Положение об учебно-опытном участке


Положение об учебно-опытном участке СКОУ «СОШ №3 г. Калача-на-Дону»
Назначение школьного учебно-опытного участка.
Учебно-опытный участок (УОУ) создается в МКОУ «СОШ № 3г. Калача-на-Дону»» для проведения в I-XI классах учебных занятий в соответствии с программой по учебным предметам (окружающая среда, биологии, экологии, технологии). На УОУ также проводится внеклассная опытническая, исследовательская и природоохранная работа, работа по организации общественно-полезного, производительного труда школьников и заготовки раздаточного и демонстрационного материала для применения на уроках.
Функционирование учебно-опытного участка школы позволяет решать комплекс образовательных задач:
совершенствование знаний учащихся по названным выше дисциплинам, ознакомление учащихся с главными сельскохозяйственными и физиологическими процессами, основными биологическими и экологическими понятиями;
развитие интереса учащихся к профессиям, связанным с природой, сельским хозяйством, биологией и экологией;
обеспечение тесной связи основ биологических наук с трудом, заготовка дидактического материала для применения на уроках;
формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории;
формирование у школьников ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее сохранению и улучшению, формирование у учащихся экологической культуры – уважение к законам природы, умение соотносить с ними свое поведение и хозяйственную деятельность;
приобщение учащихся к самостоятельному поиску, выработка пунктуальности, совершенствование практических и организаторских навыков;
выработка определенных умений и навыков, необходимых для работы с землей, привитие учащимся навыков выращивания и ухода за растениями;
знакомство учащихся с основными видами культурных, декоративных, лесных и лекарственных растений.
На школьном учебно-опытном участке организуется работа в соответствии с требованиями учебных программ.
Организация работы учащихся на школьном УОУ.
Практические работы и опыты, указанные в программе по биологическим дисциплинам, обязательные для всех учащихся, проводятся на УОУ по расписанию, утвержденному директором школы, согласно плану учебно-воспитательной работы школы.
Учащиеся работают на закрепленной делянке, обеспечивая систематический уход за растениями. Для работы на участке из учащихся каждого класса формируются группы по 5- 15 человек.
Темами опытнической работы учащихся могут быть: правила подготовки к посеву и посев семян, черенкование, производство и высадка рассады, пикировка растений, прополка и полив гряд, ознакомление учащихся с методами управления роста и развития растений; выявление более эффективных агротехнических приемов выращивания растений; определение доз и сроков внесения различных удобрений; опыты по сортоиспытанию; опыты по экологии и природоохранная работа.
В осенне-весенний период работ, а также во время летней трудовой практики учащиеся обязаны отработать на пришкольном участке время, установленное данным Положением по графику, составленному ответственным за пришкольный участок и утвержденному директором школы:2 класс – 5 дней по 1 часу;
3 класс – 5 дней по 1 часу;
4 класс – 5 дней по 1 часу;
5 класс – 12 дней по 2 часа;
6 класс – 12 дней по 3 часа;
7 класс – 14 дней по 3 часа;
8 класс – 16 дней по 3часа;
9 класс – 18 дней по 3часа;
10 класс – 21 день по 4 часа;
11 класс – 10 дней по 2 часа.
От прохождения летней трудовой практики освобождаются приказом директора школы учащиеся: по состоянию здоровья на основании медицинского заключения.
Режим труда учащихся на пришкольном участке устанавливается с учетом правил по технике безопасности (инструктивное письмо Министерства просвещения от 14 августа 1981 года № 243). Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности.
Во время работы на пришкольном участке учащиеся обеспечиваются всем необходимым оборудованием и средствами защиты
Структура пришкольного учебно-опытного участка
На пришкольном учебно-опытном участке МКОУ «СОШ № 3 г. Калача-на-Дону» организованы следующие отделы: отдел начальных классов, отдел биологии, цветочно-декоративный отдел, отдел древесно-кустарниковых пород.
В цветочно-декоративном отделе выращиваются двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения, с ними ставятся опыты и рассматриваются различные типы декоративного озеленения.
В отделе биологии выращиваются разнообразные виды растений, необходимые при изучении курса ботаники.
Отдел начальных классов состоит из делянок, на которых учащиеся выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения, в соответствии с программой по трудовому обучению и окружающей среде. Проводятся элементарные опыты.
В дендрологическом отделе создается коллекция древесных и кустарниковых растений.
Соотношение отделов определяется руководителем школы совместно с учителями биологии, экологии и начальной школы, может быть различным в зависимости от избранного направления в работе, от количества учащихся, привлекаемых к работе.
Выбор культур для выращивания в тех или иных отделах учебно-опытного участка школы определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, природно-климатическими условиями, условиями школы и т.д.
В подсобных помещениях УОУ хранится сельхозинвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочным материалом. В непосредственной близости от подсобных помещений устанавливается противопожарный инвентарь, умывальник с мылом. Удобрения хранятся в специальной таре с четкими надписями.
УОУ обеспечивается сельхозинвентарем в соответствии с типовым перечнем учебно-опытных пособий и учебного оборудования.
Виды занятий и организационных форм на УОУ.
Школьный учебно-опытный участок /по Н.М. Верзилину/ - это кабинет биологии под открытым небом для проведения уроков, практических занятий, опытов и наблюдений. Занятия на участке могут иметь следующие формы:
1. Уроки: методически проводятся так же, как в классе, но с применением натуральной наглядности.
2. Практические занятия: организуются в соответствии с темой урока.
3. Уроки-экскурсии: могут проводиться одновременно по нескольким темам в течение одного занятия.
4. Работы по основам сельскохозяйственного труда.
5. Выполнение заданий во время весенних и осенних занятий, практикумов, летних работ.
6. Работа кружка юных натуралистов и лесоводов.
7. Работа по сбору и заготовке раздаточного материала к урокам.
Примерная схема практических занятий: обобщение знаний, раскрывающих цель работы; инструктаж с показом правильных приемов работы; выполнение работы учащимися, указание недостатков в работе; подведение итогов практической работы.
Основные направления деятельности учащихся на участке: выращивание растений, наблюдения за их ростом и развитием, проведение опытов в соответствии с программами обучения по предметам (окружающая среда, биология, экология) и факультативных курсов.
Тематика опытов и исследовательских работ, реализуемых на пришкольном учебно-опытном участке:
1.Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие.
2.Размножение и выращивание растений на учебно-опытном участке.
3.Растения — основной источник витаминов.
4.Охрана растений. Озеленение школы и своего населенного пункта. Уход за растениями.
5.Ознакомление с почвообразующей деятельностью дождевых червей.
6.Ознакомление с правилами сбора растений для изготовления раздаточного материала.
7.Фенологические наблюдения за жизнью растений — представителей различных отделов.
8.Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Определение растений.
9.Фенологические наблюдения: организация наблюдений, ведение календаря природы
10.Черенкование растений.
11.Строение почек, расположение их на стебле. Определение типа листорасположения, жилкования. Рассматривание кожицы и основной ткани листа.
12.Определение всхожести семян, их подготовки к посеву, посев.
13.Рассматривание внутреннего (макроскопического) строения ветки дерева. Определение возраста ветви (ствола) по спилу.
14.Влияние подкормки на рост и развитие декоративных растений.
15.Модификационная изменчивость .16.Влияние вирусов, насекомых-вредителей грибов-паразитов на урожайность плодовых культур.
17.Муравьи школьного сада
18.Уход за комнатными растениями. Ознакомление с выращиванием растений в теплице. Взаимосвязь строения и функций корня и побега. Охрана растений.
19.Описание местоположения участка.
20.Измерение температуры воздуха, определение направления ветров. Построение графика температуры воздуха за месяц. Наблюдение облачности и осадков
21.Выявление особенностей строения насекомых и птиц в связи с полетом.
22.Уход за комнатными растениями (размещение растений с учетом их требований к свету и теплу, полив, минеральная подкормка, рыхление почвы, удаление пыли с листьев и др.). Черенкование комнатных растений. Проращивание семян. Определение всхожести семян культурных растений.
23.Осенне–весенние работы на учебно-опытном участке и в районе школы (обработка почвы, посев и посадка, подготовка посевного материала).
Документация учебно-опытного участка.
Режим труда учащихся на пришкольном участке устанавливается с учетом Положения об организации общественно полезного труда, Правил по технике безопасности при работе на участке. Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. Ответственный за учебно-опытный участок разрабатывает учебно-производственный план участка. План работы УОУ рассматривается на педсовете и утверждается директором школы.
Планом работы УОУ определяются:
учебно-воспитательные задачи работы на участке;
анализ работы за предыдущий год;
задачи работы на новый учебный год;
общая характеристика учебно-опытного участка (площадь участка; основные отделы, обеспечивающие учебную и внеклассную работу учащихся; система обработки УОУ; удобрения, обеспечивающие повышение плодородия почвы и выращивание высоких урожаев; перечень растений;
краткая характеристика почвы, наличие изгороди, возможность орошения;
инструктивно-практические работы, которые будут выполнены учащимися в соответствии с программой по биологическим дисциплинам;
опытническая работа по отделам, тематика опытнической и исследовательской работы;
материальное обеспечение работы на участке: определение потребности в сельскохозяйственном инвентаре и оборудовании, в посадочном материале, удобрениях, ядохимикатах, семенах и т.д.;
график проведения уроков и практических занятий на УОУ в течение учебного года и в период летних каникул;
обеспечение руководства педагогическими кадрами в весенне-летне-осенний период работы (закрепление ответственных за работу на участке учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, графики их работы, в том числе в каникулярное время);
использование материалов опытно-практической работы и продукции, выращенной на УОУ для оборудования кабинетов (перечень наглядных пособий, планируемых для изготовления в порядке летних заданий по биологии и других уроках), для питания учащихся в школьных столовых, для хозрасчетной деятельности;
формы подведения итогов работы.
К плану работу прилагается положение об УОУ, план-схема участка, журнал учета работы учащихся на участке, паспорт УОУ, дневники опытов.
Руководство УОУ.
Директор школы несет ответственность за состояние УОУ, осуществляет общее руководство работой на пришкольном учебно-опытном участке.
Директор вместе с заместителем по воспитательной работе определяет обязанности педагогов и вспомогательного персонала по обеспечению занятости учащихся на УОУ, материальное обеспечение работ на УОУ, привлечение шефствующих предприятий, родителей для оказания помощи в благоустройстве и выполнении работ на учебно-опытном участке.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе обязан осуществлять учебно-воспитательную работу на учебно-опытном участке.
В начальной школе руководство работой на УОУ осуществляет заместитель директора по начальной школе, или лицо, приравненное к нему.
Заместитель директора по хозяйственной части отвечает за своевременное обеспечение УОУ инструментами, посевным и посадочным материалом, удобрениями, водой для полива растений, организует охрану УОУ.
Для непосредственного руководства школьным УОУ директор назначает заведующего участком из числа преподавателей биологии, экологии, географии, руководителей кружков. Заведующим УОУ может быть назначено лицо, не являющееся педагогом, но имеющее соответствующее (биологическое, агрономическое) образование и опыт работы с детьми.
Преподаватель, заведующий школьным УОУ, может быть освобожден, по его желанию, от обязанностей классного руководителя.
Заведующий УОУ несет непосредственную ответственность за состояние участка и содержание работы на нем; организацию работ учащихся; обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности; принимает меры по обеспечению участка посадочным материалом, необходимыми инструментами и оборудованием; инструктирует работников, привлекаемых к работе на участке. Материальные ценности, необходимые при организации работы на участке, находятся на ответственном хранении у заведующего УОУ.
По окончании работ на УОУ заведующий составляет отчет об итогах работы на участке.
Работа учащихся на УОУ проводится под руководством учителей биологии, экологии, учителей начальной школы, с привлечением классных руководителей, руководителей кружков.
Педагогические работники, привлекаемые к руководству работой учащихся на УОУ, обучают их правильным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасностью эксплуатации оборудования, инвентаря.
Младший обслуживающий персонал школы также обязан работать на участке в пределах рабочего времени, в основном выполняя более тяжелые работы.
Общее наблюдение за сохранностью участка, выдачу инструментов, уборку их после работы, целесообразно поручить техническому служащему.