Презентация Предупреждение речевых и орфографических ошибок
Классификация речевых ошибок, предложенная С.Н. Цейтлин.Системные Композиционные Ошибки типа «заполнение пустых клеток». Ошибки типа «выбор ненормативного варианта из числа предлагаемых языковой системой». Ошибки типа «устранение фактов, чуждых для языковой системы». Ошибки типа «устранение идеоматичности». 1. Свойственные исключительно устной форме речи - связанные с произношением (орфоэпические) и с ударением (акцентологические); 2. Свойственные исключительной письменной форме речи (орфографические и пунктуационные), 3. Свойственные обеим формам речи, точнее не зависящие от формы речи. а) выбор одной из двух или более возможностей. Формы, находящиесяв отношениях конкуренции, могут быть названы или не названы, но тем не менее круг их так или иначе определен контекстом: «Вставьте пропущенные буквы», «Закончи предложение» и т.д. Образцы упражнений такого рода:Допишите окончания прилагательных и существительных: выпачкаться в чернил... , покрасить белил... , использовать в хозяйственн... цел... , рассказать об окресност.... школы (осуществляется выбор формы числа существительного)Вставьте местоимение который в нужной форме: Гречиха - травяное растение, из семян ... изготавливают крупу; Белка - зверек с пушистым хвостом, ... прыгает с дерева на дерево (выбор осуществляется между формами местоимения который предупреждается ошибка, связанная с неправильным согласованием)Составьте словосочетания, подобрав из числа данных ниже: враг, другуспех, мороз, отказ; даны прилагательные закадычный, отъявленный, заклятый, шумный, категорический, трескучий (выбор осуществляется между прилагательными, имеющими значение большой степени качества и характеризующиеся несвободной сочетаемостью с существительными.)Выберите одно из слов, указанных в скобках: Мы до этого не (догадались, додумались); Вот до чего (доводит, приводит) невнимательность (таким образом предупреждаются ошибки, связанные с глагольным управлением.)Сопоставьте формы: новые цехи и новые цеха; пара носок и пара носков; наши слесари и наши слесаря - и укажите, какую из форм можно использовать в разных ситуациях, какая является уместной лишь в разговорной, непринужденной речи. По характеру речевых операций, выполняемых учащимися, выделяется несколько основных типов таких упражнений: б) Трансформация, сопровождаемая выбором.Под трансформацией в данном случае понимается изменение языковой единицы в пределах одного языкового уровня: замену формы - формой, слова - словом, словосочетания - словосочетанием, предложения - предложением.Например:Поставьте существительные в форму Р.п. мн.ч.: карандаш, платье, здание, место, сапог, ключ (осуществляется выбор одного из трёх возможных окончаний: нулевого, -ов (-ев) и -ей).Замените глаголы отглагольными существительными, меняя, если требуется, форму зависимого слова: дружить с соседями -… сочувствовать товарищу -... (происходит выбор управляемой формы).Частый случай такого упражнения - ситуация, когда нормативная формав языке отсутствует (имеется «пустая клетка»). Учащиеся, выполняющиеупражнение, оказываются поставленными перед выбором: образоватьненормативную форму или констатировать, что нужная языковая формаотсутствует. Задания могут быть, например, такими:Перестройте там, где это можно, двусоставные предложения вбезличные: Я не сплю - ..., я не дружу с ней - ... , я не читаю - ....Образуйте, где это возможно форму 1 лица, ед. ч.: победить - ..., посадить - ... , поладить - ..., убедить - ... , наследить - ... . в) Конструирование единиц более высокого уровня из единиц более низкого уровня (проблема выбора при этом так же присутствует, хотя и в неявной форме.) Задания могут быть, например, такими:Составьте сложноподчиненное предложение из простых: Девушка открыла мне дверь. Лицо девушки показалось мне знакомым; На берёзе распустились листочки. Берёза растёт под моим окном.Составьте как можно больше существительных, объединяя приставки, корни, суффиксы, окончания, данные ниже (даются приставки про -, над -, от - , в - , раз -, вы - , корни -мыв- , -рыв- , -шив- , -лив- , суффиксы -а-, - ний -к- , окончание. -е , -а , нулевое). г) Работа с текстом, содержащим речевые ошибки. Задания могут бытьтрёх видов: 1) в тексте речевые ошибки; 2) исправить речевые ошибки; 3) найти и исправить речевые ошибки. Например, неверно составленное предложение «Вернувшись из рейса, я показал папе свои новые рисунки» (имелось ввиду, что из рейса вернулся папа) может быть исправленотремя, по крайней мере, способами: Когда папа вернулся из рейса, я показал ему своим новые рисунки; После возвращения папы из рейса я показал ему свои новые рисунки; Вернувшись из рейса папа посмотрел мои новые рисунки. Варианты различаются смысловыми и стилистическими оттенками, которые могут быть обсуждены на уроке. Ср. также сугубо«книжный» оборот по возвращении папы из рейса, неуместный в данных коммуникативно - речевых условиях. Важно с помощью подобных упражнений продемонстрировать богатые синонимические ресурсы языка, научить ими пользоваться в речи. д) Анализ языковых средств с перспективой их дальнейшего использования. Поскольку синтез речи неразрывно связан с её анализом, совершенствование умения анализировать речь косвенным образом способствует предупреждению ошибок. Так, выполнение задания «Распределите существительные на три группы в зависимости от их рода» помогает запомнить их родовую принадлежность (род существительного может быть указан формой согласуемого с ним прилагательного): большая прорубь, крепкий кофе, старая туфля, знакомая фамилия и т.д. выяснение значения слов и фразеологизмов помогает в дальнейшем правильно употреблять ихв речи, потому полезны такие упражнения, например:Подберите фразеологизмы, имеющие следующие значения: «дать себя перехитрить», «распекать кого-либо», «хранить упорное молчание», «обогащаться, наживаться», «умышленно запутывать какое-нибудь дело» (даны фразеологизмы в рот воды набрать, попасть на удочку, набивать карман, метать громы и молнии, мутить воду). Ветреный – пишется с одной «н», так как дует ветер, и он уносит с собой одну букву «н» Безветренный – пишется с двумя «нн», так как ветра нет, и обе буквы остаются на месте. СтеклянныйДеревянныйОловянный Участвовать - от слова часть, или, кто чавкает, тот свинья! РаСчЕт – в букве е один крючочек, - и в слове одна буква «С»РаССчИтать – в букве и два крючочка, - и две буквы «СС» ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент?. МужЧИНу интересует ЧИН,А женЩину – ЩИ. В какой части слова трудная буква?Если в приставке и корне – сразу вспоминаем соответствующее правило.Если в суффиксе и окончании – определяем часть речи, а потом вспоминаем правило Яросный ветер срывает листя с диревев и кустоф Раним утром рибята радосно бигут в свой клас В нашей месности жывут лесицы, ежы, мидведи, лосьиПод капусным лестомсидел прелесный маленкий легушонок.В суботу друзя решыли схадит на висёлый празник Удачи всем в нелегком труде!Спасибо за внимание!