Рабочая программа внеурочной деятельности. 4 класс. Театральный букварь
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 118
городского округа Самара
УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНО
Директор МБОУ СОШ №118 на заседании МО
_______________Н.Н.Шишкина учителей
«_______»___________201___г. начальных классов
Протокол №___от_________
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА А
Учитель
МБОУ СОШ №118
г. о. Самара
Сорокина И. М.
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Театральный букварь» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. №1897) и на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, требований к результатам освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий (УУД), примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения), с положением о РП МБОУ СОШ №118. Программа «Театральный букварь» реализует общекультурное (духовно-нравственное) направление во внеурочной деятельности в начальной школе.
Одной из приоритетных задач педагогической науки в настоящее время является изучение качественно новых отношений между личностью и обществом, поиск наиболее оптимальных путей воспитания, обучения, творческого развития детей. В системе непрерывного образования в последнее время особое место принадлежит внеурочной деятельности, которая выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Развитие ребёнка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Ряд противоречий, возникших между возрастающими требованиями жизни к формированию творческой, инициативной личности и отсутствием системы специальной педагогической работы, обеспечивающей этот процесс; массовой системой образования и индивидуальным характером процесса развития творческой активности ребенка, можно решить при помощи внеурочной деятельности учащихся, а именно театральной. Имея основной целью создание педагогических условий для самовоспитания, самообразования и самореализации личности, театральная деятельность является для ребёнка специфической средой, важной как для его творческого развития, социализации, становления жизненного опыта, так и для самоопределения. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Поэтому главной целью программы является создание условий для развития творческого потенциала каждого ребёнка, овладения учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения.
Цель программы:
развитие познавательных и творческих способностей учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность;
воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением;
обучение каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и превращение этих навыков в норму общения.
Задачи программы:
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
развивать у детей речевой слух, внимание и память;
помогать в овладении литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;
организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;
содействовать развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией, при исполнении номеров;
содействовать развитию сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнёром, контакта со зрителем).
Театр как искусство учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремёслами. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.Она призвана расширить творческий потенциал ребёнка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.
Итогом курса является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ»
По целевой направленности программа является развивающей (направлена на решение задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности) и социально-адаптивной (развивает:
отношение к себе (достижение уверенности в себе, объективная самооценка);
отношение к другим (способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения).
В работе используются разнообразные методы:
личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребенка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравстенным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра;
беседа;
иллюстрирование;
изучение основ сценического мастерства;
мастерская образа;
мастерская костюма, декораций;
инсценирование прочитанного произведения;
постановка спектакля;
посещение спектаклей;
работа в малых группах;
актёрский тренинг;
экскурсия;
выступление;
концерт.
МЕСТО ПРОГРАММЫ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе: по 2 часа в неделю (66 часов в год) в 1 классе, по 4 часа в неделю (136 часов в год) во 2-4 классах.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ»
Из всех видов искусств именно театр обладает наибольшей силой воздействия. Он вбирает в себя способность воссоздавать жизнь в ее внешних и внутренних проявлениях. Специфика театра в том, что он свойства литературы, живописи и музыки воссоздает через образ живого действующего человека. При этом, в отличие от литературы, театр воссоздает действительность не в сознании читателя, а как объективно существующие, расположенные в пространстве картины жизни. В этом отношении театр сближается с живописью. Но театральное действо находится в непрерывном движении, оно развивается во времени - и этим оно близко музыке. Погруженность зрителя в мир переживаний сродни тому состоянию, которое испытывает слушатель музыки, погружённый в свой мир субъективного восприятия звуков. Получать «уроки театра» - это значит учиться понимать язык разных видов искусства и свои внутренние образы. Постигать его законы - значит глубже проникать в человеческую природу.
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности:
искусства и литературы как способа познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека,
человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию,
гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства,
истины – познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания,
семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осу- ществляется взаимопомощь и взаимоподдержка,
добра – как проявления высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия,
красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему,
свободы выбора – как возможности совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ»
На конец 4-го класса в ходе освоения содержания программы «Театральный букварь» обеспечиваются условия для достижения обучающимися всех видов результатов: личностных, метапредметных, предметных, заложенных в ФГОС НОО.
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня. Приобретение школьником социальных знаний. Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня. Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, толерантность, эмпатия, эмоциональная отзывчивость;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД.
Обучающийся научится:
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании;
воспроизводить информацию по памяти;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
находить дополнительную информацию, используя книги, справочники;
преобразовывать объект изучения (импровизировать, творчески переделывать);
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; сравнивать героев и их поступки; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи в поступках разных героев; устанавливать соответствие поступков нравственным правилам.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты.
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
основам актёрского мастерства;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
владеть монологической и диалогической речью.
Учащиеся получат возможность научиться:
сочинять этюды по сказкам;
ставить спектакли по собственным сценариям.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ»
В основе отбора содержания программы лежат принципы:
- гуманизма;
- междисциплинарной интеграции;
- креативности.
Занятия по программе «Театральный букварь» включают несколько разделов:
1. Тема «Пластика»
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, выразительности тела, снизить последствия учебной перегрузки.
2. Тема «Актёрская техника»
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.
3. Тема «Художественное слово»
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок переживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, для яркости образа формируется чувство вкуса.
4. Тема «Театр»
Раздел призван познакомить детей с театром как видом искусства, дать понятие, что дает театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, поездки в театр, участие детей в этюдах. Раздел предусматривает не столько приобретение ребёнком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетических чувств, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
5. Тема «Постановка спектакля»
Раздел содержит:
предварительный разбор пьесы с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие пьесы;
коллективное разучивание реплик, детальный анализ ролей;
воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов;
распределение ролей;
выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление;
индивидуальная подготовка главных исполнителей;
прогонные и генеральные репетиции;
выступление.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№\п
Название темы
Количество часов
Основные виды учебной деятельности
Контроль и практическая деятельность
Примерные сроки
1.
Пластика
16
Ученики учатся:
развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал,
действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений;
запоминать заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
создавать различные образы с помощью выразительных пластических движений.
текущий
2.
Актёрская грамота
10
Ученики учатся:
ориентироваться в пространстве,
равномерно размещаться на площадке,
строить диалог с партнером на заданную тему;
развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц,
запоминать слова героев спектаклей;
развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; четко произносить слова, отрабатывая дикцию.
текущий
3.
Художественное слово
32
Ученик получит возможность развить речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;
Он учится:
сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы;
произносить скороговорки и стихи;
тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
пополнять словарный запас.
текущий
4.
Театр
10
Ученик знакомится с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
текущий
5.
Постановка спектакля
68
Ученик учится:
сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
пополнять словарный запас, образный строй речи.
итоговый
промежуточный
итоговый
декабрь
«Золушка»
февраль
Конкурс Синяя птица»
май
Конкурс «Роза ветров»
май
«Аленький цветочек»
Итого
136
Формы контроля.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступления на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях для других классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьес.
Для изучения роста творческой активности учащихся возможно использование следующих методик:
Методика "Наборщик". Это тест - игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.
Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Например, слово -« околесица».
Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.
По каждому из названных признаков ребёнок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:
Оригинальность слов: 2- слова необычны, 1 - слова просты, 0 - бессмысленный набор слов (пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц)
Количество букв: 2 - наибольшее количество букв, названы все слова; 1 - использованы не все резервы; 0 - задание не выполнено. Скорость придумывания: 2 - 2 минуты, 1- 5 минут. 0 - более 5 минут. Соответственно, высокий уровень - 6 баллов, средний -5-4 балла, низкий - 3-1балл.
Методика «Составь рассказ о несуществующем животном».
Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.
8-10 баллов – ребёнок за отведённое время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.
5-7 баллов - ребёнок придумал нечто, что в целом не является новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.
0-4 балла – ребёнок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.
Методика "Три слова"
Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагают три слова и просят их как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.
Слова для работы: берёза, медведь, охотник.
Оценка результатов:
5 баллов - остроумная, оригинальная фраза (пример: медведь с берёзы наблюдал за охотником);
4 балла - правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник спрятался за березу, ждал медведя);
3 балла - банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в берёзу);
2 балла - логическую связь имеют только два слова (в лесу росли берёзы, в лесу охотник убил медведя);
1 балл - бессмысленное сочетание слов (белая берёза, весёлый охотник, косолапый медведь).
Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий; 3 - средний; 2-1 - низкий
Тест креативности П. Торренса «Закончи рисунок».
Задание "Закончи рисунок" представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.
Тест может быть использован для исследования творческой одарённости детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.
ПОДГОТОВКА К ТЕСТИРОВАНИЮ.
Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность тестовых показателей.
Необходимо избегать употребления слов "тест", "экзамен", "проверка" во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для надежности результатов.
Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.
Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы - 15-35 человек, т. е. не более одного класса.
Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5 - 10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.
Время выполнения теста 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15 - 20 минут.
При тестировании младших школьников экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для помощи в оформлении подписей к рисункам.
Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:
-Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится".
Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом:
-Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Мы собираемся провести их измерение сегодня и через некоторое время. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать всё, на что вы способны".
ИНСТРУКЦИИ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. (Не следует забывать об указании даты, это важно при проведении повторных тестирований.) Дошкольникам и младшим школьникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и разладите детям листы с уже заполненными графами.
После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции:
-Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка. Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения".
Задание теста формулируется следующим образом:
- На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 14 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой".
Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, успокойте их, сказав им следующее:
- Я заметила, что вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее".
Если дети не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами. Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов! Это приводит к уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего количества ответов. Стремитесь поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с детьми.
Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы, некоторые дети упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую страницу. Поэтому следует специально напомнить детям о второй странице с заданиями. Необходимо очень внимательно следить за временем, используя секундомер.
По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается и листы собираются. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не сможете их надежно оценить.
Для этого удобно иметь несколько ассистентов, что особенно важно при тестировании младших детей.
Эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизации текста.
ИЗМЕРЕНИЯ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Важным условием высокой надежности теста является внимательное изучение указателя оценки тестовых показателей и использование приведенных стандартов как основы для суждений.
ПРОВЕРКА НАДЕЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ.
Время от времени рекомендуется сопоставлять данные собственной обработки тестов с данными обработки тех же тестов более опытным экспериментатором. Все несоответствия должны быть выявлены и обсуждены. Рекомендуется рассчитать коэффициенты корреляции между показателями, полученными двумя исследователями при обработке 20 - 40 протоколов. Другим способом проверки надёжности может служить повторная обработка экспериментальных материалов одним и тем же исследователем через одну или несколько недель. При использовании бланков для обработки эти виды контроля займут не много времени.
УКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ТЕСТА.
Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.
Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Ниже приведен список № 2, включающий 99% ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их "XI". "Х2" и т. д. Однако это потребуется очень редко.
Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.
Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная - 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2-4,9% случаев. Данные об опенке категории
и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.
Премиальные баллы за оригинальность ответа. Всегда встает вопрос об оценке оригинальности ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. П. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Они указывают на нестандартность мышления и отклонение от общепринятого. Инструкция к тесту и раздельность исходных фигур никоим образом не указывают на возможность такого решения, но вместе с тем и не запрещают его. П. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы по оригинальности за объединение в блоки исходных фигур:
за объединение двух рисунков ........................................... 2 балла,
за объединение трех-пяти рисунков .................................. 5 баллов,
за объединение шести-десяти рисунков .......................... 10 баллов.
Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.
Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную фигуру, как в границах ее контура, так и за её пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.
Один балл даётся за:
каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;
цвет,если он дополняет основную идею ответа;
специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) - тени, объём, цвет;
украшение, если оно имеет смысл само по себе,
каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства;
поворот рисунка на 90' и более, необычность ракурса (вид изнутри, например, выход за рамки задания большей части рисунка);
каждую подробность в названии сверх необходимого минимума.
Фамилия. Имя..
Дата.
На этих двух страницах нарисованы незаконченные рисунки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.
На выполнение этого задания отводится 10 минут .
Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай её полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.
Придумай интересное название для каждой картинки.
Приложение №2
Таблица №1
Критерии
Высок
·Dd
·
·!#Picture 15!#Picture 19Рисунок 19ий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Когнитивный
Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие.
Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; среднее речевое развитие.
Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.
Мотивационно-потребностный
Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания.
Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность.
Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.
Деятельностный
Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.
Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий, но часто требуется помощь учителя.
Не может создавать и принимать необычные образы, решения; отказывается от выполнения творческих заданий.
Характеристика уровней творческих способностей младших школьников.
1.Высокий уровень.
Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.
2.Средний уровень.
Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.
3.Низкий уровень.
Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ»
Музыкальный центр;
музыкальная фонотека;
костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
элементы костюмов для создания образов;
ноутбук;
проектор;
экран;
видеокамера для съёмок и анализа выступлений;
электронные презентации: «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»;
сценарии сказок, пьес, детские книги.
Список литературы:
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М., Просвещение, 1986г.
3. Безымянная. О., Школьный театр, М., 2001г.
4. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр»,2002г.
5. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003г.
6. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010г.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010г.
8. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011г.
9. Гурков А.Н. Школьный театр, 2005г.
11.Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007г.
12. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010г.
13. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000г.
14. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2003г.
15. Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Москва, 2008г.
16. Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М.1986г.
17. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
18. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.- Москва, 2001г.
21
24
Heading 1 Heading 2 Heading 3Default Paragraph FontNormal (Web)List Paragraph Body TextBody Text Indent 3