ПроектИзучение возможности и условий выращивания на учебно-опытном участке арбузов


Воронежская областьРепьёвский муниципальный район Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Истобинская средняя общеобразовательная школа»
Учебно-исследовательская работа«Изучение возможности и условий выращивания на учебно-опытном участке арбузов»

Выполнил: Аксенова Ирина Сергеевна 9 класс
Руководитель: учитель биологии Перфильева Елена Викторовна
2016 г.
Оглавление.
Введение: тема, цели, задачи.
Методика опыта.
Результаты опыта. Выводы и предложения.
Заключение.
Список литературы.

Введение.
Тема опыта:
«Изучение возможности и условий выращивания на учебно-опытном участке арбузов».
Арбуз у многих ассоциируется с приходом осени, с изобилием овощей, фруктов, ягод, а если сказать более кратко - с «Золотым сезоном», который надо использовать с пользой. К сожалению не все знают, что арбуз не просто вкусная и полезная ягода, он также обладает и лечебными свойствами.
Арбузная мякоть - это конечно самое ценное и вкусное в этой ягоде. В ней имеется много различных витаминов С, D, В1, В2 и В6, каротина, а также солей железа, меди, фосфора, калия, кальция, цинка, фолиевой кислоты.
Вся микроэлементная база и витамины, присутствующие в арбузе, стимулирует обменные процессы в печени, улучшает состав желчи, препятствует камнеобразованию в желчном пузыре и протоках, обладает противосклеротическим действием. 
Летом на прилавках магазинов продаются арбузы, но они не всегда являются экологически - чистым продуктом, поэтому я решила вырастить их сама на учебно-опытном участке.
Год организации учебно-опытного участка-1967. Общая площадь – 0,65 га .Климат умеренно-континентальный. Населенный пункт располагается в лесостепной зоне. Самый жаркий месяц в году — июльПочва – суглинистая, черноземы.
Цели:
- определение оптимальных условий выращивания арбузов;
- создание условий для повышения уровня сформированности учебных и практических знаний, умений и навыков учащихся в процессе проведения учебно-практического опыта.
Задачи:
-способствовать развитию познавательных интересов учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;
-создавать условия для практической отработки теоретических знаний в процессе наблюдений и экспериментов при выполнении практических работ ;
-формировать и совершенствовать практические навыки при работе на учебно-опытном участке во время уроков и во внеурочной деятельности;
-воспитывать ответственность, трудолюбие, уважение к людям труда.
Методы исследования:
1) изучение научной литературы;
2) наблюдения;
3) описания;
4) измерения;
5) сравнения;
6) эксперимент;
7) обработка результатов и выводы.
Методика опыта.
Я начала свою работу с того, что изучила литературу, собрала
информацию о происхождении арбуза, как он впервые попал в Россию, где и
как данная культура выращивается.
Арбуз – однолетнее травянистое растение с ветвящимся стелющимся
стеблем длиной до 2 - 3 метров и более. Родиной является Южная Африка,
откуда арбуз постепенно широко распространялся в странах с тропическим и
субтропическим климатом. Дикий арбуз прославился тем, что в пустыне
поил своим соком всех жаждущих, в сухих и жарких областях его называют
напитком пустынь.
В России до 17 века об арбузе почти ничего не знали, а после его стали
ввозить из-за границы. Сырыми их тогда не ели, а долго вымачивали
дольками и варили с перцем и острыми пряностями.
Я начала свою работу с того, что изучила литературу, собрала
информацию о происхождении арбуза, как он впервые попал в Россию, где и
как данная культура выращивается.
Арбуз – однолетнее травянистое растение с ветвящимся стелющимся
стеблем длиной до 2 - 3 метров и более. Родиной является Южная Африка,
откуда арбуз постепенно широко распространялся в странах с тропическим и
субтропическим климатом. Дикий арбуз прославился тем, что в пустыне
поил своим соком всех жаждущих, в сухих и жарких областях его называют
напитком пустынь.
В России до 17 века об арбузе почти ничего не знали, а после его стали
ввозить из-за границы. Сырыми их тогда не ели, а долго вымачивали
дольками и варили с перцем и острыми пряностями.
Я начала свою работу с того, что изучила литературу, собрала
информацию о происхождении арбуза, как он впервые попал в Россию, где и
как данная культура выращивается.
Арбуз – однолетнее травянистое растение с ветвящимся стелющимся
стеблем длиной до 2 - 3 метров и более. Родиной является Южная Африка,
откуда арбуз постепенно широко распространялся в странах с тропическим и
субтропическим климатом. Дикий арбуз прославился тем, что в пустыне
поил своим соком всех жаждущих, в сухих и жарких областях его называют
напитком пустынь.
В России до 17 века об арбузе почти ничего не знали, а после его стали
ввозить из-за границы. Сырыми их тогда не ели, а долго вымачивали
дольками и варили с перцем и острыми пряностями.
Я начала свою работу с того, что изучила литературу, собрала
информацию о происхождении арбуза, как он впервые попал в Россию, где и
как данная культура выращивается.
Арбуз – однолетнее травянистое растение с ветвящимся стелющимся
стеблем длиной до 2 - 3 метров и более. Родиной является Южная Африка,
откуда арбуз постепенно широко распространялся в странах с тропическим и
субтропическим климатом. Дикий арбуз прославился тем, что в пустыне
поил своим соком всех жаждущих, в сухих и жарких областях его называют
напитком пустынь.
В России до 17 века об арбузе почти ничего не знали, а после его стали
ввозить из-за границы. Сырыми их тогда не ели, а долго вымачивали
дольками и варили с перцем и острыми пряностями.
Я начала свою работу с того, что изучила литературу, собрала информацию о происхождении арбуза, как он впервые попал в Россию, где и как данная культура выращивается.
Арбуз – однолетнее травянистое растение с ветвящимся стелющимся стеблем длиной до 2 - 3 метров и более. Родиной является Южная Африка, откуда арбуз постепенно широко распространялся в странах с тропическим и субтропическим климатом. Дикий арбуз прославился тем, что в пустыне поил своим соком всех жаждущих, в сухих и жарких областях его называют напитком пустынь. В России до 17 века об арбузе почти ничего не знали, а после его стали ввозить из-за границы. Сырыми их тогда не ели, а долго вымачивали дольками и варили с перцем и острыми пряностями.
Биологические особенности бахчевых культур.
Дыня и арбуз –  это тепло и светолюбивые бахчевые культуры.
   У арбуза встречаются три типа цветка — мужской, женский и гермафродитный — цветок женского типа с недоразвитыми пыльниками. У большинства сортов на одном растении образуются мужские и гермафродитные или женские цветки, т. е. растения арбуза являются однодомными.  Плод — многосемянная ягодообразная тыквина, разнообразная по размеру, форме, окраске, рисунку и толщине коры, с различной по структуре, окраске и другим свойствам мякотью, с разнообразными по форме, размеру и окраске семенами.
Агротехника возделывания
Агротехника: Для успешного выращивания арбузов необходимо соблюдать основные правила агротехники. Для получения быстрых и дружных всходов семена сортируют. Для этой же цели применяют замачивание семян в течение суток в теплой воде 30—35° или комнатной температуры. Посев арбуза проводят, когда почва на глубине 10—12 см прогреется до 12—13°. На легких почвах крупносеменные сорта арбуза высевают на глубину 6—9 см, мелкосеменные — 4—6 см. Схемы посева и площади питания от 1 до 6 м, зависят от сорта, типа почвы, климатических условий. Семена высевают различными способами — рядовым, квадратным, квадратно или прямоугольно-гнездовым и ленточным. Отсюда и схемы посева довольно разнообразны. При первой прополке растения прореживают, оставляя примерно двойное их количество от нормы. При второй прополке проводят окончательное прореживание. Свежая продукция арбуза поступает в течение 2—2,5 месяца.
Болезни и вредители.
Мучнистая роса.На верхней, а затем и на нижней стороне листа и на стебле проявляются небольшие белые мучнистые пятна. В дальнейшем, пораженные листья желтеют и отмирают, а при сильном развитии болезни - поражаются и плоды.  Оливковая пятнистость. На стеблях болезнь проявляется в виде язвочек, на листьях образуются бурые пятна. На плодах появляются маслянистые пятна, которые затеи превращаются в язвочки светло-коричневого цвета со спороношением гриба оливкового цвета. На границе здоровой и больной ткани выделяется студенистая жидкость. Пораженные завязи гибнут, а плоды теряют товарные качества. Антракноз. На листьях образуются желтовато-бурые, округлые, довольно крупные пятна. На черешках, стеблях и плодах появляются вдавленные пятна в виде язв с розовым налетом. При поражении прикорневой части стебля растения часто погибают. Развитию болезни способствует высокая влажность воздуха и температура. Антракноз характерен для тепличных растений, в открытом грунте встречается редко.
Опыт проводился на учебно-опытном участке МКОУ Истобинская СОШ
Во время опыта использовался
Арбуз сорта: «Огонёк»
Площадь: 4*4 м2 Почва: черноземы
Засорённость: низкая
Размер делянки – 4 кв. м.
Количество делянок- 4
Число рядов в делянке – 2
Расстояние между лунками – 40-50 см.
Ширина междурядий – 70 см.
Общая площадка под опытом - 16 кв. м.
Удобрения: органические (перегной); минеральные (мочевина, сульфат аммония, суперфосфат двойной, калийная соль) Графическая схема опыта


Подготовка почвы
Перед посадкой мы насыпали на каждый метр грядки по ведруперегноя. Разметили лунки на расстоянии 40—50 см друг от друга, в один ряд. Хорошо полили грядки теплой (не менее 25 градусов) водой и посадили по 2 семечка в лунку на расстоянии 4— 5 см друг от друга. Глубина заделки семян 5—6 см.
Подготовка семян Перед посадкой семена завернули в влажную тряпочку и положили в емкость .Посев семян Подготовленные семена посадили в почву на глубину 10 см, на расстоянии между растениями и рядами 70 см.
Уход
При появлении всходов примерно через неделю провели полив растений теплой водой. Через три недели после появления всходов провели первую подкормку азотными удобрениями (20 г аммиачной селитры на 10 л воды; 2 л раствора на лунку), вторую – в фазе бутонизации. После внесения удобрений землю полили. Поливали очень осторожно, стараясь не смачивать подсемядольное колено растений и листья.
Календарный план работ по проведению опыта.
№ Дата Наименование работ
1 5 мая
Выравнивание почвы, рыхление, прополка.
2 11 мая Замачивание семян.
3 15 мая Посев замоченными семенами
3 по необход. Прополка.
4 по необход. Рыхление почвы.
5 по необход. Полив.
6 11 июня
7августа Подкормка раствором комплексного удобрения .
7 10 августа Удаление поврежденных и увядших листьев.
8 3 сент. Уборка и учёт урожая.
Фенологические наблюдения.
№ Содержание наблюдений Арбуз
1. Посев 15 мая
2. Всходы 23 мая
Выводы и предложения по опыту.
Плоды арбуза — продукт универсального использования и отличаются высокими питательными, вкусовыми и диетическими свойствами.
Арбузы выросли разного размера( до 5 кг), очень сладкие и вкусные. Этому поспособствовало несколько причин: во-первых, благоприятные условия жаркого лета 2016 года; во-вторых, соблюдение всех правил посадки, ухода и выращивания растений;
Своим друзьям, которые заинтересуются выращиванием южного плода на своём огороде, мы хотим посоветовать:
Выбирайте сорт, рекомендованный для выращивания в вашей местности;
Умеренно поливайте растения в утренние или вечерние часы тёплой водой, стараясь не попадать на листья, капли воды могут вызвать ожог растения;
Во время проводите подкормки, особенно растения нуждаются в питании в период наливания плодов;
Соблюдение этих правил позволит вырастить южные экологически-чистые
плоды – арбузы
Заключение
Мы живем в 21 веке – веке огромных возможностей, где востребован образованный человек. Овладевая, предметной компетентностью, подрастающему поколению необходимо овладеть и социальной компетентностью, т.е. сформировать способность использовать приобретенные знания и опыт практической и творческой деятельности человека для решения практических задач реальной жизни. Участвуя в этом проекте, мы постарались доказать, что соблюдая все агротехнические приемы возделывания таких теплолюбивых культур как арбузы можно получить эти вкусные, сладкие, радующие глаз «ягоды». При работе над проектом самым главным было правильно выбрать сорт арбузов. Интересно было наблюдать за ростом и развитием арбузов и увеличением плодов. Наш проект можно использовать и как дополнение к учебному материалу по внеклассной работе, по изучению многих учебных тем по географии, биологии, окружающему миру, природоведению. Например, таких как: «Разнообразие, распространение, значение растений»; «Видоизменение побегов»; «Цветок»; «Семейство Тыквенные»; «Почва»; «Условия прорастания растений» и т.д.Список литературы
Большая Российская энциклопедия т. 2 – Москва, Научное издательство. «Большая Российская энциклопедия», 2005 г., 766 с.
Лебедева А. «Секреты тыквенных культур», 2000 г., с. 224.
Курдюмов Н. «Умная бахча для всех», 2011 г., с. 45.
Горовая Т. «Как вырастить арбуз и дыню в средней полосе России», 2004 г., с. 96.
Сыч З.Д. «Арбузы и дыни», 2002 г., с. 78.
Деревянко Е. «Украшения из фруктов и овощей», 2010 г., с. 93.
http://www.watermelons.ru/raising.html
http://arbuz-melon.ru/
http://ovoschi-i-frukty.ru
http://ogorodnikoff.omne.ru
http://ru.wikipedia.org/
Приложение