Конспект внеклассного мероприятия Моя семья — моё богатство
Моя семья – моё богатство
методическая разработка внеклассного мероприятия
Белова Марина Александровна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №2» г. Балаково Саратовской области
Пояснительная записка
Одной из задач учителя, классного руководителя является укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников. Совместные внеклассные мероприятия способствуют сплочению семьи, более активному участию родителей в образовательном и воспитательном процессе.
Форма проведения – вечер в семейном кругу «Моя семья – моё богатство»
Предметные результаты изучения предметной области «Филология»
овладение основными стилистическими ресурсами лексики языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию
Метапредметные результаты
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Планируемые результаты
Личностные:
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные:
способность к организации своей деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками во внеучебной деятельности.
Познавательные:
развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
развитие познавательной инициативы;
умение сравнивать цель и результат;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.
Коммуникативные:
умение формулировать и аргументировать свое мнение в коммуникации;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
рефлексия своих действий.
Межпредметные связи: русский язык, литература, геральдика, обществознание, искусство, история (генеалогия).
Цель мероприятия: формирование представления о значимости семьи, положительного отношения к семье, семейным традициям и ценностям
Задачи:
развитие семейного сотрудничества и творчества;
воспитание радости общения и взаимопонимания между детьми и родителями
развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
Предварительная подготовка:
Составление учениками совместно с родителями генеалогического дерева своей семьи.
Оформление фотовыставки «Семейный альбом».
Сочинения учащихся в жанре публицистики «Памятный день»
Проект фамильного герба.
На уроках литературы - чтение стихов о маме, бабушке, папе и т.п.
На уроках русского языка - повторение особенностей публицистического стиля.
Мероприятие предполагает презентацию домашних заданий и участие в викторинах.
Технологическая карта внеклассного занятия в 6 классе
Этап занятия, временные параметры
Содержание и цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
Цель: мотивировать учащихся к совместной деятельности.
- Сегодня у нас необычное мероприятие. Мы пригласили много гостей. Это самые близкие, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки. Хочется поблагодарить взрослых, что они нашли время побыть с нами, пообщаться, рассказать о себе, поддержать ребят.
- Как вы думаете, зачем мы собрались вместе?
Дают ответы, рассуждают о цели мероприятия
Мотивационный
Цель: побуждение к работе с информацией, стимулирование интереса к теме
Мы с вами много готовились к сегодняшнему мероприятию. Кем только нам ни довелось побывать в течение этого времени!
Мы составляли свои родословные - выступали в роли историков; брали интервью, писали статьи - были журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках; делали эскизы фамильного герба – были художниками; сочиняли – были поэтами. А самое главное – мы узнали много нового и интересного о своей семье, о своих близких.
Основной
30 минут
Цель: установление коммуникативного
презентация семьи «Давайте познакомимся»
Рассказывают о своей семье и её традициях, об увлечениях членов семьи, используя фотографии, танец, исполнение песни и так далее. Презентация.
Цель: развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной
«Моя родословная»
- Вы составили генеалогическое дерево. Генеалогия – это историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения рода, семьи, человека, выявлением родственных связей. В средние века рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево. Знать свою родословную очень важно, потому что она – связь прошлого, настоящего и будущего. Генеалогическое древо Александра Сергеевича Пушкина включает 5000 исторических имен.
Учащиеся и бабушки (дедушки) комментируют генеалогическое древо, рассказывают об истории семьи.
На генеалогическом древе не только близкие родственники, но и дяди, тети, братья и др. Существует множество слов, обозначающих различную степень родства между людьми. Мы посмотрим, как вы разбираетесь в этом.
Конкурс «Кто это?»
1.Брат жены (шурин)
2.Брат мужа (деверь)
3.Сестра мужа (золовка)
4. Мать жены (теща)
5.0тец жены (тесть)
6.Мать мужа (свекровь)
7.Отец мужа (свекор)
8.Дочь брата или сестры (племянница)
9. Брат отца или матери (дядя)
10.Родители мужа и жены (сваты)
11. Жёны двух братьев (свояченицы)
Учащиеся отвечают на вопросы
«Памятный день из жизни » (репортаж)
- Вам было предложено взять интервью у родных (папы, мамы, бабушки, дедушки) и попросить рассказать о самом интересном событии, дне в их жизни.
Учащиеся читают получившиеся публикации, статьи.
«Семейный фотоальбом»
Как иллюстрация ваших публикаций – фотографии. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Люди, покидая свой дом, берут самые ценные вещи, среди которых фотографии дорогих людей. Мы оформили выставку «Семейный альбом».
Учащиеся комментируют отдельные фотографии.
Конкурс пословиц
· - Вспомните, что такое пословицы?
-Продолжите пословицы о семье.
Вся семья вместе, так и душа на месте.В том-то и сила, чтобы жена мужа любила.Всякому мужу . своя жена мила.
В Москве все найдешь, кроме . родного отца да матери.В родной семье и каша . гуще.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.На что и клад, коли .. в семье лад.В гостях хорошо, а дома лучше.
Своя хатка - .. родная матка.
Мой дом - .. моя крепость.
Учащиеся отвечают (Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум)
Фамильный герб
Герб семьи – это фамильная символика, это способ красиво рассказать о личности его владельца, создать нравственное родовое наследие. Герб – это особый отличительный знак, герб рода объединяет людей сквозь расстояния и время. Он имеет историческую значимость и передается по наследству. Как фамилия, драгоценности, имущество. Но, в отличие от последних, несет морально-этический смысл, который скрыт в его формах и символах (приложение 1).
Герб семьи, рода, фамильный, гражданский герб – это все синонимы.
Составление и презентация фамильного герба.
Проба пера
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
- Многие из вас подготовили к сегодняшнему дню стихотворения о семье, маме, папе, бабушке. Очень приятно, что некоторые ребята сочинили свои стихи. Послушайте стихотворение А.Барто. О ком идет речь в этом произведении?
Кто вас, дети, больше любит,Кто вас нежно так голyбитИ заботится о вас,Hе смыкая ночью глаз? Мама дорогаяКолыбель кто вам качает,Кто вам песни напевает,Кто вам сказки говоpитИ игpyшки вам даpит? Мама золотаяЕсли, дети, вы ленивы,Hепослyшны, шаловливы,Что бывает иногда, -Кто же слёзы льет тогда? Всё она, pодная
- Кто подготовил стихи о маме?
- Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно, папа
- О ком идет речь?
Ароматное варенье, пироги на угощенье,
Вкусные оладушки у любимой бабушки
Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки.
А теперь он стар и сед, мой родной, любимый дед
Чтение стихотворений учащимися
Чтение стихотворений учащимися
Чтение стихотворений учащимися
Чтение стихотворений учащимися
Чтение стихотворений учащимися
Любимое семейное блюдо
Слово предоставляется мамам, которые рассказывают о любимых блюдах членов семьи. К мероприятию приготовлены блюда, предлагается оценить и попробовать в ходе чаепития.
IV Подведение итогов. Рефлексия
- Сегодня мы многое узнали о ваших семьях. Стали ближе, роднее друг другу, потому что класс – это тоже большая семья. Что же такое семья?
Ответы детей, взрослых, участников мероприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – голубой (лазурь), зеленый, красный (червлень), пурпурный и черный.
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту.
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество.
ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.
БЫК – символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.
ВОРОН – символ предусмотрительности и долголетия
ГОЛУБЬ – символ смирения и чистоты
ДУБОВЫЙ ЛИСТ – символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.
ЕДИНОРОГ – мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение.
ЗМЕЯ – символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом – символ здоровья; держащая во рту хвост – символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая – символ печали; пьющая из чаши – символ врачевания, медицины.
КАБАН – символ неустрашимости и могущества.
ЛЕВ – символ власти, силы, храбрости и великодушия.
ЛЕОПАРД – символ стойкости, смелости и отваги в бою.
МЕДВЕДЬ – символ предусмотрительности и силы.
ОВЦА – символ кротости, доброты и сельской жизни.
ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель.
ОРЕЛ – символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел – символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти
ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ – символ мира и процветания.
ПЧЕЛА – символ трудолюбия и неутомимости.
СВЕЧА – символ бескорыстного служения делу, созидания и освобождения.
СОБАКА – символ верности, преданности, бдительности и послушания.
СОВА – символ мудрости, смекалки и расторопности.
СОКОЛ – символ храбрости, ума и красоты.
СОЛНЦЕ – символ истины, провидения, богатства и изобилия.
ФАКЕЛ – символ правды, стремления к знаниям, духовного горения и желания творить, готовности к самопожертвованию.
ЩИТ – геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.
ЯЙЦО – символ начала всего живого, надежды и новой жизни.
Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 5Заголовок 615