Статья на тему: «Организация исследовательской деятельности учащихся старших классов в урочное и внеурочное время»
«Организация исследовательской деятельности учащихся старших классов в урочное и внеурочное время»
«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим».
Карл Роджерс.
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт определённый запас знаний и умений, жизненный опыт. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Желание исследовать является врождённой потребностью, нужно ее только развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающие нас люди: родители, друзья, педагоги.
Каково же значение исследовательской деятельности для обучающихся?
• учатся умению самостоятельно добывать знания;
• испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
• развивают навыки самоорганизации;
• формируют адекватную самооценку;
• приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
• осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.
Хочется отметить, что кроме познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность, на мой взгляд, имеет и ещё одно немаловажное значение - это социализация личности учащегося, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение учащихся.
Исследовательская работа – это большой труд, требующий времени, тщательной подготовки, творческой активности. Необходимо научить учеников строить свою работу согласно разработанному плану:
Выбор темы исследования.
Формулирование целей, задач, выбор методов.
Работа над исследованием.
Оформление.
Защита – представление результатов работы.
Исследовательская работа в школе предоставляет возможность ученикам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, повышает мотивацию изучения предмета, позволяет принимать самостоятельные решения.
Индивидуальная исследовательская работа с учащимися ведётся согласно определённому алгоритму. В общем виде его можно отразить следующим образом:
1. Подготовительный этап. Приступающему к исследованию необходимо поставить перед собой ряд вопросов и ответить на них:
- Что я буду изучать, исследовать? (Предмет исследования)
- Зачем я буду это делать? (Цель и актуальность работы)
- Что буду делать в процессе исследования? (Задачи исследования)
- Как я буду осуществлять исследование? (Методы - наблюдение, анализ, изучение литературы по выбранной теме, эксперимент, прогнозирование и т.д.)
- Что нового я узнаю? (Научная новизна)
- Кому это нужно? (Практическая значимость исследования).
2. Формулирование темы. Исследование начинается с выбора темы. Обучающийся в соответствии со своими познавательными интересами сам определяет исследовательскую тему и круг исследовательских проблем, учитель же играет консультативную роль.
3. Сбор и анализ информации. Обучающийся собирает информацию, связанную с объектом исследования, работает с энциклопедиями, справочниками, ресурсами Интернет, консультируется с учителем, учеными и записывает неизвестные ему до этого времени сведения, сопоставляет, анализирует и обобщает их.
4. Собственное исследование. Обучающийся работает с первоисточником, проводит наблюдения, опыты, эксперименты, записывает свои суждения (может, они окажутся новыми знаниями), составляет прогноз их применения в будущем.
5. Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде текстового материала. Технические решения подаются в виде схем, моделей, макетов, компьютерных презентаций.
6. Публичная защита научно-исследовательской работы. Представление исследования имеет определённые стандарты и может быть выражено в форме тезисов, научной или популярной статьи, исследовательского реферата, демонстрации эксперимента и устного описательного доклада о нём. На защите работы должны быть чётко обозначены наиболее важные элементы исследования, а именно: название работы; цель, задачи, актуальность, гипотеза, методы и способы решения проблемы; краткая характеристика глав; краткая характеристика использованной литературы; результаты и выводы (самый важный момент).
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Поэтому педагогам, родителям, научным руководителям необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности. Я думаю, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс.
Несмотря на трудности, мне кажется, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.
«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания».