«Формирование творческих способностей младших школьников через организацию исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время».
Тема опыта: «Формирование творческих способностей младших школьников через организацию исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время».
Главной целью является создание условий для развития творческих способностей младших школьников в работе над исследовательскими проектами в урочное и внеурочное время.
А так же ряд других целей:
развитие духовно-нравственных основ личности ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
развитие индивидуальности каждого ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
Задачи:
раннее раскрытие интересов, склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности;
создание, разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс;
развитие познавательной активности лицеистов, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска;
создание и обеспечение процесса мотивации лицеистов 1 ступени на научно-исследовательскую деятельность;
создание условий для приобретения навыков общения, необходимых для коллективного создания творческих проектов.
Противоречия:
между традиционными методами работы и преподавания и применением интерактивных способов взаимодействия с младшими школьниками;
между стремлением обучающихся к самостоятельности и неумением организовать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью;
между дефицитом времени для формирования прочных знаний обучающихся и высокими требованиями к современному образованию.
Актуальность опыта.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Ориентация на формирование созидающей личности одаренного ребенка, способного к самоопределению и свободному развитию, побуждает меня, как учителя, к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала младших школьников.
Опыт моей исследовательской работы является единой системой лицея, в которую входят следующие составляющие:
психолого-педагогическая диагностика;
урок;
внеаудиторные формы работы с учащимися (кружки, индивидуальные занятия);
подготовка к олимпиадам, турнирам, конкурсам.
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. В начальной школе у детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Теоретическая база опыта.
Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Ж.Ж. Руссо, Я.Коменского, Дж.Локка, И.Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута Н.И. Новиковым во второй половине ХVIII в. Великие деятели и педагоги России К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е. Райков. В 50-70 годах ХХ века в России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов: С.Г. Шаповаленко, М.Н.Скаткина, И.Я. Лернера. Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели.
В работе по теме выделяю следующие условия:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.
Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
Личность учителя. Для того чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.
Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.
Обучение учащихся исследовательской работе рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
возможность освоения методов исследования и их использование при изучении тем любых предметов школьного курса;
возможность развития интересов к определённым школьным дисциплинам и процессу познания окружающего мира и действительности в целом;
возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных замыслов и интересов.
Инновационная составляющая в деятельности педагога.
«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно» - писал Р.Киплинг. Качество знаний – это полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность, то над чем предстоит работать, постоянно совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем». Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно – познавательной деятельности учащихся. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность - учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на повышение творческих способностей младших школьников. Проектная деятельность – среда, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены. ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Учебный проект - средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
• необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
• специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора особенно на уроках литературного чтения, не зря говорят, что внимательный читатель – маленький исследователь. В ходе работы над текстом можно: по заголовку определить проблему, по иллюстрации выдвинуть гипотезу, сформулировать вопрос и найти ответ. Так, читая сказки Х.Андерсена, у нас появился краткосрочный проект «Загадки Оловянного солдатика» (почему 25 солдатиков?). В 1 классе на уроках и внеклассных занятиях возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достичь этого можно проблемным, эвристическим или частично- поисковыми методами. Подобную работу провожу на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики, технологии. Знакомлю детей с понятиями «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод». Осуществляем коллективные исследования по плану, помогаю ученикам на каждом этапе работы. Коллективно формулируем проблему, ставим цель, определяем задачи исследования, совместно выбираем методы исследования: поиск, опрос, наблюдение, изучение литературы, беседы, подбор музыки. Во 2 классе на уроках использую поисковые и проблемные методы: предлагаю задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, выявляем причинно-следственные связи. Учащиеся обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов. Таким образом, в процессе осуществления исследования, у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки. Большое внимание уделяю развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы. Полученные умения затем совершенствуются в последующих классах. Так типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы.
Системность в работе педагога,
оптимальность выбора форм и методов работы.
На начальном этапе учу детей планировать свою деятельность по заданному результату и осуществлять её в соответствии с намеченным планом. Затем составлять план, как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, самостоятельно выполнять все этапы технологии проектирования от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.
При организации учебной деятельности, работаю над формированием следующих умений:
Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов решения проблемы).
Умение работать с источниками информации (Интернет, словари, энциклопедии, научные статьи, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино и мультфильмы).
Умение представить результаты своей творческой работы: выполнение требований к речи выступающего, грамотное построение выступления, оформление работ (проектов) в рукописном, печатном, электронном, художественном вариантах).
Работа над заданиями организуется в групповой форме. В основе наших учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Всю деятельность учащихся сосредоточиваю на следующих этапах:
1 этап. Погружение в проект.
Провожу беседу с учащимися, знакомлю их с литературой по теме, направляю самостоятельный поиск к источникам информации. Вместе формулируем тему и цель проекта, а также предполагаемый продукт.
2 этап. Организация проекта.
Вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы.
3 этап. Осуществление деятельности.
Ребята работают активно и самостоятельно, консультируясь по необходимости с учителем. Готовятся к презентации.
4 этап. Презентация.
Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание цели и задач этой работы, умение планировать.
5 этап. Оценка результатов (рефлексия).
Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Пока наши проекты краткосрочные, содержат учебные задачи и проблемы. Нравятся интегрированные проекты. («Успешное чтение», «Что такое Рождество?», «Вода наш друг, или наш враг?»)
В работе по организации проектной и исследовательской деятельности выделяю следующие методы работы:
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный;
проективный.
Формы работы:
классно-урочная (работа в парах, в малых группах),
разноуровневые задания, творческие задания;
консультирование по возникшей проблеме;
дискуссия;
игры.
Очень важны:
предметные олимпиады;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины;
словесные игры и забавы;
проекты по различной тематике;
ролевые игры;
индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы работы дают возможность младшим школьникам выбрать подходящие виды творческой деятельности, а учителю - уделить внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
Результативность деятельности по теме опыта.
С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. С точки зрения учителя, учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Работая по описанным выше направлениям, при этом, реализовывая все задачи, получены результаты работы, которые отмечены грамотами, благодарностями, дипломами на муниципальном, региональном и Всероссийских уровнях.
Исследовательская деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта, значит, создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: «Я сам!», «Я смог!», «Я знаю!».