Статья на тему Значение семейного воспитания в социальном развитии дошкольников
Значение семейного воспитания в социальном развитии дошкольников.
Проблема духовно-нравственного воспитания человека всегда была и остается актуальной – в любую историческую эпоху и в любом государстве. Вопросы воспитания освещаются в различных философских, педагогических, психологических исследованиях, их значимость подчеркивается в высказываниях великих мыслителей.
Предпринимаемые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
По мнению А.С. Макаренко, «воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит, и историю мира».
Опыт многих поколений доказывает роль родительского воспитания на всю последующую жизнь ребенка и судьбу его родителей, что также исключительно точно передает А. С. Макаренко в своем высказывании: «Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это – не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Многие педагоги считали, что настоящие семейные ценности включены в повседневную жизнь семьи. Например, К.Д. Ушинский писал: «Семейный уклад охватывает ребенка со всех сторон и отовсюду ежедневно проникает в душу».
Смыслообразующее понятие «ценности семьи» определяет важность, актуальность, общность интересов ее членов. Это любовь, родительство, верность, доверие, связь между поколениями и многие другие. Сама семья, как собирательный элемент этих факторов, тоже является ценностью. Духовные ценности, к которым относятся семейные традиции, семейные устои, понимаются как объединяющие идеи, порождающие стремление их отстаивать, защищать.
С развитием общества каждому его этапу соответствует свой тип отношений между близкими людьми и то, что в этих отношениях ценится.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев ушло в наше время на второй план. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Для каждого ребёнка время, проведенное с близкими и родными, очень ценно.
Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей.
Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Опираясь на разработки С.В. Чирковой по работе с родителями, мы разработали проект «Наша дружная семья». Данная тема позволила удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом; дала возможность педагогам сформировать навыки творческого рассказывания у детей; родители дошкольников смогли почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект способствовал укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Проект мы начали с младшей группы, что было первым этапом работы. Со средней группы родители стали активными участниками воспитательно-образовательной работы. Они принимали участие в разработке совместных мероприятий, праздников, конкурсов, предлагали свои темы для обсуждения.
При совместных занятиях больше узнавали о способностях детей, их интересах. Для детей это так же имело огромное значение: дети на примере взрослых знакомились с различными социальными областями, профессиями, становились на место учителей для своих мам и пап, что способствовало развитию их самооценки и положительному психологическому здоровью. В старшей группе работа была продолжена. Для большего контакта с родителями был создан сайт группы, где родители могли узнать о новостях, группы, наших успехах, получить личную консультацию по интересующему вопросу. Не меньший интерес для детей и родителей имели странички «Наш фотоальбом», «Наши интересные дела».
Наиболее интересными формами работы с родителями были:
Участие в совместных с детьми занятиях и развлечениях.
Совместное с детьми составление родословной, генеалогического древа, семейного альбома.
Участие в родительских собраниях, родительских клубах, «Круглых столах», психологических тренингах, ролевых играх.
Участие в «Театральных вечерах» и праздниках.
Оформление семейных газет, сочинений, изготовление семейного герба, оформление портфолио группы.
Распространение позитивного семейного опыта.
Проведенная работа показала, что один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи, важна помощь педагога, который способен теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка – дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Установление контактов с родителями – дело важное и непростое, требующее внимания, такта. Для этого надо хорошо знать семью, её воспитательные возможности, лучший способ воздействия через самого ребёнка. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.