Сенсорная комната, как средство укрепления психологического здоровья детей.

Сенсорная комната, как средство сохранения и укрепления психологического здоровья детей
МБУ
«Центр психолого-медико-социального сопровождения № 85»
Республика Татарстан, город Набережные Челны
педагог-психолог Пасечникова И.Ю.

Представьте себе, что вы стоите перед дверью, ведущей в неведомое. Вы утомлены, раздражены, ваши мышцы напряжены и от того ваша жизнь вам кажется беспросветной, все ситуации тупиковыми. Все. Еще мгновение и И вы протягиваете руку и открываете дверь. Что это? Перед вами мерцающий звездный ковер. Вы осторожно делаете шаг, и разноцветный ливень обрушивается на вас сверху: тысячи звездочек-капелек касаются вашего лица, стекают на руки и дальше по телу к ногам. Вы идете вперед по сенсорной тропе к высокой колонне, внутри которой бурлят-переливаются всеми цветами радуги живые пузырьки. И в этой круговерти шныряют разноцветные рыбки вверх, вниз, вверх, вниз
Вам дышится легко и свободно, ибо воздух в этой волшебной наполненной мягким светом комнате комфортно-влажный и пронизан необыкновенными умиротворяющими ароматами.
Вы опускаетесь в пуфик-кресло с гранулами и чувствуете как он принимает форму вашего тела. Тихая, спокойная музыка наполняет вас, и откуда-то сверху доносится серебряный перезвон колокольчиков. Вы закрываете глаза. Вам хорошо. Уходят тревоги и страхи, напряжение сменяется полным покоем. Вы расслаблены.
Мы начали наше пособие с этого небольшого описательного фрагмента, чтобы вы получили представление о том, что же такое сенсорная комната.
Итак, сенсорная комната это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в развитии. А также для улучшения качества жизни здоровых людей.
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом)
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.
Оборудование сенсорной комнаты условно можно разделить на три функциональных блока:
Релаксационный блок:
Пуфик-кресло с гранулами удобное сидение, наполненное полистирольными гранулами, которые служат идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Сухой бассейн бассейн может быть прямоугольным, квадратным, круглым или угловым, с мягкими стенками; бассейн наполнен пластмассовыми полупрозрачными или цветными шариками; используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело ребенка, находящегося в бассейне все время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение. Безопасное небьющееся зеркало из пластика гораздо безопаснее, чем стеклянное. Зеркало устанавливается по периметру сухого бассейна для создания оптического эффекта расширения пространства и усиления воздействия световых установок. За счет многократного отражения ребенок как бы находится сразу в четырех сухих бассейнах. Длина зеркального панно должна соответствовать размерам сухого бассейна и, для создания максимальной иллюзии объемного пространства, желательно установить 2-а зеркальных панно.
Сухой душ
Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Основанием сухого душа служит безопасное пластиковое зеркало. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей.
Сухой бассейн с подсветкой это обычный сухой бассейн, но в его дно вмонтировано колесо со цветосвето-вым эффектом, которое, вращаясь, изменяет цвет полупрозрачных шариков и оказывает чарующее, расслабляющее действие на ребенка, заставляя забыть его обо всем на свете. Лежа в светящемся бассейне, ребенок находится как бы среди моря огней.
Водный фонтан
Журчание воды оказывает благоприятное воздействие на общее самочувствие, звук журчащей воды успокаивает,
а прохладные струи оказывают стимулирующее воздействие на кожу.
Активизирующий блок оборудование со свето-оптическими эффектами:
Мягкая платформа с угловым зеркалом и пузырьковая колонна в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, поднимаются бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то опускаются вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижать ладони к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой. Сенсорная тропа дорожка из ковролина, на которую с помощью липучек крепятся мешочки из прочной ткани с разными наполнителями. Ходьба по «кочкам»-мешочкам полезна для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия.
Ковер «Млечный путь» светооптические волокна, вплетенные в черную легкую ткань, завораживают эффектом мерцания. В темной комнате на стене то загораются, то гаснут разноцветные звездочки. Детское панно «Кривое зеркало»
Панно «Кривое зеркало» - это изогнутое зеркало вставленное в рамку. Зеркало сделано из небьющегося зеркального пластика. Двигаясь, меняя положение, ребенок видит, как меняются комната и размеры отдельных частей его тела: головы, глаз, рта, рук, туловища и т.д Зеркальный шар является идеальным оборудованием для любой сенсорной комнаты. Если узкий луч света от прожектора, направить на зеркальный шар, подвешенный к потолку, то по стенам и полу плавно заскользит бесконечное множество бликов, «солнечных зайчиков». С помощью релаксации человек может воздействовать на последствия стрессовых ситуаций, возникающих на его жизненном пути, тем самым, предотвращая психосоматические нарушения в своем организме.
Из каких компонентов состоит реакция тревоги?
ИМПУЛЬС -
· СТРЕСС -
· АДАПТАЦИЯ
Если наступает адаптация, то стрессовое состояние идет на убыль. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения. Это позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.
Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко для этого не требуется специального образования и даже природного дара.
Для достижения состояния релаксации чаще всего используются такие методы расслабления, как нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, медитация, контроль дыхания, то есть при помощи релаксационного тренинга.
Релаксационный тренинг это система упражнений, направленных на расслабление и успокоение. Тренинг включает в себя упражнения на мышечное расслабление, успокоение, отвлечение мыслей человека от тревожащих его событий.
Кто-то скажет, что сказка это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определят сказку как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о прекрасном Наверное, в каждом из нас живет вера в чудо. И, может быть, именно она дает многим людям силы жить и творить.
Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие
В ходе работы со сказками ребенок на вербальном и эмоциональном уровне учится осознавать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерять на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного. Будучи в роли родителя, он может оценить свой поступок, взглянуть на себя как бы со стороны, а также иными глазами посмотреть на окружающий мир и близких людей.
Что как ни сказка помогает ребенку понять то, чего хотят до него донести взрослые?! И что как ни «волшебство» сенсорной комнаты поможет сделать сказку яркой, волнительной, наполненной чудесами и фантастическими образами?!
Магическое воздействие сенсорной комнаты создает невидимый мост между ребенком и взрослым, увеличивает воспитательный потенциал, развивает творческое мышление и умение удивляться.
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды тренингов, но довольно редко специально разработанные программы развивающих занятий в сенсорной комнате.
Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, эмоциональной истощаемостью,
непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями характера, с задержками психического и речевого развития, а также страдающими психосоматическими заболеваниями.
На таких занятиях дети изучают различные приемы саморегуляции, что помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять эмоциональное напряжение, дает возможность выразить свое «Я».
Основная цель данных занятий развитие ребенка как субъекта общения, как субъекта отношения к самому себе и к другим людям.
Упражнения, включаемые в каждое занятие, являются важным элементом, позволяющим улучшить самочувствие и тем самым создать основу для усвоения больших объемов информации.
Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания.
Стимулирующие упражнения не только повышают энергетический потенциал, но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают.
Основные задачи комплексных занятий:
обеспечить успешную адаптацию детей в ДОУ;
формировать у них представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
развивать умение чувствовать и понимать других;
повысить уровень их самооценки, уверенности в себе;
развивать творческие способности и воображение детей;

развивать любознательность, наблюдательность; Методические приемы, используемые на занятиях:
беседы;
подвижные игры, игры в круге;
релаксационные упражнения;
рисование, стеновая аппликация;
психогимнастические упражнения;
психологические этюды;
активное слушание музыкальных произведений.

чђ Заголовок 115