Положение об учебно-опытном участке

МКОУ СОШ № 1








Положение об учебно-опытном участке
общеобразовательных учреждений г. Усть-Катава
(разработано Щурихиной Ф.Ф. и предложено учителям города на городском МО)







Заведующий учебно-опытным участком:
Щурихина Фларида Фасхетдиновна










2012г.
1. Положение об учебно-опытном участке
общеобразовательных учреждений г. Усть-Катава.

1.1. Назначение учебно-опытного участка, его структура.
1.Учебно-опытный участок создается в основных и полных средних общеобразовательных учреждений для проведения учебных и внеклассных занятий по естествознанию, биологии, экологии, трудовому обучению;
для выполнения учащимися опытов, наблюдений;
организации общественно-полезного труда учащихся по выращиванию полезной продукции, заготовки раздаточного и демонстрационного материала для занятий с учащимися.
2. Функционирование учебно-опытного участка позволяет решать комплекс образовательных задач:
- совершенствование знаний учащихся по естествознанию, биологии, экологии, трудовому воспитанию;
- формирование практических умений по выращиванию растений, уходу за растениями;
- формирование интеллектуальных знаний, практических умений, связанных с проведением наблюдений, опытов;
- развитие интереса учащихся к изучению растений;
- формирование у учащихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по её сохранению и улучшению;
- развитие эстетических чувств школьников;
- развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием растений, уходом за растениями.
3. На учебно-опытных участках школ в зависимости от площади и от места расположения ОУ должны быть организованы отделы: цветочно-декоративных культур, древесно-кустарниковых пород (дендрарий),
«живой гербарий», овощной.
4. Выбор культур для выращивания в тех или иных отделах учебно-опытных участках школы определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, природно-климатическими условиями, условиями школы и её возможностями в приобретении семян и посадочного материала.
5. Наличие сельскохозяйственного инвентаря в подсобном помещении, аптечки с необходимыми для оказания первой медицинской помощи медикаментами и перевязочными материалами.

1.2. Характеристика обязательных отделов учебно-опытного участка.

Цветочно-декоративный отдел включает в себя газоны и цветники, расположенные на всей территории школы. Использование и размещение цветочно-декоративных культур производить с учетом современных достижений цветочно-декоративного искусства.
Основным декоративным материалом для создания цветочных композиций являются группы многолетних цветочных растений и красивоцветущих кустарников. Период цветения многолетников продолжителен (с мая по октябрь), в сочетании с однолетниками можно обеспечить непрерывную декоративность цветника. Все виды цветочного оформления разделяют на следующие типы: рабатки, бордюры, клумбы, смешанные бордюры (миксбордеры), рокарии.
Рабатки – полосы цветов шириной 0,5 – 3 м. рабатка может идти вдоль дорожки с одной стороны или с обеих сторон, разделять широкую аллею. На них высаживаются однолетние и ковровые растения.
Рабатки бывают односторонние, когда низкие растения размещают на переднем плане, затем полувысокие, а затем высокие;
двусторонние, когда более высокие растения размещаются по центру, а по краям высаживаются низкие;
однородные, когда высаживают только один вид или сорт однолетников или двулетников;
наконец, орнаментальные, когда растения размещают по несложному рисунку, многократно повторяющемуся на всем протяжении рабатки.
Бордюры – узкие (шириной от 50 до 70 см) полосы, засаженные ремонтантно-цветущими летниками или многолетниками, сохраняющими декоративность до конца сезона.
Клумбы – цветники правильной геометрической формы – в виде овала, круга, квадрата и т.п. Площадь клумбы колеблется от4 до 30 кв. м. Небольшие клумбы чаще бывают плоскими, крупные несколько приподнятыми к центру. На клумбы больших размеров высаживают цветущие и ковровые растения по рисунку. Мелкие клумбы высаживают одним – тремя сортами растений.
Смешанный бордюр, или миксбордер, представляет собой широкую, от 2 до 5 м, засаженную разными цветочными растениями полосу. Контуры миксбордеров бывают разными: с параллельными прямолинейными краями и очерченными кривой извилистой линией с противоположной стороны, нередко они бывают очерчены плавной кривой с обеих сторон. Устраивают миксбордеры вдоль дорожек, на газонах, в виде опушек к кустарникам. При устройстве миксбордера важным условием является подбор растений по высоте, форме и времени цветения, окраске цветков и листьев, по биологическим особенностям (отношение к свету, влаге, почве, реакции среды). Обычно посадки ведутся из многоярусных растений. Среди низких растений могут быть размещены солитерами полувысокие растения с красивой формой куста. По цветовой гамме растения должны подбираться в гармоническом сочетании. В миксбордеры чаще всего высаживаются зимующие и последовательно цветущие и декоративно-лиственные многолетники.
Рокарий, или каменистый сад, - ещё один вид цветочного оформления. У каменистых садов есть ряд преимуществ: их можно размещать на участках, не пригодных для других типов цветников, под них можно использовать как маленькие участки в несколько метров, так и большие на склонах и откосах.
Существует два вида планировки рокариев – естественный, приближающийся к природным мотивам, и геометрический – на террасах и вдоль лестниц. Иногда рокарии организуются на развалинах старой постройки, скоплениях строительного мусора и у каменистых подпорных стен. В рокариях между камнями высаживают главным образом низкие и полувысокие многолетники и только на больших площадях размещают небольшими группами или солитерами высокие многолетники.

Отдел древесно-кустарниковых растений (дендрарий) включает в себя все посадки древесных и кустарниковых растений. В идеале дендрарий создается в виде парка, обычно перед фасадом здания школы и представляет из себя коллекцию древесных и кустарниковых растений. Площадь дендрария зависит от наличия свободной территории на пришкольном участке. Необходимо, чтобы он вписывался в общий план озеленения школы и представлял возможность для постепенного его расширения новым набором растений в коллекции. Кроме того, в дендрологическом отделе можно высадить редкие и охраняемые древесно-кустарниковые породы.

«Живой гербарий» - отдел создается с целью формирования у школьников понятия о таксономических единицах, а также для изучения характерных особенностей наиболее важных ботанических семейств.
Семейство злаков: овес, тимофеевка, рожь, ячмень и др.
Семейство бобовых: люпин, вика, клевер, горошек мышиный и др.
Семейство пасленовых: томат, паслен, петуния и др.
Семейство сложноцветных: подсолнечник, цикорий, поповник, бархатцы, календула и др.
Семейство лилейных: лук, чеснок, ландыш и др.

2. Содержание и организация работы на учебно-опытном участке.

1. Основные направления деятельности учащихся на участке: выращивание растений и наблюдение за их ростом и развитием.
2. Работа учащихся на учебно-опытном участке школы должна осуществляться за счет времени, отводимого на уроки трудового обучения, а также на практические работы по географии, биологии. Деятельность школьников в летний период организуется по составленному в школе графику.
3. Режим труда учащихся на учебно-опытном участке устанавливается с учетом правил по технике безопасности. Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности. Для работы на участке формируются группы не более 15 человек.
4. Работа на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.
5. План работы на учебно-опытном участке входит в состав Паспорта пришкольной территории, который включает:
Задачи работы на учебно-опытном участке на предстоящий сезон.
График работы школьников на участке, в том числе в период летних каникул.
Руководство работой на участке (закрепление ответственных за работу учителей, классных руководителей, графики их работы, в том числе в каникулярное время).
Инструкция по технике безопасности при проведении работ на учебно-опытном участке.
Журнал инструктажа по технике безопасности.
6. Директор школы несет ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее руководство работой на нем. Он вместе с заместителем по воспитательной работе определяет обязанности педагогов и вспомогательного персонала по обепечению занятий учащихся на учебно-опытном участке, следит за развитием его материальной базы.
7. Непосредственное руководство работой на участке осуществляет заведующий учебно-опытным участком, назначаемый директором школы, как правило, из учителей биологии, географии, трудового обучения.
За заведование учителям производится дополнительная плата в соответствии с положением о надбавках и доплатах стимулирующего характера. Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, инструктирует работников, привлекаемых к работе на участке, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной безопасности. Материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытном участке, находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытном участком. Он ведет их учет в установленном порядке.
8. Заместитель директора по хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевным и посадочным материалом, водой для полива растений. Он организует хранение и реализацию продукции, полученной на учебно-опытном участке.
9. Учителя, привлекаемые к руководству деятельностью учащихся на учебно-опытном участке, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасностью эксплуатации оборудования, инвентаря.
10. На учебно-опытном участке (по желанию учителя и учащихся) может проводиться производственная и исследовательская деятельность. Направления такой деятельности отражены в приложении II.





3. Выписка из инструкции по охране труда для учителя биологии.
При работе на пришкольном участке:

1. На школьном учебно-опытном участке запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.
2. Следить за соответствием сельскохозяйственных орудий возрасту и росту учащихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легким; длина ручек лопат должна быть различной с учетом роста учащихся разных возрастных групп.
3. Продолжительность работы учащихся на школьном учебно-опытном участке устанавливает в соответствии с их возрастом.
4. Очистка почвы от засоряющих её посторонних предметов ( камней, осколков стекла, обломком металла и т. п.) проводится с помощью лопат, граблей, мотыг. Проводить такие работы руками запрещается.
5. Учитель обязан инструктировать детей в каждом конкретном случае, как пользоваться сельскохозяйственными орудиями, чтобы не нанести повреждений себе и окружающим.
6. Запрещается какая- либо работа с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами при наличии учащихся. Опрыскивание растений ядохимикатами проводит сам учитель или лаборант.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

1. При обнаружении действия электрического тока от любых предметов, произведите отключение осветительной и силовой электросети на электрощите. Сообщите об этом заместителю директора по административно-хозяйственной работе. В случае невозможности отключения электрической сети выведите учащихся из класса.
2. При ощущении запахов дыма, горящей изоляции, повышении температуры в помещении необходимо:
- прекратить занятия;
- принять меры по эвакуации детей вне школьного здания.
- немедленно сообщить об этом в пожарную охрану по телефону «01» и директору школы или его заместителям.
3. При внезапном, случайном разбитии оконного стекла необходимо прекратить занятия в зоне рассыпания осколков стекла, производите уборку при помощи совка и веника и пропылесосить это место.
4. При травмировании, внезапном заболевании учащихся оказать первую доврачебную помощь. Действия по оказанию этой помощи осуществляется специально обученные лица или любой работник педагогического коллектива школы в соответствии с инструкцией по оказанию этой помощи.




Инструкция по технике безопасности для учащихся во время работы на учебно-опытном участке.

1. Приходите на занятия и работу на учебно-опытный участок в рабочей одежде.
2. Переносите заостренные сельскохозяйственные орудия (лопаты, грабли, вилы) в вертикальном положении так, чтобы их рабочая часть была направлена вниз. Это предохранит ваших товарищей от травм.
3. Вскапывая почву лопатой, работайте попеременно то с правой, то с левой ноги (по 5 минут). Это предотвращает искривление позвоночника.
4. При переносе земли на носилках не перегружайте их. Соблюдайте нормы, указанные учителем.
5. Не поднимайте груз более 5 килограмм. При переносе тяжестей равномерно нагружайте обе руки.
6. Работая с почвой пользуйтесь совками, рыхлилками и другими подручными инструментами, но не руками, т.к. руки можно поранить острыми предметами, находящимися в земле – камнями, гвоздями, осколками стекла и др.
7. Соблюдайте указанный учителем ритм работы.
8. Во избежание переутомления делайте в работе 10-минутные перерывы через 20 или 30 минут по указанию учителя.
9. Работая лопатой, следите за тем, чтобы она не ранила ноги. Не перегружайте лопату землей: нагружайте её не более чем на 1/3 штыка.
10. Во время работы граблями, вилами не направляйте их рабочую часть на окружающих.
11. При прополке работайте обязательно в перчатках.
12. Не опрыскивайте и не опыляйте растения ядохимикатами. Если это будет необходимо, эту работу выполнят взрослые. После обработки участка не заходите туда 5 суток.
13. Не ешьте немытые корнеплоды, овощи, фрукты, ягоды.
14. При работе с удобрениями нельзя брать их в рот, пробовать на вкус, т.к. это ведет к отравлению; после работы вымойте руки.
15. Нельзя брать в рот листья растений, цветы, стебли, т.к. некоторые из них могут содержать ядовитый сок.
16. По окончании работы на участке очистите инвентарь, сдайте его, снимите рабочую одежду и тщательно вымойте руки с мылом.
17. В случае какой-либо травмы сейчас же обратитесь к учителю. Он окажет помощь и если нужно, отправит к врачу.







Перечень медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для аптечки:
1. Бинт стерильный – 2шт.
2. Индивидуальный пакет первой медицинской помощи – 2шт.
3. Иодная настойка – 1(3%).
4. Нашатырный спирт – 1.
5. Перекись водорода – 1 (3%).
6. Борная кислота – 2% р-р.
7. Валериановые капли во флаконе.
8. Анальгин – 1.
9. Ножницы медицинские 1шт.
10. Пинцет – 1шт.
11. Булавки английские -5шт.
12. Шина из плотного картона самодельная (50 х 5 см) – 1шт.
13. Жгут медицинский – 1шт.





Учебно-опытный участок
общеобразовательной школы.