе



Дежурство в классе
Дежурство в классе


«Жизнь дана на добрые дела» - трудовой десант
Профориентация



«Жизнь дана на добрые дела» - трудовой десант
профориентация

«Я и здоровье».

«Электробезопасность»
Занятие по ПДД



«Детский телефон доверия шаг к безопасности ребенка!»


«Я и природа»
Уход за цветами в классе


Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе
Уход за цветами в классе

«Я и культура»












Май
Название модуля/ Дата по неделям





«Я – гражданин»

9 мая – День Победы






«Я – человек»
Плакат к Дню Победы
Поздравление ветеранов






«Я и труд»
Дежурство в классе
Дежурство в классе



Дежурство в классе
Дежурство в классе


«Жизнь дана на добрые дела» - трудовой десант
Профориентация


«Жизнь дана на добрые дела» - трудовой десант
профориентация

«Я и здоровье».

Занятие по ПДД
Занятие. Правила поведения на воде.

«Электробезопасность»
Профилактическая работа по предупреждению детского дорожного травматизма


«Я и природа»
Уход за клумбой







«Я и культура»
«Если бы камни умели говорить»






До свиданья, школа!»





Направления деятельности
Виды и формы деятельности, мероприятия
Сроки
периодичность
Ответственные
Планируемые результаты
 

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Урочная деятельность
1. Использование воспитательного потенциала предметов «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание»
Постоянно, в соответствии с календарно-тематическим планированием
Учителя -предметники
Сформировано ценностное отношение к Родине, её символике, истории, языку и традициям. Сформировано уважительное отношение к своему родному краю, его истории и людям.
Учащиеся имеют представление о государственном устройстве России, правах и обязанностях человека.

Внеурочная деятельность
1. Программа «Изучаем родной край».
2. Экскурсии, исследования в рамках внеурочной деятельности

учитель 9 классов


Внеклассная работа
1. День семейного общения.

2. Операция «Ветеран живет рядом».
3. Беседы на тему: «Конституция - основной закон моей страны».
4. КТД – Детская Рождественская Неделя милосердия.
5. Конкурс рисунков «Люблю тебя, мой край родной»
6. КТД ко Дню матери.

7. Месячник оборонно-массовой работы, посвященный Дню защитника Отечества
8. КТД «Неделя Памяти»
Сентябрь


По необходимости

декабрь


январь


октябрь



ноябрь


февраль

Классный руководитель-//-//-//-//

-//-//-//-


старшая вожатая

учитель
учитель

старшая вожатая

старшая вожатая
кл.рук


2.Формирование нравственных чувств и этического сознания.

Урочная деятельность
1. Использование воспитательного потенциала предметов «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География»
Постоянно, в соответствии с календарно-тематическим планированием
Учителя-предметники
Сформировано представление о базовых национальных российских ценностях, о правилах поведения. Учащиеся имеют
элементарные представления о религиях мира.
Учащиеся уважительно относятся к людям разных возрастов, к одноклассникам. Готовы к
взаимопомощи и взаимной поддержке.

Внеурочная деятельность
Организация работы кружков духовно-нравственного направления.
По программе
Руководители кружков


Внеклассная работа
Беседы о внешнем виде, правилах поведения, культуре общения.
КТД ко Дню учителя.

КТД ко Дню 8 марта.

День Права
По необходимости


Октябрь

Март




Кл.рук


3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Урочная деятельность
1. Использование воспитательного потенциала предметов «Технология»,
«Литература», «Искусство».
Постоянно, в соответствии с календарно-тематическим планированием
Учителя-предметники
Ученик осознает ведущую роль образования, труда и творчества в жизни человека и общества.
Уважительно относиться к труду и творчеству старших и сверстников.
Сформировано элементарное представление о профессиях, бережно относится к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Внеурочная деятельность
Организация работы кружков технической направленности.
По программе
Руководители кружков


Внеклассная работа
День знаний.


Акция «Подарок ветерану своими руками».
Трудовой десант.
Сентябрь


Декабрь

Февраль

Апрель
По необходимости







Кл.рук.,
старшая вожатая


4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Урочная деятельность
1. Использование воспитательного потенциала предметов «Технология»,
«Физкультура», «Биология», «ОБЖ»
Постоянно, в соответствии с календарно-тематическим планированием
Учителя-предметники
Сформировано представление о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
Ученик понимает важность занятий физической культурой и спортом для своего здоровья, своего образования, труда и творчества. Ученик с интересом относится к активным видам спорта. У ребенка сформирована потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.
Сформировано негативное отношение к компьютерным играм, телевидению.

Внеурочная деятельность
Организация работы спортивных секций.
По программе
Руководители секций


Внеклассная работа
День здоровья


Спортивные семейные праздники

Спортивные соревнования



Беседы на тему: «ЗОЖ»
1 раз в четверть


По плану проведения спортивно-массовых мероприятий


1 раз в месяц
Заместитель директора по ВР
Учитель физкультуры






Кл.рук.


5.Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Урочная деятельность
1. Использование воспитательного потенциала предметов «Литература», «Биология», «География»
Постоянно, в соответствии с календарно-тематическим планированием
Учителя-предметники
У ученика развит интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной Сформировано ценностное отношение к природе и всем формам жизни, сформирован элементарный опыт природоохранительной деятельности;
Ребенок бережно относится к растениям и животным.

Внеурочная деятельность
Экскурсии в краеведческий музей

Туристические походы
По плану


По плану
Кл.рук.


Внеклассная работа
Выставка «Зеркало природы»




Акция «Первоцвет»
Трудовой десант
октябрь


декабрь


январь
апрель

по необходимости
Старшая вожатая

Клас.рук.


6.Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Урочная деятельность
1. Использование воспитательного потенциала предметов «Технология»,
«Литература», «Искусство»
Постоянно, в соответствии с календарно-тематическим планированием
Учителя-предметники
Сформировано представление об эстетических идеалах и ценностях, о душевной и физической красоте человека. У ученика
развито чувство прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества, развит интерес к чтению, произведениям искусства, детским
спектаклям, концертам, выставкам, музыке, занятиям художественным творчеством. Ребенок стремится к опрятному внешнему виду.

Внеурочная деятельность
Посещение театральных представлений, концертов, памятников культуры и природы.
Работа кружков художественно-эстетической направленности.
По плану




По программам
Кл.рук.

Руководители кружков


Внеклассная работа
Оформление классных комнат, школы.

К праздничным датам по календарю
Кл.рук.








Циклограмма деятельности классного руководителя.
В начале учебного года:
составляет список класса и оформляет классный журнал;
организовывает получение учебников в школьной библиотеке;
изучает условия семейного воспитания учащихся;
уточняет и/или составляет социальный паспорт класса и сдает его социальному педагогу;
проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей ;
организовывает коллективное планирование жизнедеятельности класса на год ;
составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе.
Ежедневно:
отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся;
осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления класса и представителям школьного самоуправления в классе;
осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви;
осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в столовой;
осуществляет контроль за дежурством по классу;
Еженедельно:
проверяет дневники учащихся;
осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками;
проводит классный час информации и общения;
Ежемесячно:
организовывает коллектив класса на участие в школьных делах;
помогает органам ученического самоуправления организовывать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива;
проводит занятия по правилам дорожного движения и плановый инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;
организовывает генеральную уборку кабинета;
контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединению учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы;
В течение триместра:
организовывает выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся;
организовывает дежурство класса по школе (согласно графику дежурств);
оперативно информирует социального педагога, заместителя директора школы по воспитательной работе или директора школы: о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися класса Устава школы; о необходимости социальной защиты своих учащихся, и вместе с ними принимает необходимые педагогические меры;
организовывает контроль за состоянием школьных учебников;
уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений дополнительного образования;
проводит педагогические консилиумы;
проводит родительские собрания;
организовывает работу родительского комитета класса (согласно плану работы комитета);
посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением педагогического мастерства классного руководителя.
Во время каникул:
участвует в каникулярной работе методического объединения классных руководителей;
совместно с самоуправлением, общественными объединениями, ученическим активом, родителями организует каникулярные мероприятия своего класса.
В конце учебного года:
организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году и вместе с активом (организаторами самоуправления) класса отчетно-выборную кампанию в классе;
проводит педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его заместителю директора школы по воспитательной работе;
организовывает сдачу школьных учебников в библиотеку.





















7.СПИСОК КЛАССА.



8.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА.

.




































Ф. И. учащегося




Дата прове-дения
беседы




Сроки выпол-нения
НАПРАВЛЕНИЯ




Содействие школьникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию, самоопределению
Оказание индиви-дуальной помощи уч-ся по необходимой коррекции в нравственном развитии
Установление межличностных контактов.
Диагностика достижений каждого учащегося

















































13. Индивидуальная работа с учащимися 14. Мониторинг реализации воспитательной программы.

Показатели
Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:
1. освоение учащимися образовательной программы
2. развитость мышления
3. познавательная активность учащихся
4.сформированность учебной деятельности.
тест интеллектуального развития
Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:
1. нравственная направленность личности
2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.
Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"
Методика "Репка" ("Что во мне выросло")

Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика:
1. коммуникабельность
2. сформированность коммуникативной культуры учащихся
3. знание этикета поведения
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
Педагогическое наблюдение


Сформированность эстетического потенциала ученика
1. развитость чувства прекрасного
2. сформированность других эстетических чувств

Методика Торренса
Педагогическое наблюдение


Сформированность физического потенциала ученика
1. состояние здоровья
2. развитость физических качеств личности
Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика
Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе
1. комфортность ребенка в школе
2. эмоционально-психологическое положение ученика в классе

1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"
2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"

Сформированность классного коллектива
1. состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
2. развитость самоуправления
3. сформированность совместной деятельности

Методика "Наши отношения"
Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин)
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова).








РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ за 2015 –2016уч. год
Форма работы
Содержание
Дата
Результат
Росписи




























































15