Родительское собрание Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей.
Классное родительское собрание (5 «б» класс)
«Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»
(При входе в класс родители получают на выбор знаки красного и зеленого цвета и в зависимости от этого рассаживаются за столы) на которых стоят маячки соответствующего цвета.Оформление: Пословицы о семье «Не нужен клад, когда в семье лад», «Согласную семью и горе не берёт»: «Семья вся совместно - душа на месте» "Облака" лучи солнца Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого. Виктор Кротов Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н.ТолстойХод собрания
Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада нашей сегодняшней встречи с вами в стенах нашей школы. Мы сегодня проведём родительское собрание. И я попрошу вас на это время стать родителями наших детей. Я думаю это будет не сложно сделать, так как в жизни все мы являемся родителями А говорить мы будем о самом дорогом, что есть у каждого из нас, о здоровье, о детях, о здоровье наших детей.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения термину здоровье даётся следующее определение:Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому физическое здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от его духовного и нравственного здоровья.«Строительный материал», из которого создан здоровый человек это:-физическое здоровье-психологическое здоровье-социальное здоровье-моральное здоровье-духовное здоровьяПод социальным здоровьем понимаются состояние личности в обществе, ее социальное благополучие, социальный комфорт, социальная безопасность, жизненная активность. Социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом жизни и образом мыслей А важнейшим фактором укрепления социального, а так же духовно- нравственного здоровья является СЕМЬЯ. И тема нашего родительского собрания: «Семья, как фактор укрепления духовно- нравственного и социального здоровья детей»Как появилось слово «семья»?Когда-то о нём не слыхала земля.Но Еве сказал перед свадьбой Адам:Сейчас я тебе 7 вопросов задам:Кто деток родит мне, богиня моя?И Ева тихонько ответила «я»Кто платье сошьёт, постирает бельёМеня приласкает, украсит жильё?Ответь на вопрос подруга моя?-«Я,я,я,»-Ева молвила –«я»Сказала она знаменитых семь «я»Итак на земле появилась семьяСемья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены эмоциями, интересами, отношением к жизни. Что семья может отдать ребенку? В чем её психологическая сила? Дом и предки играют решающую роль становлении психики ребёнка. Потому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детствоА дом заставленный хорошим, - еще не дом.И даже люстра над столом, - еще не дом.И окно с живым цветом - еще не дом.Когда вечерняя сгустится темнота,Так эта истина понятна и проста-Что от ладоней до окна заполнен дом твоим теплом. Что может быть важнее комфортного Дома, где тебя проймут, посочувствуют, поддержат? Как же выстроить такой Дом? С чего начать?Давайте попытаемся построить такой дом. А для этого все мы разделимся на «строительные бригады»(бригады или группы формируются по разноцветным кружкам, полученным при входе)* Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые вы связываете с понятием «Дом».Дом- это….(крепость, очаг…)* Задание для 2-ой бригады: предложить несколько понятий, которые составляют «фундамент» Дома(например взаимопонимание) Пришло время послушать бригадиров каждой бригады… Вот мы и построили с вами настоящий уютный дом, в котором в котором вместе с вашей семьёй живут любовь, понимание, доброта, нежность, доверие. Я думаю, что все вы согласитесь с тем, что самым светлым и уютным будет дом, наполненный детским смехом. Вот мы и подошли к самому дорогому, что есть у нас в жизни, к нашим детям, к их бедам и их радостям. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть. Психологами и педагогами выделено много типов родительской любви к детям, среди которых к сожалению есть и уродливые, которые портят, а не воспитывают детей.. Вот главные из них:— любовь умиления;— любовь деспотическая;— любовь откупа. Любовь умиления — самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость людям уже тем, что он просто живет на свете. Вторая разновидность неразумной родительской любви -деспотическая любовь. Эта форма — одна из причин того что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотичности, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Третья разновидность неразумной родительской любви — любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие. - Какой же должна быть подлинная родительская любовь? В каких проявлениях любви особенно нуждаются наши дети? Какие ошибки мы совершаем? На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.- Мы часто жалуемся на то, что у нас много работы, мы очень заняты, и некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы остается ежедневно всего лишь 17 минут. Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время? - Поэтому нужно стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то есть не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни. Воспитывают в семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью и грустью. Трагедия детей – с малых лет чувствовать себя в семье лишним, одинокими, незащищёнными - Сейчас вам представится возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в наших семьях, глазами наших детей. На столах лежат бланки с вопросами анкеты «Моя семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он. Анкета «Моя семья» 1. Меня почти во всем поддерживают. 2. У нас в семье бывают разногласия, а иногда даже ссоры. 3. Мне бывает трудно дома. 4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе. 5. Меня во многом ограничивают. 6. Дома всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь. 7. Мне всегда дают карманные деньги. 8. У нас дома бывают мои друзья. 9. Мне хочется больше самостоятельности. 10.Родители заняты только собой. Варианты ответов:• практически всегда; • иногда; • никогда.- Теперь возьмите анкеты детей и сравните со своими ответами. Вы видите, как часто не совпадают ваши взгляды на ситуации в семье, со взглядами детей. Задумайтесь, почему ребёнок ответил не так, как предполагали вы? Остановитесь и поразмышляйте, в чем ваши удачи в воспитании ребенка и где вы ошибаетесь. - Давайте попробуем совместно разобраться, почему расходятся наши мнения и мнения детей по многим вопросам возникающим в семье. И мы вновь поработаем группами• Пусть каждый из вас вспомнит ошибки , которые вы иногда допускаете в воспитании своих детей.• Обсудите и выберете общие ошибки в воспитании. Запишите их на «облачках» ( 3 минуты). (По истечении времени представитель группы докладывает о работе, вывешивая «облачка»на доску.
После информации всех групп, выделяются и обсуждаются общие ошибки.) Современные педагоги выделили 10 основных ошибок в воспитании.1.Обещание больше любить.2.Слишком мало ласки. «Поцелуй и прочие нежности не так уж важны для ребёнка».3.Безразличие. «Делай что хочешь, мне всё равно».4.Слишком много строгостей «Ты должен делать то, что я тебе сказала, так как я в доме главная».5.Детей надо баловать «Пожалуй я сделаю это сама, моему малышу это не по силам».6.Навязанная роль7. «Больше денег – лучше воспитание».8.Наполеоновские планы «Мой ребёнок будет заниматься теннисом, музыкой, танцами, спортом. Я не позволю ему упустить свой шанс».9.Наше настроение « Можно или нет? Всё зависит от настроения».10.Слишком мало времени для воспитания ребёнка. «К сожалению у меня совсем нет времени для тебя» Давайте сравним свои выводы с выводами специалистов. Допускаем мы такие ошибки?На одном из классных часов « Тепло родного очага» мы с ребятами обсуждали тему « Печальные моменты моего детства» , где я предложила ребятам написать с чем связаны такие моменты на капельках дождя. Что же наши дети считают печальными моментами, можем ли мы что-либо сделать, чтобы у наших детей таких моментов было как можно меньше?
(зачитываются и прикрепляются на доску, под тучками капельки с надписями детей) Обсуждение Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь давайте рассмотрим наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше. Сейчас я вновь попрошу вас поработать в группах.Подумайте, обсудите в группе и запишите на лучах солнышка, которые лежат у вас на столах ответы на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?» (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него). Давайте поделимся вашими находками со всеми. На доске прикреплено общее солнышко. Это вы своим теплом согреваете своих детей. Как же называются ваши лучи? (представители групп прикрепляют магнитами свои лучи) На уже упомянутом классном часе , мы с ребятами конечно же говорили и о самых счастливых моментах их жизни, и такие моменты дети фиксировали на лепестках цветка. Что же делает их счастливыми? (зачитываются и прикрепляются лепестки)Посмотрите, наше солнышко, под которым распустился прекрасный цветок . Оно щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая для этого место и время. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких либо на то условий, просто так, безусловно. А выразить свою любовь к ребёнку можно используя не только слова но и…• Контакт глаз. Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо.Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка, лучше чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.• Физический контакт.Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: "Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития - двенадцать”.• Пристальное внимание. Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку. Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы ваш ребенок не сомневался в вашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный. Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже переживая кризисные периоды в своей жизни.В любой семье рано или поздно возникают такие ситуации, выход из которых родителям трудно найти. Но у каждого из вас есть родительский опыт, которым вы можете поделиться с другими.Практическое занятие «Выход из ситуации»
ТРЕНИНГ
По кругу пишут свои проблема, складываем в мешочек. Потом вынимают и говорят решение.В последнее время ребёнок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит, о чём-то думает. На все расспросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребёнок страдает. Как поступить в такой ситуации?В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребёнка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребёнка за успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьёзного разговора и вы узнаёте, что ваш сын или дочь исправили оценки и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие, и ребёнок вас обманул. Как поступить ?(обсуждение). - В итоге нашего разговора мне хочется раздать вам конверты, в которых лежат рассуждения наших детей на тему «Если бы я был мамой (папой), то проявил свою любовь к ребенку так…». Я думаю, что вам будет над чем поразмыслить прочитав эти сочинения. . -В заключении хочется сказать: Помните, что главным условием целостности семьи является взаимная любовь. Не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит. Помните: Без любви все – ничто! В подарок-. 10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА: 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. .2. Признавайте свои ошибки, просите прошения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности. 4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет. 5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. 6.Не унижай! 7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь – и не делаешь. 8. Умейте говорить со своим ребёнком так, как Вам хотелось, чтобы говорили с Ва¬ми, проявляя мягкость, исключая назидательность, грубость и хамство. 9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотела бы, чтобы другие сделали твоему. 10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Пишут пожелания себе на лето или следующий учебный год. Складыв. и вынимают. В заключении нашего собрания, хотелось бы у вас, уважаемые родители, спросить: насколько интересным и полезным оно для вас было?