«Повышение компетенции родителей детей подросткового возраста по профилактике правонарушений» Учитель биологии ,классный руководитель 6б класса : Нурисламова Р.З.
«Повышение компетенции родителей детей подросткового возраста по профилактике правонарушений»
Учитель биологии ,классный руководитель 6б класса : Нурисламова Р.З.
Тема: «Повышение компетенции родителей детей подросткового возраста по профилактике правонарушений» Цель: повысить знания родителей по теме: « Профилактика правонарушений среди детей и подростков» Задачи: -пропаганда правовых знаний среди родителей; -пропаганда правонарушений несовершеннолетних; - формирование навыков критического анализа сложных ситуаций; - развитие умения родителей работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию Оборудование: ватманы, фломастеры, ромашки, мультимедийная презентация, памятки для родителей. Форма проведения: групповая Ход собрания: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о профилактике правонарушений, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего родительского собрания: «Повышение компетенции родителей детей подросткового возраста по профилактике правонарушений» Давайте посмотрим, что же обозначает слово «компетенция» Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. (слайд 1) Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков, правонарушений? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться. Задание 1 У вас на столах лежат ромашки. Напишите на лепестках какие знания и действия необходимы родителям, чтобы предостеречь ребенка от правонарушений. (интересы, круг друзей, контроль за учебой, взаимосвязь с учителями-предметниками и т.д.) Выступление родителей. Ромашки вывешиваются на доске. Наши цветы остались без опоры, в природе такой цветок не выживет. Ему нужна опора. А опорой будут служить правовые знания родителей. ( К ромашкам присоединяем ствол и листочки со словами правонарушение, преступления, проступки) Работа по слайдам ( пед. лекторий) Закон- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. Правонарушения– это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. Преступления — запрещенные уголовным законом общественно-опасные виновные деяния, наносящие вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. За преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения — уголовно-правовые санкции, устанавливающие значительные уровни ответственности лиц, виновных в их совершении. Проступки представляют собой виновные противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит? Сегодня на нашем родительском собрании мы попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос. Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для родителей) 1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет 2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. 3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины. 4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. Рассмотрим ситуацию (как пример) Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил) - Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе? (Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. Работа в группах Задание2 Ситуация № 1 Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (эти ребята совершили преступление) - Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство Ситуация 2: На перемене: – Дай телефон, музыку послушать, а то скучища! – Не дам, он новый, только вчера купили. – Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон. умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом Ситуация 3: Две девочки в классе ссорятся: – А ты дылда!!! – А ты сама Гадина!!! оскорбление - штраф Ситуация 4: В класс вбегают мальчишки: – А «Спартак» выиграл, а никто не знает! – Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели! – Клево, вот люди порадуются! – Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было! вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных В «Уголовном Кодексе Республики Казахстан» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера. - За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет. Работа в группах Задание 3 «Как действовать ребенку и родителю?» Сейчас вы рассмотрите ситуации и подумаете как в данных случаях должен действовать ребенок и как родитель. Задания: №1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? № 2 Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? №3. Учащиеся 76 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? №4 Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать? Защита представителей групп А теперь давайте подумаем, а каждый ли ребенок поведает родителям о произошедшем? Конечно же нет. Все зависит от семьи, от доверия детей к родителям. Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие. Послушайте притчу Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить» Задание группам №4 В чем смысл притчи? Эта притча иллюстрирует подходы к решению. Можно спасти «тонущих» детей- строить лечебницы, бороться с наркодилерами. Задача педагогов и родителей « довести до поворота реки и не дать детям упасть в воду». т.е. заниматься профилактикой правонарушений. Рефлексия «Корзина чувств» На доске вы видите «корзиночку», которая олицетворяет наше родительское собрание. На столе у вас лежат бабочки-стикеры. В ходе собрания у вас возникли чувства. Что же это были за чувства вы напишите на наших бабочках. Далее родители зачитывают свои чувства и прикрепляют к «Корзине чувств» На этом наше родительское собрание подошло к концу. Спасибо за внимание! Р.S.В родительский дневник. Памятка для родителей • Ребенка хвалят - он учится быть благородным • Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей • Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире • Ребенка поддерживают - он учится ценить себя • Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть • Ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины • Ребенка высмеивают - он становится замкнутым • Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным