Методическая разработка внеклассного мероприятия Волшебные приключения в музыкальном царстве«Звукландия»
Технологическая карта открытого урока
Преподаватель, учитель музыки высшей категории
Хабирова Елена НасимовнаМБОУ ДМШ им. М.Хисматуллина , МБОУ СОШ№1 села Иглино, Иглинского района
Республика Башкортостан Учебный предмет: музыка
Класс: 5
Автор УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка5 класс »
Тема урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах .
Тип урока: комбинированный, углубление и расширение темы.
Цель: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия родной природы , побудить детей к размышлению о том, какое воздействие оказывает музыка на человека .
Задачи:
Формирование предметных УУД:
а) исполнять музыкальные произведения (пение, музыкально-пластическое движение);
б) соотносить выразительные и изобразительные интонации;
в) общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов;
г) воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, рисуках);
д) эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Формирование познавательных УУД:
а)развивать умение размышлять , сравнивать,обобщать.
б) строить сообщения в устной форме;
в) устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование коммуникативных УУД:
а) воспринимать различные точки зрения;
б) строить монологическое высказывание;
в) владеть диалогической формой речи;
Формирование регулятивных УУД:
а) организовывать свои действия: ставить перед собой цель;
б) планировать работу в соответствии с поставленной задачей;
в) оценивать правильность выполненного действия.
Формирование личностных УУД:
а) ориентироваться в нравственном содержании и смысле
б) формировать любовь и бережное отношение к окружающему миру
в) развивать этические и эстетические чувства
г) формировать интерес к обучению.
Оборудование :Портреты композиторов Э.Грига , В.А.Моцарта
Репродукции картин :
Челноков «Рассвет на Москве- реке», П.Стронский «Рассвет
на Москве- реке».
Компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано.
Музыкальное оформление: фрагмент из 2 части симфонии «Юпитер»
Моцарта, пьеса «Утро» Э. Грига, скрипичные фантазии Ванессы Мей ,аудиозапись рассказа Паустовского «Старый повар».
Рассказы К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
«Старый повар»
Оборудование для учащихся: краски, кисточки, альбом.Словарь эстетических эмоций. В.Ражников.
Эпиграф к уроку на экране:
«Поделись живыми снами,
Говори душе моей,
Что не выскажешь словами
Звуком на душу навей»
А.Фет.
Ход урока :
1)Организационный момент:
Приветствие , вход детей под музыку
2) Постановка темы урока.
Учитель : продолжая тему четверти, сегодня мы поговорим с вами о музыке и литературе. В литературе звучит все многообразие музыки: музыка природы, музыка времен года, грустные и веселые песни, музыкальные инструменты. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и даже романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой в форме песен ,романсов, опер, но и находится среди важнейших тем литературы.
3) Повторение изученного.
Вспомните, в каких произведениях вы уже встречались с музыкой и музыкантами?
Дети : басня Крылова «Квартет»,белорусская сказка «Музыкант –чародей»
Учитель :а с какими музыкальными произведениями или музыкальными инструментами из этих литературных произведений вы познакомились?
Дети: «Квартет» Бородина А.П., « Мелодия» А.Аладова……..
4) Изучение нового материала:
Учитель : в рассказах музыка является «главным действующим лицом». Она часто звучит в произведениях одного из самых «музыкальных» наших писателей- Константина Георгиевича Паустовского (портрет на экране). Думаю , что некоторые из вас уже знакомы с его рассказами . сегодня я предлагаю вам познакомится с двумя из них.
Рассказ «Корзина с еловыми шишками» рассказывает нам об основоположнике норвежской музыки- Эдварде Григе( показ портрета на экране)
Сейчас мы познакомимся с событиями этого рассказа , я зачитаю вам только фрагмент, а вы внимательно слушайте:
Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.
Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.
Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.
Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.
Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.
– Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.
– Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка.
Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.
– Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
– У меня есть старая мамина кукла, – ответила девочка. – Когда-то она закрывала глаза. Вот так!
Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва.
– А теперь она спит с открытыми глазами, – печально добавила Дагни. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.
– Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
Дагни даже всплеснула руками.
– Ой, как долго!
– Понимаешь, мне нужно ее еще сделать.
– А что это такое?
– Узнаешь потом.
– Разве за всю свою жизнь, – строго спросила Дагни, – вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?
Григ смутился.
– Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.
– Я не разобью, – умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав. – И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с нее пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.
«Она совсем меня запутала, эта Дагни», – подумал с досадой Григ и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми:
– Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом.
Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых.
Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:
– Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много денечек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?
– Хагеруп, – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдете к нам? У нас сеть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодха. Дедушка позволит вам взять ее в руки.
– Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!
Григ пригладил волосы девочки и пошел в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки.
«Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».
* * *
В Бергене все было по-старому.
Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.
Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.
Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.
Тогда в тишине еще долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сестрами.
Григ, откинувшись, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.
Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода. Капли твердили, что время не ждет и надо бы поторопиться, чтобы сделать все, что задумано.
Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца. Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.
Вскоре пошел снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.
Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык.
Звучит музыка Э.Грига «Утро». Дети слушают музыку.
Учитель:скажите, какими красками можно нарисовать прозвучавшую музыку?
Ученики :Сначала нежные бледные, затем- яркие , насыщенные – дети отвечают опираясь на предложенные таблицы.
Учитель :дайте характеристику музыкальной речи, средствам музыкальной выразительности по словарю эстетических эмоций.
Дети отвечают опираясь на словарь .Учитель : О волшебной силе музыки , о ее роли судьбе героев – вымышленных и подлинных повествуется в рассказах, К.Г. Паустовкого . А кому из вас интересно, чем закончилось знакомство Э.Грига с маленькой девочкой Дагни Педерсен? Об этом вы узнаете, прочитав до конца рассказ
«Корзина с еловыми шишками».
-Звуки музыки – то назойливо громкие, то исполнение живого страдания, то нежные, и задумчивые- помогают писателю сказать в своем, порой неподвластных словесному выражению, о душевном состоянии героя или смысле происходящего события.
Звучит аудиозапись рассказа Паустовского «Старый повар» и фрагмент из 2 части симфонии«Юпитер» В. Моцарта . (дети слушают )
Учитель: каковы ваши впечатления от рассказа?
А от прослушанной музыки? Каково ее воздействие ? Как музыка повлияла на умирающего старика?
Ответы детей – музыка заставляет задуматься. Она принесла умирающему старику «подпору и утешение» в последние минуты жизни.
Учитель : какая музыка может принести «подпору и утешение»?
Дети :только хорошая, красивая, великая музыка.
Учитель : каков главный смысл рассказа?
Дети : музыка помогает людям в любых обстоятельствах, она оказывает преобразующее воздействие на душу человека , она делает его мудрее, терпимее.
5) Использование творческого задания «Рисуем музыку».
Учитель : попробуем при помощи красок и кисти нарисовать услышанную музыку «Скрипичная фантазия Ванессы Мей». Сейчас звуки у нас превратятся в краски. Прослушаем фрагмент.
Какими красками можно изобразить звуки?
Дети: в начале серые, голубые, затем красные ,желтые.
Учитель : Предлагаю нанести фон на альбомный лист. Линии в мелодии –это линии в рисунке. Какие линии будут преобладать в нашем рисунке на нанесенном фоне ? (плавные, волнообразные, прямые, резкоизогнутые)
Какого цвета будет эти линии определите сами и нанесите на фон. Не отчаивайтесь, что краски расплываются, ведь и в музыке не всегда бывают резко очерченные границы.
Дети выполняют задание на альбомном листе, проявляя свое творческое мышление, фантазию.
Учитель : отложите свои работы, и подумайте, чем схожи и в чем различны были два прослушанных произведения?
Ответы детей
Учитель: Писатель Паустовский как будто возвращает нас в те времена , когда сила музыки была столь велика, что могла заставить увидеть в один миг всю свою жизнь. Связь музыки с жизнью мы наблюдаем всюду. И сколько бы не прошло времени , музыка всегда будет затрагивать души людей, волновать и радовать, призывать к добрым человеческим чувствам и поступкам. И оттого, что музыка живет в тесном содружестве , рождается самый популярный музыкальный жанр-Песня.
6)Развитие интонирования и музыкального слуха.
Учитель : а сейчас вспомним с вами песню, в которой красивая музыка сочетается с добрыми стихами. Исполнить ее нужно так, что бы все гости в классе вместе с нами мысленно совершили путешествие в будущее, в «Прекрасное далеко».
Дети исполняют песню муз . Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина «Прекрасное далеко», под аккомпанемент учителя на фортепиано.
7)Подведение итогов урока , саморефлексия.
Учитель : подводя итог нашего урока ,ответьте на вопрос что было бы с литературой, если б не было музыки?
Дети: не существовало бы многих литературных произведений, или глав, в которых рассказывается о музыке и музыкантах.
Какой воздействие оказывает музыка на человека?
Дети: заставляет страдать и радоваться, вспоминать, побуждает писателей и поэтов рассказывать о ней в своих литературных произведениях.
Учитель : в заключении хочу порекомендовать вам список литературы для внеклассного чтения. В этих произведениях вы еще раз встретитесь с музыкой и музыкантами, и возможно, по новому будете восприниматоь все происходящие там события. Советую – почитайте и послушайте в интернете!
Приложение раздается детям на руки .
Приложение:
Белорусская народная сказка «Иванка- простачок»
Белорусская народная сказка «Волшебная дудка»
Карельская сказка « Матти- весельчак»
Латышская сказка «Волшебная стабуле»
Грузинская сказка «Чонгурист»
Узбекская сказка «Юноша с карнаем»
Казахская сказка «Мастер Али»
Чешская сказка «Гонца и скрипка»
Китайская легенда «Музыкант Вэнь»
В.Одоевский « Городок в табакерке»
И . Крылов. Басни «Квартет», «Осел и соловей», «Кошка и соловей», «Кукушка и петух»
И . Тургенев «Певцы»
А. Гайдар «Судьба барабанщика»
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Струна», «Старый повар», «Поводырь», «Беглые встречи»., «Поводырь», «Тост», «Молитва мадам Бове», «Повесть о моей жизни»