Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся 5-6-х классов по программе «Праздники, традиции и ремёсла народов России» (из опыта работы).
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся 5-6-х классов по программе «Праздники, традиции и ремёсла народов России» (из опыта работы).
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавали фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии - всё это являют нам творения народных умельцев.
Занятия проводятся модульно, делятся по сезонному принципу на 3 цикла: летне-осенний, зимний, весенне-летний. Каждый цикл приурочен к календарному народному празднику. Ученики не только теоретически изучают народную культуру, но и посещают экскурсии, актуализируя знания, полученные на уроках.
Летне-осенний цикл состоял из проекта по литературе «Посиделки в русской избе» и участия в экскурсионном интерактивном занятии в Этнографическом музее «Традиции и праздники народов России». Класс делится на 4 рабочие группы, получает оценочный лист группы и задания, связанные с осенне-летними праздниками и обрядами.
Зимний циклпроводим выездное занятие в этнографическом заповеднике Ялкала, где ребята не только знакомятся с экспозицией музея, но и участвуют в Рождественских гуляниях (5 класс) и в проводах Масленицы (6 класс). Поездке предшествует групповая презентация зимних праздников и обрядов.
Весенне-летний цикл связан, в первую очередь, с праздниками Светлой Пасхи и Великой Троицы. Ребята участвуют в подготовке и проведении классного часа «Жемчужины народных промыслов на Вербной ярмарке». Предлагаю вниманию читателей сценарий данного мероприятия.
Предварительная работа с детьми:
а) предложить детям найти в своем доме изделия народных промыслов, попытаться определить их категорию (хохлома, гжель, палех, дымковская игрушка, жостово, матрешка, городец, пасад;
б) шестеро детей сыграют роли мастеров; каждый «мастер» должен представить народный промысел (хохлома, жостово, гжель, палехская миниатюра, Городецкая роспись, посадские платки), пользуясь дополнительными материалами к классному часу или иной информацией; «мастера» должны будут ответить на вопросы «покупателей» (ответы - в тексте сценария) и провести игру;в) остальные дети будут играть роли покупателей поделок; эти дети должны заготовить вопросы «мастерам» (примерные вопросы в тексте сценария);
г) предложить группе поющих детей подготовить и спеть во время музыкальной паузы песню «Оренбургский пуховый платок».
Музыкальное оформление:
фонограмма песни «Оренбургский пуховый платок»
Оборудование:
а) сушки, пряники, самовар, поделки и рисунки детей на уроках ИЗО;
б) «мастерам» обязательно приготовить по одному изделию народных промыслов или их иллюстрацию, сделанную детьми;
в) «мастера» готовят русские народные костюмы или их элементы (кепка с цветком, рубаха с кушаком, сарафан, корона, кокошник, фартук, платок и т.п.)г) презентация
Оформление:
На перемене перед классным часом можно мелом схематически нарисовать на доске карту «Адреса русских промыслов». В конце классного часа рисунки, подготовленные для ярмарки, «мастера» прикрепят к названию соответствующего города на карте.
План классного часа:
1.Вступительное слово, беседа о Вербном воскресенье
2. Игра «Путешествие на вербную ярмарку»:
а) реклама художественных промыслов;
б) вопросы мастерам и мастерицам:
- где же делают эти вещицы; - секреты мастерства;
3. Моя художественная коллекция.
4. Подведение итогов (рефлексия).
5. Заключительное слово.
Ход классного часа
1. Вступительное слово
Классный руководитель. Кто знает, какой праздник вчера отмечали православные христиане? (Вербное воскресенье) Синоним - пальмовое. Почему так назван этот день? (Пальмовые ветви, которыми устилали дорогу Иисусу при входе в город в странах с холодным климатом заменили на вербы). Почему именно верба, где растёт? Вдоль рек, считается, что верба наделяет людей здоровьем, предостерегает от нечистой силы и разных напастей. Какие традиции празднования Вербного воскресенья вы знаете? Украшать дом освященными вербами, съесть почку освящённой вербы - решиться важное дело. А в субботу накануне Вербного воскресенья христиане отмечают праздник, посвященный чуду воскрешения своего друга Лазаря, который умер за 4 дня до прихода Иисуса. В этот день на Руси начинались весенние гуляния. Посмотрите, что вы видите на картине? Ярмарку, деревня, Москва. Рассматриваем, что изображено на картинах Кустодиева. Проблемный вопрос: как проходила весенняя ярмарка, ведь у православных христиан пост? УЗНАТЬ.
В этот день, в Лазареву субботу, на Руси с середины 18 века и до 1917 года на площадях городов и сёл проводились вербные ярмарки. Что видим? Белые палатки, подарки, игрушки, корзины, целые возы верб, украшенные бумажными цветами, вербы для вербной каши (рецепт), сладости, орехи, пряники.Сегодня, давайте представим, что мы на такой вербной ярмарке. На ней нет балаганов и каруселей, но обязательной традицией было катание на лошадях. Просмотр картин (вербный выезд - показ невест). Но самым большим развлечением были чудеса на колёсах. Раёк - деревянный ящик на колёсах с одним или несколькими увеличительными стёклами на передней панели. Внутри него между двумя валиками перематывалась длинная лента с картинками. За небольшую плату зрители смотрели картинки, сопровождаемые весёлыми прибаутками раёшника.
На ярмарку в прибыли мастера, представители шести русских промыслов. На этой карте мы видим, где расположены центры этих всемирно известных русских ремесел. Павловский Посад, Гжель, Жостово находятся недалеко от Москвы, Палех – в Ивановской области, а Городец и Хохлома – недалеко от Нижнего Новгорода.
Мастера покажут нам свои изделия, расскажут о своих промыслах, ответят на наши вопросы.
2. Игра «Путешествие в Город мастеров»
Реклама художественных промыслов
Звучит плясовая музыка. Возле классной доски выстраиваются «мастера». Они держат в руках свои изделия, пританцовывают, по очереди рекламируя свое искусство.
Группа «Хохлома» Группа «Палех»
Кубки, чашки, ложки, Выходи-ка на прогулку,
Русские матрешки, Покупай у нас шкатулку.
Вся посуда расписная, Палехская миниатюра -
И почти как золотая! Для тех, у кого губа не дура!
Знает это целый мир:
Это – русский сувенир.
Вся – старинного письма –
Золотая хохлома! Группа «Жостово»
Хотите подарок?
Группа «Городец» Примите решение:
Удаль молодецкая - Купите для дома украшение!
Роспись Городецкая! Пользуются постоянным спросом
Подходи, торопись, Наши жостовские подносы!
Покупай живопись!
Группа «Посад»
Для всех девушек отрада –
Платки из Павловского Посада!
Вопросы мастерам и мастерицам: 1. Где же делают эти вещицы?
Классный руководитель:
Да, уважаемые мастера,
Слушали мы вас очень внимательно,
Ваши изделия замечательные!
И нашим ребятам, скажем вам честно,
Побольше о них узнать интересно!
(обращается к классу) А вы, ребята, не отставайте,
Мастерам вопросы задавайте!
Может, взяли товар за границей?
Где же делают эти вещицы?
Дети по очереди поднимают руки, задают с места вопросы «мастерам».
Вопросы - ответы
Музыкальная пауза
Классный руководитель. К нам в гости пришли представители еще одного промысла. Его название говорит само за себя. А рекламой этому промыслу будет песня.
Исполнение песни «Оренбургский пуховый платок».
Игра
Классный руководитель: Ну, а теперь мастера проведут игру?
Мастер 1. Предлагаем сыграть в игру, в игре участвуют две команды: команда «Гончары», капитан ().Мастер 2. И команда «Кузнецы», капитан ().Мастер 3. Я буду на доске записывать очки, которые набрали команды.
Мастер 4. А задавать вопросы мы будем по очереди. Если команда правильно отвечает, один балл в копилку свою получает.
Мастер 1. Нашу игру по старинке мы начинаем с разминки. Первое задание – найти у пословицы окончание!
«мастер» читает вопросы (по 4 вопроса каждой команде)
1. Деревья смотри в плодах, а людей смотри …(в делах)
2. Терпение и труд все (перетрут).
3. Маленькое дело лучше большого (безделья).
4. Не везде сила: где нужно умение, а где и (терпение).
5. Не за свое дело не берись, а за своим делом (не ленись).
6. Под лежачий камень и вода (не течет).
7. Где умному горе, там дураку (веселье).
8. На полатях лежать, так и ломтя (не видать).
Мастер 2. Разминка закончилась. Начинаем турнир: мы задаём вопросы, вы отвечаете. Будьте внимательны.
«Мастера» читают вопросы (по 4 вопроса каждой команде)
1. Какое изделие изготавливают из металла? (подносы).
2. Какую посуду называют «бело-синее чудо»? (Посуду из Гжели).
3. В каком городе цветы печатают на ткани? ( В Павловском Посаде).
4. Где делают самые красивые подносы? (В Жостово).
5. Сундучки и прялки, досочки, посуда – где делают такое чудо? (В Городце).
6. Где родилась русская лаковая миниатюра? ( В Палехе).
7 . На какой росписи не встретишь синего цвета? (На хохломской).
Мастер 1. Предлагаем сыграть в игру, в игре участвуют две команды: команда «Гончары», капитан ().Мастер 2. И команда «Кузнецы», капитан ().Мастер 3. Я буду на доске записывать очки, которые набрали команды.
Мастер 4. А задавать вопросы мы будем по очереди. Если команда правильно отвечает, один балл в копилку свою получает.
Мастер 1. Нашу игру по старинке мы начинаем с разминки. Первое задание – найти у пословицы окончание!
«Мастер» читает вопросы (по 4 вопроса каждой команде)
1 Деревья смотри в плодах, а людей смотри …(в делах)
2 Терпение и труд все (перетрут).
3 Маленькое дело лучше большого (безделья).
4 Не везде сила: где нужно умение, а где и (терпение).
5 Не за свое дело не берись, а за своим делом (не ленись).
6 Под лежачий камень и вода (не течет).
7 Где умному горе, там дураку (веселье).
8 На полатях лежать, так и ломтя (не видать).
Мастер 2. Разминка закончилась. Начинаем турнир: мы задаём вопросы, вы отвечаете. Будьте внимательны.
«мастера» читают вопросы (по 4 вопроса каждой команде)
1 Какое изделие изготавливают из металла? (подносы).
2 Какую посуду называют «бело-синее чудо»? (Посуду из Гжели).
3 В каком городе цветы печатают на ткани? ( В Павловском Посаде).
4 Где делают самые красивые подносы? (В Жостово).
5 Сундучки и прялки, досочки, посуда – где делают такое чудо? (В Городце).
6 Где родилась русская лаковая миниатюра? ( В Палехе).
7 На какой росписи не встретишь синего цвета? (На хохломской).
8 Почему посуду из Гжели белая? ( В глину добавлена известь).
Мастер 3. А теперь каждой команде – по одному вопросу. Но вопросики эти труднее!
Чтоб вы приняли правильное решение
Даём вам минуту на обсуждение.
«мастер» читает вопросы (по 1 вопросу каждой команде)
1. Как в Хохломе дерево превращают в золото?
2. Как на посадских платках вырастают букеты роскошных цветов?
Мастер 5.
Внимание, вопрос для команды «Гончары»:
Это добро валяется под ногами,
кто его поднимает
И к нему труд свой добавляет,
У того получаются здания,
Посуда, игрушки, изваяния!
А кто не хочет пачкаться и мараться, тому лучше за это добро не браться. (Глина).
А теперь вопрос для команды «Кузнецы»
Из этого материала
Тоже можно сделать немало.
Если его размочить.
А потом проварить,
А потом можно лепить шкатулки,
Игрушки и разные безделушки.
В Палехе нашли этому материалу такое применение,
Всему миру на удивление! (бумага)
Мастер 4. Закончился наш турнир, ребята, а теперь пора объявить результаты.
Объявляют результаты.
Мастер 1. А за победу вручить вам рады
Мы наши скромные награды!
Мастер 3. А теперь каждой команде – по одному вопросу. Но вопросики эти труднее!
Чтоб вы приняли правильное решение
Даём вам минуту на обсуждение.
«мастер» читает вопросы (по 1 вопросу каждой команде)
1. Как в Хохломе дерево превращают в золото?
2. Как на посадских платках вырастают букеты роскошных цветов?
Мастер 5.
Внимание, вопрос для команды «Гончары»:
Это добро валяется под ногами,
кто его поднимает
И к нему труд свой добавляет,
У того получаются здания,
Посуда, игрушки, изваяния!
А кто не хочет пачкаться и мараться, тому лучше за это добро не браться. (Глина).
А теперь вопрос для команды «Кузнецы»
Из этого материала
Тоже можно сделать немало.
Если его размочить.
А потом проварить,
А потом можно лепить шкатулки,
Игрушки и разные безделушки.
В Палехе нашли этому материалу такое применение,
Всему миру на удивление! (бумага)
Мастер 4. Закончился наш турнир, ребята, а теперь пора объявить результаты.
Объявляют результаты.
Мастер 1. А за победу вручить вам рады
Мы наши скромные награды!
Вручает победителям пряники, а проигравшим сушки
3. Моя художественная коллекция.
Классный руководитель. Ребята, вы получили задание, найти в своем доме образцы народных промыслов. Расскажите о своей коллекции.
Рассказы детей о произведениях народного искусства, которые есть в их семьях.
4. На ярмарочных площадях вербное гуляние стихало во 2-ой половине дня в воскресенье. Народ расходился по домам, разбирались временные лавка. Впереди у православных людей Страстная неделя с её строгим постом. Затем наступит Пасха и начнутся новые гулянья, уже без ограничений.
4 Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Понравился ли вам, ребята, наш классный час? Какое настроение, какие чувства возникли у вас от соприкосновения с искусством народных мастеров?
Примерные ответы детей:
- Мне очень понравилась хохломская роспись, от нее исходит какое-то тепло, на душе становится так радостно и спокойно!
- А мне понравились картинки на шкатулках из Палеха. Их хочется разглядывать долго-долго! Хочется фантазировать, самому сочинять сказку.
- Глядя на посадские платки, так и хочется танцевать, петь – столько в них радости!
- Городецкие картинки, мне кажется, самые веселые! Они даже кажутся примитивными. Думаешь, только попробуй, и у тебя такое же получится!
- А меня удивили и восхитили палехские миниатюры! Сколько сказочных деталей, красок и какая точность!
5. Заключительное слово.
Классный руководитель. Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Это образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край. Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, свое национальное достоинство.
По результатам всех циклов группы заполняют оценочные листы активности, баллы суммируются, в конце года подводятся итоги, победители награждаются.