Психолого-педагогическая коррекция свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи
Коробейникова Елена Юрьевна
Магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» г.Челябинск
г.Челябинск
Ул. Ш. Металлургов 59-3
Тел. 8-951-777-69-85
elena.Korobeynikova.74@mail.ruПсихолого-педагогическая коррекция свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи
Аннотация: На современном этапе развития образования острой становится проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. Проблема развития внимания и деятельности актуальна тем, что эти процессы являются неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это в свою очередь требует совершенствования развития закономерностей всей системы психических процессов.
Ключевые слова: внимание, свойства внимания, старшие дошкольники с проблемами речи, моделирование, психолого-педагогическая коррекция.
Раздел (02): психология
В настоящее время дошкольники с проблемами в речевом развитии составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Проблема психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи сегодня является актуальной, поскольку под влиянием разных видов деятельности у ребенка в дошкольный период развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем, переключение и распределение. Развитие внимания протекает в дошкольном возрасте очень активно, происходят серьезные структурные изменения в психологическом механизме внимания, которые подготавливают ребенка к следующему уровню психического развития. Целенаправленное воспитание внимания в соответствии с учетом психологических закономерностей обеспечивает более быстрый и благоприятный переход к школьному обучению [2].
Актуальность исследования обусловлена необходимостью реализации программы психолого – педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи.
Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным – можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Изучение качественных характеристик внимания старшего дошкольника особенно актуальный вопрос, т.к. особенности внимания определяются с целью установления степени готовности к обучению в школе [2].
Изучению проблемы свойств внимания посвящены работы Ланге Н.Н., Лурия Е.Д., Павлова И.П., Рибо Т., Сеченова И.М., Снежневского А.В., Ухтомского А.А., Хомской А.Р. и др. (физиологические основы внимания), Баскаковой И.Л., Волокитиной М.П., Гальперина П.Я., Гильбуха Ю.3., Гоноболина Ф.Н., Кабыльницкой С.Л, Корчемлюк О.М., Левитиной С.С., Матюхиной М.Ч., Мелеховой Т.А., Мирютиной Т.М., Петровского А.В., Черепановой Е.М., (прикладные и возрастные аспекты проблемы внимания).
Большие исследования проводились по вопросам функционального значения внимания, связи внимания с другими психическими процессами.
Однако, несмотря на имеющиеся исследовательский вклад в изучение данной проблемы, крайне мало работ по изучению развития и коррекции свойств внимания в старшем дошкольном возрасте у детей с проблемами речи и до конца они не изучены. Это подчеркивает актуальность данной проблемы, что и определило выбор темы нашего исследования: «Психолого-педагогическая коррекция свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи.
Объект исследования: внимание старших дошкольников с проблемами речи.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи.
Гипотеза исследования: уровень развития свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи может измениться при проведении психолого-педагогической коррекции, включающей комплекс игр и упражнений, направленных на развитие внимания и речи.Задачи:
1. Изучить состояние проблемы коррекции свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности проявления свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи;
3. Разработать модель коррекции свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи;
4. Определить этапы, методы, методики исследования;
5. Дать характеристику выборки и проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
6. Разработать и реализовать программу программу психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи;
7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования;
8. Дать психолого-педагогические рекомендации по коррекции свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи педагогам и родителям;
9. Внедрить результаты исследования в практику.
Методы исследования:
1) теоретические методы исследования: анализ литературы; обобщение; синтез; моделирование.
2) эмпирические методы исследования: тестирование; констатирующий и формирующий эксперименты.
3) методы статистической обработки данных Т-критерий Вилкоксона.
Методики исследования:
методика «Запомни и расставь точки» (Немов Р. С.),
методика «Проставь значки» (Семаго Н. Я., Семаго М. М.),
методика «Найди и вычеркни» (Немов Р.С.)
Базой нашего исследования являлся МКДОУ ДС № 27 «Улыбка» общеразвивающего вида Еманжелинского муниципального района Челябинской области старшая дошкольная группа. Возраст детей 5-6 лет. В группе 24 ребенка.
Мы изучили состояние проблемы психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников и пришли к выводу, что внимание – это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте. Этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Внимание в своей простой форме выступает как примерный рефлекс «что такое?». Оно имеет внешние и внутренние проявления – напряженную позу, сосредоточенный взгляд, учащение сердцебиения, дыхания. Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств [2].
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы сделали вывод, что внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрированностью, переключаемостью, распределением и объемом.
Высокий уровень сформированности этих свойств обеспечивает условия успешного освоения разнообразных видов деятельности. Низкий уровень какого-либо свойства может быть преградой к постижению какой-либо деятельности или влиять на качество ее выполнения. Особенно наглядно это выражается в учебной деятельности, недостаточное формирование каких-либо свойств внимания является серьезной преградой в обучении ребенка.
Далее мы изучили особенности проявления свойств внимания старших дошкольников. Исследовав и проанализировав литературу сделали вывод, что по имеющимся в науке данным, анатомо-физическое развитие шестилетних детей достигает уровня, требуемого учебной деятельностью. Но организм ребенка в этом возрасте интенсивно развивается, что требует создания для него соответствующих условий. Шестилетний ребенок быстро утомляется и поэтому нуждается в соответствующем режиме работы. Следует также учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Физическое развитие дошкольника требует не только постоянного внимания воспитателя, но и систематического наблюдения врача. Надо помнить, что у ребенка возникает целый ряд серьезных трудностей. Прежде всего, у него устанавливается новый распорядок жизни: вставать в определенное время, на занятиях сидеть спокойно, выполнять разные задания и в детском саду, и дома. Поэтому воспитатель должен не только предъявлять к детям необходимые требования, но и помогать им, поощрять и поддерживать их [7].
Мы теоретически обосновали модель коррекции свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи, представили модель в виде трех блоков: диагностический; формирующий и блок оценки эффективности мероприятий. Составили схему целеполагания (дерево целей). Для теоретического обоснования психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи был использован метод теоретического моделирования – опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель).
При построении моделей и проведении моделирования психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников используем метод целеполагания.
Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи.
Метод целеполагания – это система процедур формирования “древа целей”. Разработка осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по таким правилам: декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступить к ее реализации без дальнейших пояснений.
Модель (HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Французский язык"фран. Modèle, от лат. Modulus — «мера, аналог, образец») — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе, это упрощённое представление реального устройства или протекающих в нём процессов, явлений.
Моделирование – это исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.Моделирование в психологии – это создание формальной модели психического или социально-психологического процесса, то есть формализованной абстракции данного процесса, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного исследователя, моменты с целью его экспериментального изучения либо с целью экстраполяции сведений о нём на то, что исследователь считает частными случаями данного процесса.Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможности ребенка в обучении, поведении, отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов. В нашем случае психолого-педагогическую коррекцию свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи.
Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов [3, с. 193].
«Дерево целей»
Генеральная цель: провести психолого-педагогическую коррекцию свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи.
1. Изучить коррекцию свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи.
1.1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
1.2. Определить психологические особенности проявления свойств
внимания старших дошкольников с проблемами речи.
1.3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции
свойств внимания старших дошкольников .2. Изучить исследование состояния свойств внимания старших
Дошкольников с проблемами речи.
2.1. Изучить организацию экспериментального исследования.
2.2. Изучить характеристику выборки и анализ результатов исследования.
3. Изучить опытно-экспериментальное исследование психолого-
педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи.
3.1. Изучить программу психолого-педагогической коррекции свойств
внимания старших дошкольников с проблемами речи.
3.2. Проанализировать результаты опытно-экспериментального
исследования.
3.3. Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции
свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи педагогам и родителям
Далее мы представляем модель психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи:
Диагностический блок включает в себя систему методик, позволяющих выявлять уровни свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи.
Основной целью данного блока является диагностика уровней свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи.
В своей работе мы используем следующие методики:
1. Методика «Найди и вычеркни» Немова Р.С. для выявления уровня устойчивости внимания;
2. Методика «Запомни и расставь точки» Немова Р.С.предназначена для диагностики объема внимания;
3. Методика «Проставь значки» Семаго Н.Я. и Семаго М.Л. для исследования переключения внимания.
Коррекционный блок включает в себя специально разработанные игры и упражнения, ориентированные на создание психолого-педагогических условий для успешного развития свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи.
Основной целью данного блока является психолого-педагогическая коррекция свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи.
В своей работе мы использовали комплекс игр и упражнений, направленные на развитие свойств внимания и других познавательных процессов, в частности с уклоном на коррекцию внимания и речи.
Блок оценки эффективности мероприятий включает в себя сравнительный анализ показателей уровня свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи на подготовительном и заключительном этапах по трем методикам:1. Методика «Найди и вычеркни» Немов Р.С.;
2. Методика «Запомни и расставь точки» Немов Р.С.;
3. Методика «Проставь значки» Семаго Н.Я, Семаго М.Л. [5].
Основной целью данного блока является измерение и сравнение показателей уровня свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи.
В своей работе мы сравним показатели уровня свойств внимания подготовительного и заключительного этапах, до и после коррекционной психолого-педагогической программы.
Результатом нашего исследования будет являться повышение уровня свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи в созданных психолого-педагогических условиях.
Первый этап – коррекция свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи как психолого-педагогическая проблема; второй – организация и проведение исследования свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи; третий – опытно-экспериментальное психолого-педагогическая коррекция свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи.
Далее мы определили базу нашего исследования: МКДОУ ДС № 27 «Улыбка», в нем приняли участие 24 старших дошкольников в возрасте 5-6 лет. Также подобрали этапы, методы и методики исследования. Этапами исследования были: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный и контрольно-обобщающий этапы. В данной работе использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, обобщение, синтез, моделирование); эмпирические (эксперимент констатирующий и формирующий, тестирование), а также статистическо-математические: критерий Т-Вилкоксона. Методики: «Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки» и «Проставь значки».
По итогам констатирующего эксперимента по трем методикам были получены следующие результаты:
– по методике «Проставь значки» высокий уровень переключения и распределения внимания имеют 29,2 % детей, средний – 54,1 %, низкий – 16,7 % испытуемых.
– по методике «Найди и вычеркни» высокий уровень устойчивости внимания имеют 29,2 % детей, средний – 66,7 %, низкий – 4,1 % испытуемых.
– по методике «Запомни и расставь точки» высокий уровень объема внимания имеют 16,7 % детей, средний – 70,8 %, низкий – 12,5 % испытуемых.
Наша программа была апробирована на одной группе детей из 24 человек, для того, чтобы сравнить результаты констатирующего и формирующего эксперимента по программе психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников.
По результатам повторной диагностики по трем методикам выявлено, что до эксперимента по методике «Проставь значки» высокий уровень переключения и распределения внимания имеют – 29,2% (7 детей), после эксперимента – 54,2% (13 детей). Средний уровень – 54,1% (13 детей), после эксперимента – 41,7% (10 детей). Низкий уровень – 16,7% (4 ребенка), после эксперимента – 4,1% (1 ребенок).
До эксперимента по методике «Найди и вычеркни» высокий уровень устойчивости внимания – 29,2% (7 детей), после эксперимента – 45,8% (11 детей). Средний уровень – 66,7% (16 детей), после эксперимента – 54,2% (13 детей). Низкий уровень – 4,1% (1 ребенок), после эксперимента – 0 % .
До эксперимента по методике «Запомни и расставь точки» высокий уровень объема внимания – 16,7% (4 ребенка), а после эксперимента – 33,8 % (8 детей). Средний уровень – 70,8 % (17 детей), после эксперимента – для 58,3 % (14 детей). Низкий уровень – 12,5 % (3 ребенка), после эксперимента – 8,4% (2 ребенка).
Результаты проведенной повторной диагностики и использование методов математической статистики показывают эффективность программы психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников.
Далее мы разработали психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по психолого-педагогической коррекции старших дошкольников, а так же внедрили результаты исследования в практику.
Список литературы
Долгова, В.И., Иванова Л.В., Крыжановская Н.В. Регламент аттестационных материалов /В.И. Долгова, Л.В. Иванова, Н.В. Крыжановская. – изд. 3-е перер. доп. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013.-128 с.
Курдюкова С. В. Внимание! Внимание! Развиваем внимание: игры, упражнения; советы специалиста [Электронный ресурс] - С. В. Курдюкова, А. В. Сунцова. – М.: Эксмо, 2010. – 80 с. URL:/ Электронно-библиотечная система издательства «Лань» HYPERLINK "http://e.lanbook.com/enter.php?su_lm=-1"http://e.lanbook.com/enter.php?su_lm= [Дата обращения 23.07.2013]
Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 512 с.
Романов, В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания [Электронный ресурс] - В.Я. Романов. Ю.Б. Дормашев. – 2-изд переизд. – М.: Тривола, 2009. – 347 с. URL:/Электронный архив УРФУ - HYPERLINK "http://elar.urfu.ru/"http://elar.urfu.ru. [Дата обращения 20.12.2013]
Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Электронный ресурс] - Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: Академия, 2009. – 232с.- URL: http://www.child-psy.ru/tests/226.html [Дата обращения: 30.01. 2014].
Титченер, Э. Хрестоматия по вниманию [Электронный ресурс] - Э. Титченер. – М.: Речь, 2009. – 400 с. URL: ЭБС IPRbooks: http://iprbooks.ru [Дата обращения 27.11.2013]
Угарова, Г. М. Возрастная динамика свойств внимания дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] - Г.М. Угарова. – М.: Просвещение, 2011. – 181 с. URL:/ Национальный цифровой ресурс Руконт - cspuuser/123456 HYPERLINK "http://www.rucont.ru"http://www.rucont.ru [Дата обращения 20.09.2013]
Korobeinikova Elena YurievnaGraduate student at the Department of theoretical and applied psychology, Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education "Chelyabinsk state pedagogical yniversity, Chelyabinsk, ChelyabinskSt. W. Metallurgists 59-3Phone 8-951-777-69-85elena.Korobeynikova.74@mail.ruPsychological-pedagogical correction properties attention of the senior preschool childrenAbstract: At the present stage of development of education becomes acute the problem of the development of attention in children of preschool age. The problem of the development of attention and activities relevant to the fact that these processes are an integral component of any form of creative activity of man, his behavior in General. This raises the important task of developing the creative potential of the younger generation, and this in turn requires improvements in the development patterns of the whole system of mental processes.The relevance of the study due to the need of implementation of a program of psychological - pedagogical correction properties attention to older preschoolers.Keywords: attention, properties, attention, older preschoolers, modeling, psychological-pedagogical correctionReferences 1. Dolgov, V. I., Ivanov, L. C., N. Kryzhanovsky.In. Regulations assessment materials /C. I. Dolgov, L. C. Ivanov, N. In. Kryzhanovsky. - ed. 3rd Perera. extra - Chelyabinsk: Publishing house of cgpu, 2013.-128 C.2. Kurdyukova S. C. Attention! Attention! Develop attention: games, exercises; tips of a specialist [Electronic resource] - S. C. Kurdyukova, A. C. Suntsova. - M.: Eksmo, 2010. - 80 S. URL:/ digital-library system of the publishing house "LAN" http://e.lanbook.com/enter.php?su_lm= [accessed on 23.07.2013]3. Osipov, A. A. General psycho-correction: a manual for students / A. A. Osipov. - M: TC Sphere, 2009. - 512 S.4. Romanov, V. I., Domashev Y. B. the Psychology of attention [Electronic resource] - Century. Ya Novels. Y. B. Domashev. - 2-ed pereezd. - M.: Triola, 2009. - 347 S. URL:/Email archive URFU - http://elar.urfu.ru. [Accessed 20.12.2013]5. Semago, N. I., Semago, M. M. Problematic children. Fundamentals of diagnostic and correctional psychologist [Electronic resource] - N.I. Semago, M. M. Semago. - M.: Academy, 2009. - 232C.- URL: http://www.child-psy.ru/tests/226.html [accessed: 30.01. 2014].6. Titchener, E. an anthology of attention [Electronic resource] E. Titchener. - M.: Speech, 2009. - 400 C. URL: ELS IPRbooks: http://iprbooks.ru [accessed 27.11.2013]7. Ugarov, G. M. Age dynamics properties attention of preschoolers and primary school [Electronic resource] - ,M. Ugarov. - M.: Education, 2011. - 181 C. URL:/ national digital resource Rocont - cspuuser/123456 http://www.rucont.ru [accessed 20.09.2013]