Урок русского языка:Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе(4 класс)


"Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"
Цель: повторение правописания безударных окончаний имен существительных.
Задачи:
образовательные
обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён
существительных трёх склонений.
совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.
развивающие
развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
воспитательная
∙ воспитывать интерес к русскому языку.
∙ воспитывать бережное отношение к лесу, к природе.. Оборудование: круги - сигналы падежей, картина “Лес”, ромашка с лепестками, карточки, рисунки “ключей”.Ход урока
I.Организационный момент
Здравствуйте, садитесь.
- Давайте покажем друг другу, как должна лежать тетрадь, а как должен сидеть ученик, который внимательно слушает учителя?
- Молодцы!
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”. Посмотрим, над чем надо ещё поработать по данной теме.
II. Минутка чистописания
На доске.
- Нам нужно отгадать ключевое слово.
Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р;
Безударная гласная в словах: земля, лесок;
Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п;
Безударная гласная в словах: река, печёт;
13-я буква алфавита;
6-я буква алфавита;
Парная согласная букве з;
Безударная гласная в словах: окно, вода;
Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами й, л.
Мы с вами собрали слово: перелесок.
Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков).
Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок, песок, сок, сор, село, перо).
Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.
Какие слова вы записали? (Имена существительные).
Докажите. (Они отвечают на вопрос "Что?").
III. Закрепление и совершенствование приобретённых ЗУН.
Что это? Лес. (На картинке).
- Подберите однокоренные слова к слову лес и разберите их по составу.
Лес, лесок, перелесок, лесничий, лесной.
2) Задания - загадки.
- Какой вы любите лес? Почему? (Высказывания ребят).
В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес “по загадки”. Итак, в путь… в лес “по загадки”.
Первая загадка
Игра “Во всех падежах”
Послушайте стихотворение Ю. Карасёва “Приключения зелёного листа” и с помощью кругов - сигналов покажите, в каких падежах стоит слово “лист”
Как-то раз с большого клёнаОторвался лист зелёныйИ пустился вместе с ветромПутешествовать по свету.Закружилась головаУ зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс.Бросил только на мосту.В тот же миг весёлый пёсШмыг - к зелёному листу,Лапой - хвать зелёный лист,Дескать, поиграем.“Не хочу” - парашютистГоловой качает…Ветер вмиг с листом зелёнымНад землёй взметнулся снова,Но шалун листок упал…Я пишу в саду под клёномСтих о том листе зелёном.
- Итак, вспомним, сколько падежей в русском языке? Назовём их хором.
Второе задание (слова на доске)
Дом, собака, дочь, слон, ложь, ведро,огород, земля.
- На какие три группы можно разделить имена существительные? (На 1, 2, 3 склонение).
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Учащиеся вспоминают правило).
- Запишите существительные в три столбика по склонениям и выделите окончания. (Ребята работают самостоятельно).
А теперь поработаем все вместе по учебнику упр.225 стр.108
- Допишите падежные окончания имён существительных.
-сделаем вывод.
- Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).
-упр.226 – с комментированием, у доски.
Физкультминутка
- Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, - приседаете, если с безударным, - делаете наклон вперёд.
До рощи, в чаще, к берёзе, о сосне, на тополе, к земле, с ветки, о лесе - (6 слов).Леса спасают поля от засухи и очищают воздух.
(Один ученик у доски, остальные - в тетрадях).
- Как определить падеж существительного в предложении?
Седьмая загадка.
“Седьмой лишний” (игра)
- Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение - просьбу.
солнце волк
берегите белка
река лес
роща лиса
чаща медведь
дорожка заяц
- В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные - имена существительные.
- Во втором столбике лишнее слово лес, так как все остальные - дикие животные.
- Получилось предложение “Берегите лес!”
- Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?
- Не ломать ветки деревьев.
- Не жечь костры в лесу и не мусорить.
- Не разорять гнёзда птиц.
- Не бросать мусор в водоёмы.
Человек может многое. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, “болеть душой” за нашу планету Земля. Народная мудрость гласит: “Кто посадит дерево - того благословят внуки, кто срубит - того проклянут дети”.
Дифференцированное задание
- На столах у вас лежат карточки по уровням.
1й уровень.
Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..
К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.
2й уровень.
Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.
тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;
висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;
белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
трухлявый, на полянк…, пень, стоял.
IY. Обобщение по теме
Что называется именем существительным?
Как изменяется имя существительное?
Что значит склонение?
Какие существительные относятся к 1, 2, 3 - му склонениям?
Как проверить безударное окончание имён существительных?
Как определить падеж существительных в предложении?
Сколько падежей в русском языке?
Y. Итог урока
Оценки за урок.
YI. Домашнее задание