Выступление на педсовете по теме Контрольно-оценочная деятельность
МКОУ «ОСОШ имени Героя Советского Союза А. Д. Виноградова»
Контрольно-оценочная деятельность
в условиях реализации ФГОС
Ларина С. А. ,
учитель начальных классов
Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. В этом учебном году большинство первоклассников пришли к нам из детских садов. Из характеристик данных психологом, мы узнали, что многие дети имеют высокий уровень готовности к школе.
Самое важное в адаптационный период - это сформировать у ребенка положительное отношение к повседневной школьной деятельности. Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, тогда школа не является проблемой.
На 3 недели обучения мы провели диагностическую работу «Школьный старт». Ее цель - определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.
Результаты диагностики позволили нам не только оказать педагогическую помощь и поддержку каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, но и «настроить» процесс обучения класса. В диагностике стартовой готовности ребёнка к успешному обучению выделены 2 компонента: инструментальный и личностный.
Инструментальный компонент готовности характеризует сформированность умений в дошкольном возрасте, позволяющих ребенку: наблюдать, мыслить, контролировать собственные действия, вступать в общение.
61% учащихся имеют Высокий уровень инструментальной готовности . Это говорит о том, что ребенок готов включаться в образовательные ситуации, создаваемые учителем на уроке. 39% учащихся – Средний уровень инструментальной готовности, т.е. умения находятся в стадии формирования. Ребенок еще не полностью освоил способ выполнения тех или иных действий, но опыт их выполнения имеет и применяет в учебной ситуации.
2. компонент - Личностная готовность к обучению складывается из традиционного показателя учебной мотивации и отношения к школе.
50% - имеют высокую личностную готовность, 36% - среднюю, а 14% - имеют низкую личностную готовность. Это говорит о том, что этот внутренний источник «энергии» не сформирован, что сила воли ребенка питается не внутренними источниками интереса, а его отношением ко взрослому. Таким детям очень важен индивидуальный подход.
Таким образом, диагностическая работа «Школьный старт» помогла нам скорректировать и построить индивидуальный процесс обучения.
По степени адаптированности детей можно условно разделить на группы.
Мы выделили 2 группы: Первая группа детей ( их 80%) адаптировались в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения.
Вторая группа детей (20%) имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники играют на уроках, выясняют отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Надеемся, что к концу первого полугодия реакции этих детей станут адекватными требованиям школы, учителя.
На сегодняшний день мы можем сказать, Первокласснику в школе нравится, он идет в неё с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Большинство детей понимают, что главная цель пребывания в школе – учение.
Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.
Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.
Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом. Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Формирование контрольно - оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе.
Учащиеся приобретают следующие умения:
•оценивать свою работу по заданным учителем критериям;
•соотносить свою оценку с оценкой учителя;
•обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Безотметочное обучение - это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития.
Учащимся напоминаем о том, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом. Итак, вырабатывается первый критерий аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы, нарисовать смайлик (улыбающийся или грустный).
На уроках по письму, выясняли, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Поэтому к концу занятия нужно найти самую красивую, правильно написанную букву и поставить под ней красную точку, зажечь фонарик, значит, буква получилась.
Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Награда – смайлик, полученный ребёнком при подведении итога урока. Например, изучая темы по окружающему миру: «Что у нас под ногами», «Что такое листья», «Что такое хвоинки», ребята готовили поделки и, рассказывая о них, тем самым отвечали на вопросы учителя, наглядно усваивали изученный материал. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата.
На уроке используем словесное оценивание - устным ответам даём словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д. Когда мы выслушиваем ответы детей на наш вопрос, сразу не говорим : «Молодец, правильно», а при неправильном ответе: «Нет, неправильно». Выслушиваем ответы нескольких учеников. А затем все вместе выходим на правильный ответ, с которым согласны все ученики.
Следующий приём – «Светофор». Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, я понял (ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой); жёлтый – я умею, но не уверен (в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен); красный – нужна помощь (допущено много ошибок, работой не доволен). Первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. На полях тетради фиксирует знаком, результат выполнения задания. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой. При таком несовпадении идёт разъяснительная работа с учащимся. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством, так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят.
У каждого ученика есть тетради «Что я знаю и умею». Цель – видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Главная задача учителя – научить учащихся самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.