Статья Эмоции в социальном развитии дошкольника
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
«…Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, весёлого смеха, первых добрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей».
Я. Корчак
Целью дошкольного воспитания является всестороннее физическое, умственное, нравственное, эстетическое, социальное, эмоциональное развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Маленький ребёнок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем: ребёнок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Чувства малыша могут быть сильными, но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребёнку недоступны отвлечённые рассуждения взрослого. Ребёнок не в состоянии организовать себя на исполнение неинтересной для него деятельности. Очень многого не может ребёнок. Однако если мы будем обращать внимание только на то, чего ребёнок не может, чем он ещё не владеет, мы никогда не поймём, откуда появляются новые черты, качества, характерные для взрослого. И здесь очень важна социально-эмоциональная сфера развития дошкольника.
Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребёнка и влияют на его поведение и деятельность всего организма, на жизнедеятельность организма в целом. Отрицательные же чувства – состояние уныния, страха, боязнь наказания – ведут к нежелательным результатам. Так, например, частые отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы) могут говорить о нервно-эмоциональном напряжении ребёнка. В дальнейшем длительные негативные эмоции могут стать причиной неадекватного поведения ребёнка и вызвать различные нарушения его психологического и физического здоровья. И, наоборот, преобладание у ребёнка положительных эмоций свидетельствует о том, что ребёнок пребывает в комфортных для него условиях и растёт в любви и понимании. Такому ребёнку не надо привлекать к себе внимания неожиданными выходками, его поведение активно, и предсказуемо. Положительные состояния ребёнка – бодрость, радость, весёлое оживление, чувство защищённости, уверенность – благотворно сказываются на жизнь ребёнка и на его здоровье. А это в свою очередь благотворно влияет не только на психическое здоровье, но и на физиологические эмоции, но контролировать их пока не умеют. Чего-то сильно захотелось – сделал, разозлился – ударил, испугался – заплакал. Важно учить ребёнка выражать свои эмоции социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим, стараться контролировать своё поведение и избегать необдуманных поступков. Развитие эмоциональной сферы помогает ребёнку общаться и взаимодействовать с другими людьми. Важно не только научить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины, не только понимать настроения другого, но и принимать его позицию. Дошкольники переживают эмоциональные состояния, начинают озвучивать их, знакомятся с опытом сверстников, знакомятся с литературой, живописью, музыкой, театром (театрализованные игры) в ходе всего воспитательного процесса, в ходе занятий. Ценность этих занятий состоит в том, что у дошкольников расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других. У них чаще возникает эмпатия по отношению к окружающим. На развитие социально-эмоциональной сферы ребёнка влияет работа педагогов: сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, развивающие игры, игры-драматизации, игры-путешествия, импровизация, этюды, беседы, рисование, чтение, упражнения, моделирование ситуации. Но и очень важную роль, даже главную роль в развитии у дошкольника мотивов и эмоций как основы нравственного воспитания принадлежит семье. В.А. Сухомлинский говорил: «Часто мы, воспитатели, забываем, что познания мира начинается для маленьких детей с познания человека. Добро и зло открываются перед ребёнком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения». Ещё только ожидая ребёнка, мечтают матери и отцы о том, каким он вырастет. Им хочется видеть своего сына или дочь добрым, честным человеком, готовым постоять за товарища, любить свою Родину, умеющим жить в коллективе, жизнерадостным, доброжелательным в отношении к людям. У ребёнка все эти качества начинают проявляться очень рано. Главные линии развития личности намечаются в дошкольном детстве, и тем успешнее идёт развитие, чем сознательнее относятся взрослые к воспитанию малыша. Дети очень рано проявляют эмоциональную отзывчивость, тонко улавливают искренность или фальшь в тоне разговора, в поведении взрослых. Об этом надо хорошо помнить родителям, всем воспитателям вообще. Чтобы потом не пришлось испытывать чувство глубокого разочарования, чрезвычайно важно в этот период жизни ребёнка быть особенно требовательными к себе, к своему поведению. Личный пример взрослых должен быть безупречен. Дети-дошкольники, как мы знаем, сильно восприимчивы. Психика малыша очень пластична, податлива. Всё, что ребёнок воспринимает, становится предметом его пристального внимания и прочно запоминается им. А как малыш отзывчив на эмоции других! На улыбку он отвечает улыбкой, радостным возбуждением, нахмуренные брови взрослого взывают спад его настроения, настороженность, беспокойство. Спокойное, уравновешенное состояние родителей передаётся и малышу. А чувство страха, возникающее у взрослого по какому-то поводу, которое он не может скрыть, вызывает у ребёнка боязливость, скованность, желание спрятаться, прижаться к взрослому. Говоря об эмоциональной отзывчивости дошкольника, нужно сказать и о склонности его к подражанию – отдельным поступкам окружающих, их речи – содержанию и тону, даже характеру движений. Конечно, на склонность подражать, можно надёжно опереться в том случае, если взрослый подаёт положительный пример для подражания. Но эта же особенность ребёнка может обернуться и другой стороной в том случае, если ребёнок видит отрицательные примеры для подражания. Сам он не всегда может разобраться в том, чему следует, а чему не следует подражать. Особенно тревожат отрицательные примеры, которые воспринимают дети до пяти лет, когда уровень их сознания ещё не обеспечивает возможности самостоятельно анализировать поступки других, оценивать, что достойно, а что недостойно подражания.
Если взрослые не проявляют по отношению к ребёнку должного внимания и заботы или если они чрезмерно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребёнка складываются недоброжелательность по отношению другим людям, а порой и злобность, зависть, страх, стремление к уединению, возникают трудности установления контактов с окружающими людьми. Но при правильном воспитании эмоциональная отзывчивость ребёнка становится мощным подспорьем в формировании важных положительных качеств личности. Для этого необходимо:
- развивать интерес детей к играм, занятиям, чтению, инсценировки, прослушиванию музыкальных произведений, в которых ребёнок получал бы образцы положительного поведения.
- искренне разделять радость малыша, которому удалось то, что раньше не получалось.
- выражать одобрение, если видим, что он доброжелательно относится к сверстнику, дружно играет с ним, сочувствует в беде и старается выручить.
- поощрять старание ребёнка, выражать уверенность в том, что он справится с поручением, которое ему дают.
- выражать чувство негодования, если ребёнок позволил себе грубость, если он не желает делиться игрушками, дружно играть и участвовать в трудовой деятельности.
- формировать у ребёнка положительное отношение к себе: «Я хороший».
- помогать осознавать свои чувства: «Я рад».
- учить различать и понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
При воспитании дошкольников (маленьких детей) должны быть созданы такие условия, при которых дети могли бы полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Только в этом случае он будет охотно и непринуждённо общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними дома, во дворе или в детском саду, с готовностью станет делиться со взрослыми своими радостями и огорчениями.
Но непосредственность и искренность детских переживаний, открытость души ребёнка, обострённая эмоциональность – всё это прелести и преимущества детства, которые мы взрослые, должны понимать и принимать детей такими, какие они есть.
Воспитатель: Воронцова Н.С.