Урок по сольфеджио на тему Интервалы и аккорды

Открытый урок по сольфеджио в 5/7 классе
«Организация творческого процесса учащихся» -
по теме «Работа с интервалами и аккордами»

Цель урока: показать разнообразие методов, приёмов и форм работы, способствующих применению знаний, умений и навыков на практике с учащимися старших классов.
Закрепление темы «Интервалы и аккорды» с использованием творческого подхода со стороны учащихся и преподавателя.
Задачи: 1. образовательные:
- сформировать у обучающихся  знания и навыки, связанные с развитием  ладового и гармонического слуха, чувства ритма; уметь применять их в конкретной практической  деятельности;
- показать умение и навыки учащимися 5 класса в построении интервалов и аккордов в ладу и вне лада, умение анализировать нотные примеры.
2. развивающие:
-  научить чисто петь музыкальные примеры,  читать с листа, определять на слух музыкальные элементы, включающие интервальные и аккордовые цепочки, точно воспроизводить ритм и отражать его в записи;
- развить познавательные процессы обучающихся: память, мышление,  внимание, воображение, восприятие;
- способствовать формированию логического мышления, использование знаний на практике;
- развить волю, эмоции, интерес, способности и дарование личности.
3. воспитательные:
- развивать  личностные качества, обеспечивающие трудолюбие, успешность, уверенность, убеждённость, способность к самооценке, критичность, принципиальность, взаимосотрудничество,  взаимопомощь  и взаимоконтроль;
- воспитать интерес к предмету сольфеджио через игровые формы.
Ведь сольфеджио – это занимательно и интересно.
ХОД УРОКА:
Тип урока: интегрированный, урок - итог.
Оснащение урока:
- фортепиано;
- таблицы, карточки, схемы;
- учебные пособия:
- Л. Варламова, А. Семченко Сольфеджио 5 класс;
- Т. Давыдова Сольфеджио 5 класс;
- Н. Ладухин Вокализы;
- Л. Синяева Наглядные пособия на уроках сольфеджио;
- В. Жилин Занимательные игры для чтения с листа;
- Н. Деревщикова Музыкальная грамота в веселых песенках (для уч-ся 5-7 классов)
Теоретическая и практическая часть урока:
Основные этапы современного урока 
  I. Организационный момент
Готовность учащихся к уроку, перекличка  обучающихся, объявление темы, цели и задач.

II. Проверка домашнего задания
1. Построение и пение:
- гамм гармонического вида (c-moll, d-moll, g-moll, fis-moll, gis-moll);
- отдельных ступеней, тритонов и характерных интервалов в гармоническом миноре.
2. Проверка знаний и умений обучающихся:
- слуховой анализ ступеней в произвольном порядке;
-  пение интонационных упражнений для усвоения интервалов (мелодическая цепочка вверх и вниз в тональности от тоники и доминанты по предложенной схеме, записанной на доске);
- устный  2-хголосный  интервальный диктант;
-  пение и слуховой анализ D7 с обращениями  и аккордовых цепочек;
- сольфеджирование одноголосного примера;
- теоретическая разминка. 

III. Организация восприятия и осмысления новой информации
1.Усвоение исходных знаний:
-  гармонический анализ 2-й пары тритонов (на 2-й и 6-й ступенях)  на материале фрагментов  из  музыки Ф. Листа «Утешение», Р. Шумана «Отзвуки театра»;
2.Творческое применение и добывание знаний, освоение способа  деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе   ранее усвоенных знаний и умений:
- слуховой анализ аккордов на примере образцов из музыкальной     литературы (главная партия из  симфонии №5 Л. Бетховена – Д65, Р. Глиэр  Вальс - Д43, Д. Тухманов  «День Победы» - Д 2, М. Мусоргский «Венчание  царя Бориса на царство»  - сочетание Д 65 и Д 2 в низком регистре,   имитирующих колокольный звон);
- пение  3-хголосия (Т. Давыдова Сольфеджио 5 класс);
- создание тематического сценария (анализ и сольфеджирование   музыкального примера №5 из сборника «Вокализы» Н. Ладухина).
3. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее   усвоенных знаний:
- анализ  обучающимися одной из пьес по специальности.
  4.Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый преподавателем и обучающимся, оценка знаний.
Вопросы к классу:
- что такое гармонический вид тональности;
- что такое период, предложение, фраза, каденция?
- какие аккорды строятся на IV,V,VII ступенях тональности?
- как разрешаются тритоны и аккорды D группы.

IV. Домашнее задание к следующему уроку:
- построить и петь все изученные аккорды от звука «e»;
- сольфеджировать музыкальные примеры №№ 83, 84 из сборника Л. Варламовой, А. Семченко Сольфеджио 5 класс.

V. Подведение итогов урока
На занятии были представлены все основные разделы предмета «Сольфеджио»:
- вокально - интонационные навыки;
- сольфеджирование и пение с листа;
- воспитание чувства метро – ритма;
- воспитание музыкального восприятия;
- музыкальный диктант;
- воспитание творческих навыков;
- теоретические сведения.
На  уроке в традиционных формах работы были показаны следующие приёмы        педагогической техники:
- использование опорных сигналов (клавиатуры, карточки, схемы, таблицы);
- повторение с расширением;
- пересечение тем (межпредметные связи);
- работа в командах;
- взаимоопрос, опрос по цепочке, идеальный опрос;
- применение практических навыков в конкретной деятельности;
- обмен мнениями, оценками.
На уроке использовались следующие  современные технологии:
-  проблемно – развивающая;
- личностно – ориентированная;
-  перспективно – опережающего  развития;
-   сотрудничества.
Урок проведен в соответствии с современными требованиями:                                
- цели и задачи, поставленные перед обучающимися выполнены;
-  темы, методы и формы проведения урока обусловлены чёткой логикой  построения;
-  задания, формы их выполнения, музыкальный материал подобран с учётом индивидуальных музыкальных способностей, уровня развития и темпа работы обучающихся,  что создавало психологический комфорт;
  - использование музыкальных фрагментов различных композиторов, стилистических  направлений и жанров способствовало расширению общего художественного  кругозора, развитию интеллекта и  воспитанию эмоционального  восприятия учащихся;
- обучающиеся показали хорошие знания предмета,  практические навыки  и умение  применять их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих  формах музицирования, что помогло расширить  их исполнительские   и слушательские возможности,  необходимые как для  будущих любителей музыки, так и для  музыкантов – профессионалов.  
Песни для тем урока
(Н. Деревщикова «Музыкальная грамота в веселых песенках» (для уч-ся 5-7 классов))
Песенка о тритонах (см. стр.7)
Два бутончика в букете, два тритончика на свете!
С интервалами другими их не могут спутать дети!
Квинта наша дорогая, свой нектар оберегая,
От прохлады, вечерочком, закрывает лепесточком!
Кварта утром расцветает, красотой своей сверкает,
Чтоб могли все любоваться, ароматом наслаждаться!

Песенка про гармонический минор (см. стр. 16)
Минор с бемолями – беда! Бекар не виден никогда.
Секретный , незаметный знак. Опасен очень для зевак.
Нов гамме первой и второй – в миноре – ре, в миноре – соль,
Бекаров нет – фасон другой! В них фа#, до# - на седьмой!
В диезных гаммах – красота! Бекар совсем не надо брать.
Но не нужна тут суета! В последних гаммах трех – следи,
Чтоб дубль-диез не прозевать!

Песенка про обращение главных трезвучий (см. стр.3).
Два трезвучия, два секста, два квартсекста и Т. шесть!
Для всех главных обращений здесь порядок точный есть!
Взяв с четвертой вверх до третьей, ничего не пропустив,
Вы простой для изученья получаете мотив.

IV V
S3/5 D3/5
VI VII
S6 D6
I II
S4/6 D4/6
III
T6


На шестой секст, разрешенье, на седьмой секст, тоника!
А на первой и второй два квартсекстаккордика!

VI V
S6 T4/6
VII I
D6 T3/5
I I
S4/6 T3/5
II III
D4/6 T6


Чтоб легко запомнить это, надо точно записать,
Чисто спеть, сыграть красиво, а потом протанцевать!
(в этом примере аккорды петь сверху вниз)

I I
S4/6 T3/5
II III
D4/6 T6
VI V
S6 T4/6
VII I
D6 T3


Песенка про Доминантсептаккорд и его обращения (см. стр.11)
D. семь ярок, нет сомнений! Вот его набор ступеней:
Главных две, два вводных звука – вот т все, проста наука!
Квинтсекст, терцкварт и секундаккорд – его три обращенья.
Те ж ступени, но другой порядок дан их размещенья:
Обе главных встали рядом, не расцепишь крепких рук,
Оба вводных непоседы, скачут рядом иль вокруг!

Песенка про разрешения обращений D7 (см. стр. 12)
Старший сын у D. семь есть, а лет ему уже пять, шесть.
D. квинтсекст его зовут и в T. трезвучие ведут.
Вв., Вв., S., D., T.T., три пять. Повторите все опять.
У D.семь и средний сын есть. Он повыше наших парт.
Вв., S., D., Вв., три, четыре – называется терцкварт.
В разрешеньи сей аккорд мировой побил рекорд!
Т. три, пять он развернул – до октавы дотянул!
3. Третий тоже есть сынишка. Он еще совсем малышка.
S.,D., Вв., Вв. у сыночка, только два ему годочка.
Секундаккорд называют, в секстаккордик разрешают.
У D. семь три обращенья. Вот и все! Конец ученья!

Песенка про обращения D7 и их разрешения (см. стр. 14)
Доминантсепт, разрешенье, окажи ему почтенье.
У D.семь три обращенья: квинтсекстаккорд, разрешенье.
Вот второе обращенье: терцквартаккорд, разрешенье;
А вот третье обращенье; секундаккорд, разрешенье.
Квинтсекстаккорд: Т, Т, три, пять.
Терцквартаккорд: Т, три пять, Т.
Секундаккорд: Т. шесть – смотри! D.септаккорд: здесь примы три!