Особенности речевых функций у дошкольников с нарушениями зрения
Особенности речевых функций у дошкольников с нарушениями зрения
Цветкова Т.И.,
учитель-дефектолог МДОУ №6 комбинированного вида,
г. Жуковский
Недоразвитие речевой системы входит в структуру нарушения психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (Волкова Л.П. 1985, К.С. Лебединская, 1983; Солнцева Л.И., 2004). Особенности словообразования - одного из звеньев речевой системы - у данной категории детей изучены недостаточно. Целью данного исследования являлось изучение особенностей словообразовательных умений у дошкольников с нарушениями зрения.
Психолого-педагогическое обследование детей и коррекционная работа проводилась с сентября 2009 г. по май 2010г. Формирующий эксперимент проводился на базе МДОУ комбинированного вида № 6 г. Жуковского. В формирующем эксперименте принимали участие 12 детей с нарушением зрения.
С детьми проводились фронтальные и подгрупповые занятия (5 – 6 детей) - 3 раза в неделю по 20-30 минут, в утренние часы. Каждое занятие имело определенную тему. Коррекционная работа проводилась совместно с тифлопедагогом и воспитателем. В процессе совместной работы был составлен план, проведены серии занятий, которые включали: формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.
Воспитатели закрепляли приобретенные знания, отрабатывали умения до появления навыков, использовали логопедические упражнения в повседневной жизни детей (игровой, трудовой деятельности).
Программа исследования включила в себя тесты на выявление уровня словообразовательных умений детей и включала несколько заданий:
1) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 2) образование относительных прилагательных от существительных; 3) образование притяжательных прилагательных; 4) образование однокоренных слов; 5) образование приставочных глаголов.
Проведенное исследование показывает, что состояние словообразовательных умений старших дошкольников с нарушением зрения имеет следующие особенности:1) При образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами 33%детей показали высокий уровень выполнения заданий, 58 % детей показали средний уровень (возникавшие варианты ненормативного словообразования на этом уровне связаны с заменами словообразовательных суффиксов, но внутри одной лексико - семантической группы. Так, например, некоторые дети образовали слова по аналогии «лиса – лисочка», 1 ребенок образовал существительные не соответствующие заданию «гриб – грибник»; низкий уровень наблюдался у одного ребенка (8 %) (со стимулирующей подсказкой педагога). Наиболее частой ошибкой при словообразовании существительных на этом уровне является выбор ненормативного словообразующего суффикса.
2) При образовании относительных прилагательных от существительных высокий уровень показали 25% детей (в основном со всеми пробами дети справились сами, также использовали незначительные подсказки ); средний - 25% (для данного уровня было характерно изменение суффиксов: «металловая», «деревовая», «кожная»); низкий уровень был выявлен у 42% детей (для данного уровня характерно большое количество ошибочных ответов) и недостаточный уровень словообразовательной компетенции у одного ребенка (8 %). Характерным для этого уровня было либо отсутствие ответа, либо образование относительных прилагательных по аналогии: «бумаговый», «мехный».
3) При образовании притяжательных прилагательных высокий уровень был выявлен у одного ребенка (8%); средний у четырех детей(33%) ; низкий уровень был выявлен у 6 дошкольников (50%); недостаточный уровень показал один ребенок (8%). При выполнении этого задания были характерны такие ошибки, как использование синонимичных суффиксов («медведин хвост», «волчин хвост», «волковый хвост», «лисичий хвост», «мишкин», «зайкин»);а также повторение заданного слова (« у медведя хвост чей?» «медведя», «у коровы хвост чей?» - «коровы» и т.д.).
4) Задание на нахождение родственных слов вызвало наибольшие затруднения у детей экспериментальной группы. Высокий уровень не показал ни один ребенок; у трех детей (25%) был выявлен средний уровень; у семи детей (58%) был выявлен низкий уровень и у двух детей(17%) был выявлен недостаточный уровень. Дошкольники выполняли задание очень медленно, долго думали, инструкция многими детьми была понята со второго иногда третьего раза. Дети в основном образовывали уменьшительно-ласкательные формы (гриб-грибочек, цветы – цветочек, рыба – рыбка, круг - кружок и т.п.) и формы множественного числа (дом – дома, еж – ежи, гриб - грибы). Также дети подбирали слова из разных семантических групп (лес – лисята, цветы – красивые, волк – сердитый и т.п.).
5) При образовании приставочных глаголов высокий уровень был выявлен у двух детей (17%), средний у 50% детей и низкий у 33% детей. Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о неумении префиксально образовывать глаголы большинством детей группы. При выполнении задания дети либо употребляли один и тот же глагол «Папа из дома пошел, папа в дом пошел, мальчик в автобус пошел», «Если порвалась рубашка её нужно зашить, если оторвалась пуговица, её нужно зашить», либо заменяли глаголами без префикса «Папа к дому идет, папа из дома идет».
Результаты констатирующего эксперимента показали, что словообразовательные умения и навыки исследуемой группы детей с нарушением зрения, находятся на различных уровнях развития и не соответствуют норме.
Полученные результаты дополняют имеющиеся сведения об особенностях речевой системы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и могут быть использованы в коррекционной работе с ними.