Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения Креативная игра — драматизация
В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в социально организованную игровую деятельность, разнообразие и полифункциональность которой существенно облегчают процесс воспитания и обучения. Этот период также чрезвычайно важен и для осуществления целенаправленной коррекционной работы с детьми, которые нуждаются дополнительной помощи специалистов.
Для ребёнка с нарушением зрения общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта. Одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у этих детей в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечёткость, фрагментированность, схематизм окружающего мира. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности тд.), и по этому требует специальной коррекции.
Зрительный дефект отрицательно сказывается на развитии психики ребёнка, на его адаптации к современному миру. Однако судьбу личности решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия. Существует возможность компенсации физического дефекта с помощью культурных приёмов и навыков, покрывающих, компенсирующих дефект и дающих возможность справиться с недоступными задачами новыми, другими путями. Таким образом, отсутствие четких представлений о социальных законах бытия, человеческого общежития, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняют овладение детьми с нарушением зрения навыками коммуникативной деятельности.
В этой связи актуальной проблемой современной тифлопсихологии и тифлопедагогики является развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения в исторически сложившейся, основной в данном периоде деятельности – игре. Но игровая деятельность многообразна и представлена различными по своему содержанию, целям и задачам формами. Мы предлагаем новый вид игровой, в оптимальных пропорциях соединяющий в себе важнейшие умения и навыки общения, уже полученные детьми на предидущих этапах развития, и способствующий выводу детей на качественно более высокий уровень осмысления действительности через её преобразование.
Обращение к внутреннему миру ребенка с помощью создания метафор, сказочных историй в ситуации свободной креативной игры-драматизации способствует усвоению детьми новых образов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации. Устанавливается тесная связь между взрослым и ребенком, что позволяет избежать излишнего погружения в терапевтичность процесса. Зрительный дефект значительно обедняет способность детей к подражанию, поэтому перед взрослым стоит серьёзная задача довести до ребенка необходимую коммуникативную информацию, определённые чувства и эмоции, нравственные и этические понятия на доступном дошкольном уровне. При этом взрослый в процессе каждой игры участвует в создании модели социального научения детей, и потому чрезвычайна важным является роль личности взрослого. Таким образом, взрослый, организующий креативную игру-драматизацию и участвующий в ней, имеет возможность не только вспомнить, что и он был ребенком когда-то, но и использовать воспоминание для того чтобы перейти на язык коммуникации, наиболее доступный детям с нарушением зрения. Это помогает сообща создавать метафорические образы, наиболее информативные, полные, динамические и понятные детям с ограниченными возможностями.
Креативная игра-драматизация может быть использована в работе с нормально развивающимися детьми ст. дш. Возраста, т.к. обладает большими потенциальными возможностями в коррекции имеющихся отклонений в психическом развитии, а также способствует приобретению навыков активного и творческого коллективного взаимодействия. В процессе создания и реализации игрового замысла находят своё отражение и представления детей об окружающем мире, и ох отношение к той или иной проблемной ситуации.
Прежде всего игра – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир. Суть человеческой игры в способности, отображая, преображать действительность. В игре ребёнку важен не результат, а сам процесс переживания, связанный с игровыми действиями. Эта особенность детской игры – реальность переживаний и эмоций – предоставляет большие возможности специального управления игровым процессом, и внедрения в него определённых сюжетов, направленных на формирование образа окружающего мира, развития коммуникативных умений детей с нарушением зрения.
Игра возникает не спонтанно или самопроизвольно, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения социального опыта. Поскольку игра не может быть искусственно внесена в жизнь ребенка, и её сюжеты являются отражением предметных представлений детей о мире взрослых, об их отношениях и роли детей в их жизни, то нельзя создавать асоциальные модели общения в игре. Каждый ребёнок сталкивается с фактами реальной жизни, в которых присутствуют и положительные и отрицательные эмоции; с моментами когда потребности ребенка в общении, признании, идентификации и индивидуализации бывают подавлены или не могут быть полностью выражены; когда происходит приобретение нового опыта… Внесение в игру всех тревожных, волнующих, болезненных для ребенка с нарушенным зрением тем - один из способов преодоления их негативного воздействия средствами игры-драматизации. Отрицательные эмоции, негативный социальный опыт, проблемы коммуникации находят своё отражение в игровой деятельности. Задачей взрослого является создание условий «отреагирования» («отыгрывания») коммуникативных проблем и перевод их на более «здоровую стезю». Сам взрослый и все атрибуты креативной игры-драматизации обеспечивают этот процесс, служа, с одной сторон, - стимулом к более открытому общению, а с другой - надежным защитником.
Поскольку дети с нарушением зрения получают всё же значительную часть информации по нарушенному каналу зрительного анализатора, то использование в креативной игре-драматизации подвижных игрушек, ширмы и произвольных способов передвижения и общения служит хорошим способом развития и тренировки иных каналов связи (тактильного, слухового и др.). Применение в процессе драматизированных игр различных игровых предметов, свободная и креативная структура игры предполагают создание ситуации наибольшей открытости детей продуманному воздействию.
Креативная игра-драматизация представляет собой симбиоз имеющихся у детей коммуникативных и предметно-практических навыков, а также приобретение новых в процессе активной и творческой коллективной деятельности. Перед взрослым стоит важнейшая социальная задача – научить детей с нарушением зрения адаптивному поведению в современном мире. В этой связи креативная игра-драматизация представляет собой оптимальный вариант ненасильственной коррекции неблагоприятной ситуации развития ребенка, основанный на взаимопонимании и уважении детей и взрослого в процессе специально организованной сфантазированной игры.
Мы выделим основные трудности коммуникативной деятельности дошкольников с нарушением зрения, которые легли в основу создания системы креативных игр-драматизаций, направленных на:
Развитие коммуникативной деятельности;
Развитие эмоциональной адаптации;
Развитие социальной адаптации.
К первой группе относятся креативные игры-драматизации, основной целью которых является накопление опыта разнообразного общения, развитие навыков коммуникации: активности, инициативности в общении, адекватность выражения своих мыслей в общении пр.
К второй группе относятся игры, целью которых является устранение искажений эмоционального реагирования, развитие эмпатии и доброжелательности.
К третей группе относятся игры направленные на помощь детям достигнуть взаимопонимания и уважения в группе, повысить самоконтроль за поведением, развивать качества как уверенность в себе, умение коллективно решать задачи и пр.
Однако обозначение конкретной креативной игры-драматизации как напрвленной на развитие той или иной психической деятельности мы считаем достаточно условной, так как она определяет только приоритетное направление коррекционной работы при условии непременного развития и иных качеств детей с нарушением зрения.
Структура игры усложняется за счёт построения её в зависимости о коррекционных целей по двум основным направлениям:
Разработка коррекционных сюжетов игры;
Организация реальной драматизированной игры со специфическим видом кукольных персонажей.
Разрабатывая сюжеты коррекционных игр, взрослый должен проанализировать имеющиеся в группе дошкольников с нарушением зрения проблемы общения для того, чтобы тема игры и использующиеся в ней принципы и способы решения этих проблем оптимально соответствовали возможностям потребностям состава игрового коллектива. В то же время необходимо продумать схему построения игры-драматизации, её атрибуты, поведение педагога в игре и т.п.
Креативная игра-драматизация близка к сюжетно ролевой игре, являющейся основным видом игровой деятельности в дошкольном возрасте. Их роднит свободная атмосфера фантазирования, которая обеспечивает детям разнообразные варианты самовыражения. Однако ролевая игра предполагает определенные рамки коллективного взаимодействия, находящиеся в зависимости от традиционной классификации: «Дочки-матери», «Больница», «Строительство». Например, в «Дочки-матери» дети играют серьёзно, потому что воспроизводят реальные события из жизни своей семьи или семьи близких взрослых. Дети могут фантазировать, но никогда в этой игре не появится «волшебная расческа» или Чеширский кот. Такого не бывает в жизни взрослых. А в креативной игре всё может быть всем, не нужны правила, обычные запреты взрослых. Можно назвать сюжетно ролевую игру – «консервативной», а креативную игру «нерегламентированной».
Сюжет креативной игры драматизации представляет собой метафору. «Чтобы сочинить полезную историю, изучите вначале настоящее, а затем желаемое состояние ребенка. Метафора будет историей путешествия от одного к другому» Метафора всегда присутствует в жизни ребёнка и воспринимается им как естественное продолжение жизни, как движение в перёд.
Сюжет креативной игры-драматизации основан на воплощении проблемы конкретного ребёнка или группы детей в различные сценарии. Их сказочность позволяет придумывать волшебных героев, необычные способы выхода из проблемной ситуации, неожиданные сюжетные ходы. Использование особого языка метафор и аналогий создает новые возможности для установления между ребёнком и взрослым более близкого контакта и нахождения взаимопонимания. Кроме того, такой способ общения активизирует и творческие возможности самого педагога, который зачастую неожиданно для себя обнаруживает некое интуитивное понимание трудностей ребёнка, что помогает им сообща найти общее решение.
Присутствующий в общении дошкольников с наращением зрения вербализм, неполнота, фрагментированность образов окружающего мира, узкость сложившихся представлений о социальном устройстве межличностного взаимодействия – эти и другие трудности способны притормозить образование метафорический контактов у детей.
Поэтому продумывая сюжет креативной игры-драматизации, взрослый обязан заранее предвидеть трудности, которые могут возникнуть у детей с нарушением зрения при его проработке и продолжении; подготовить в коррекционном отношении более приемлемые решения возникающих проблем и использовать их в том случае, когда тети затрудняются определить продолжение сказочного сюжета самостоятельно; определить принципы решения проблем сюжета. Работа над построением креативной игры-драматизации.
1 направление (сюжет):
Выяснение основных проблем общения, эмоциональной и социальной адаптации и выборка в соответствии с ними, целей, которые нужно достигнуть в конце игры.
Создание завязки сюжета.
Подведение детей к кульминационному моменту развития сюжета.
Продумывание вариантов решения проблемы.
Нахождение эмоционально положительной развязки.
2 направление (организация игры):
Организации места проведения игры.
Выбор атрибутов.
Набор детей в группу в соответствии с выявленными проблемами.
Организация эмоциональной беседы по поводу сюжета.
Выбор наиболее соответствующего целям игры сюжета или, при отсутствии такового, предложение заранее приготовленного варианта.
Активное участие в процессе непосредственной игры.
Направление и помощь детям в случае непонимания или радикального изменения сюжета в процессе игровой деятельности.
Обязательное завершение игры на доброжелательной основе.
Для того чтобы реализовать в реальной креативной игре-драматизации перечисленные этап, взрослый должен научить дошкольников с нарушением зрения элементарным навыкам игры-драматизации, стимулировать развитие их творческого потенциала.
Определяется цель коррекционной работы. Составляется схема сюжета и продумываются принципы решения этой проблемы. Наиболее действенным принципом решения проблем в сюжете является изменение отношений героя с внешним миром, которые осуществляются по-разному: 1) окружающий мир остаётся прежним, меняется только позиция героя; 2) усилиями героя окружающий мир изменяется.
К первой группе относятся несколько наиболее популярных решений проблемы, основанных на провоцировании у героя игры чувства недовольства собственным поведением, стремление измениться, желание принять помощь других играющих. Для этого в процессе игры используются следующие принципы: обострение имеющейся проблемы, доведение до крайности; вытеснение одних эмоций, чувствами другими, более сильными; нахождение помощи в лице другого героя (который может быть слабее, сильнее, оказывать покровительство, помощь); преодоление неприятностей, трудностей любым способом (с помощью партнёров, без помощи, с «волшебными предметами», заклинаниями, дружественными советами и т.п.)Решения с помощью которых герой противостоит несправедливости, негативным проявлениям окружающего мира, объединяет вторую группу принципов: выявление в игре конкретного явления (человека, животного, предмета, злого духа, черты характера и т.п.), ответственного за те или иные негативные действия по отношению к герою или всему миру; самостоятельное решение проблемы и определение для этого собственных положительных качеств; решение проблемы с помощью другого персонажа, обладающего нужными для этого качествами; эмоциональное обострение проблемы; новое решение – не уничтожение врага, а помощь ему, не акцентирование внимания на испытанном чувстве испуга, несчастья, несправедливости, а нахождение смешных, забавных, неожиданных, выводящих из травмирующей ситуации, объясняющей ему.
Одним из важнейших принципов решения проблем сюжета является общий принцип «расширения границ мира», то есть познавание ребёнком законов взаимоотношений людей и окружающего мира, вывод из состояния одиночества с помощью погружения ребёнка в новые условии игры, которые позволяют ему действовать не по привычке и в соответствии с традиционными запретами взрослых, а самостоятельно и свободно. Этот принцип предусматривает также и определённую долю нестабильности игры из-за возможности моментального изменения сюжетной линии под воздействием донного из игроков или в соответствии с их общим желанием. Поэтому педагог должен быть готов решить для себя вопрос – позволить ли детям продолжить игру-драматизацию по новому направлению, или тактично и своевременно вмешаться в игровой процесс, повернув его в прежнее русло.
В качестве примера построения сюжета креативной игры-драматизации предлагается ситуация реальной игры, для которой дети самостоятельно выбрали продолжение.
Игра 1
Определение проблемы. Низкая активность в установлении коммуникативных контактов со сверстниками и взрослым, неадекватность повеления в процессе общения, самоизоляция.
Креативная игра-драматизация направлена на развитие коммуникативной деятельности.
Цель игры. Привитие ребёнку новых форм эмпатического поведения. Повышение уровня самооценки.
Схема сюжета. Мальчик всегда играл один. Дети звали его поиграть, но он почти никогда не разговаривал с ними, а иногда ломал их игрушки и домики из песка. Дети хотели дружить с ним, но мальчик бурчал себе под нос: «Не играйте со мной, а то вам всем хуже станет… я такой ужасный! Даже дождик не хочет поливать меня, говорит – ты такой сердитый, ты такой плохой, что мне жалко тратить на тебя свою дождевую воду. Пусть лучше на тебя льётся дождь из кислой капусты - он такой же кислый, как и ты!» Но однажды он встретил потерявшегося малыша прямо на детской площадке. Малыш боялся и звал родителей. Тогда мальчик решил его успокоить и предложил играть вместе. А когда прибежали взволнованные родители, то они увидели, что мальчики весело и дружно играют вдвоём.
Принципы решения проблемы. Изменение позиции героя: встреча со слабейшим; сочувствие и желание помочь ему; вытеснение негативных эмоций. Расширение мира.
Методика организации игры. Игра проводится в игровой комнате или части другого помещения. Атрибуты и инвентарь: набор кукол (может быть две – Малыш и Мальчик); несколько небольших по размеру игрушек (желательно резиновых, чтобы они не могли разбиться, когда Мальчик их будет кидать).
Методика проведения игры. Педагог начинает повествование, используя перчатку куклу. После завязки детям предлагается продолжить сюжет. Выбрав подходящее предложение, педагог предлагает детям найти правильное продолжение сюжета. Важно усилить эмоциональный эффект действия, вызвать положительные чувства и эмоции. Основное внимание уделяется переходу: у Мальчика – от чувства недовольства, одиночества к дружелюбному общению; у Малыша – о чувства страха к радости от встречи с новым другом.
Методические указания. В конце игры дошкольникам с нарушением зрения предлагается сравнить какими Мальчик и Малыш были до и после встречи друг с другом – показать с помощью речи и невербальных средств выразительности как выглядели герои и что они чувствовали в разные периоды игры.
Игра 2
Определение проблемы. Повышенная эмоциональная тревожность, необоснованная враждебность по отношению к сверстникам.
Креативная игра-драматизация направлена на развитие эмоциональной адаптации.
Цель игры. Коррекция неадекватного (агрессивного) поведения детей в общении. Игра воспитывает умение детей сочувствовать другому.
Схема сюжета. Медвежонок думал, что он самый сильный в лесу, поэтому всегда первый начинал драку и сильно бил слабых и маленьких. Однажды он специально наступил на кузнечика. Его увезли в больницу. Медвежонок вначале думал - ну и пусть! А потом понял – кузнечик был такой весёлый и добрый! А вдруг он умрет? Медвежонок купил большую банку меда и пошел в больницу. Но там сказали, что в больнице кузнечика больше нет. Медвежонок горько заплакал, потому что решил, что его друг умер. И какова же была его радость, когда, вернувшись домой, он увидел кузнечика! Медвежонок решил, что быт таким драчуном нельзя и пообещал, что будет добрее.
Принципы решения проблемы. Изменение героя к окружающему: Испуг. Сочувствие. Внезапность. Расширение границ мира.
Методика организации игры. Игра проводится в игровой комнате, желательно наличие таких предметов, как стул, кровать, диван и т.п., необходимых как укромное местечко, где можно «погоревать» медвежонку, или небольшая ширма. Атрибуты и инвентарь: две куклы, изображения главных героев; большой пушистый тапочек (ботинок).
Методика проведения игры. Педагог предлагает завязку сюжета или полностью рассказывает сказку от третьего лица. В зависимости от этого дети либо продолжают сюжет, либо отражают услышанное ранее. Основным моментом является изменение отношения героя к окружающему, то есть расширение границ мира.
Методические указания. В том случае, если дети в процессе игры по игровому сюжету находят не вполне приемлемые способы и возможности завершения игры, педагог может на правах участника (нового или прежнего персонажа) склонить ход событий к более адекватному и обусловленному коррекционными целями игры «хэппи энду». В процессе игры дети свободно перемещаются в игровой комнате при условии, что там, где герой будет «горевать», его кукла будет находиться за ширмой, чтобы остальные дети не потеряли эмоционального контакта с ним.
Игра 3
Определение проблемы. Неадекватная самооценка. Неумение сообща играть с детьми. Креативная игра-драматизация направлена на развитие социальной адаптации детей с нарушением зрения.
Цель игры. Создание и содержание дружеских отношений в общении группы детей с нарушением зрения. Тренинг выразительных движений мимики. Формирование социального доверия.
Схема сюжета. Мальчик Вова любил жвачки, часто их жевал и никому не давал. Злой дядька колдун подарил ему 100 жвачек, и Вова все их сразу сунул в рот. И рот склеился. Больше Вова не мог говорить и всё показывал только пр помощи рук и выражения лица. Так он смог объяснить товарищем что с ним произошло. Вместе они пошли искать Доброго волшебника. Добрый волшебник сказал, что в горах растёт чудесный цветок, и как только Вова прикоснется к нему, то, сможет говорить. Вова с друзьями отправилась в путь и победили страшного дракона, охранявшего цветок. Дракон превратился в дождь, и от этого дождя цветок распустился. Вова взял его в руку и смог говорить. И первое что он сказал – спасибо, друзья! Потом они нашли злого колдуна и отдали цветок ему. Колжун вдохнул аромат цветка и стал хорошим – расколдовался.
Принципы решения проблемы. Изменение отношения героя с окружающим миром, также участие героя в изменение негативных сторон мира. Помощь друзей. Победа над собственными негативными чертами характера. Изменение отношения к злодею и помощь в его изменении.
Методика организации игры. Для игры необходимо большое помещение с мебелью, изображение препятствия (горы), которые необходимо пройти для нахождения волшебного цветка. Атрибуты и инвентарь: куклы пальчиковые (4-6 штук), искусственный цветок, страшная маска хитрого колдуна и улыбающаяся маска.
Методика проведения игры. Педагог эмоционально описывает завязку и предлагает детям продолжить сюжет. Поскольку важным моментом игры является изменение позиции «мира» (окружения) в отношении к герою, то при отсутствии подобных предложений со стороны детей, педагогу необходимо ввести эту специфику в игру самостоятельно. Дети отыгрывают ситуацию. Затем проводится беседа о том, как и почему преобразился кулон, что для этого сделал мальчик и его друзья, почему они не захотели ответить колдуну злом на зло.
Методические указания. Следует отразить в мимике, жестах и высказываниях впечатление детей о героях. На первых порах колдуна и волшебника следует играть взрослому, так как дети с нарушением зрения должны получить модели поведения, противоположные по характеристикам и выразительным качествам. Игроки свободно перемещаются в пространстве. Можно использовать для борьбы с драконом большие мягкие игрушки. В качестве дракона может быть как педагог, так и стул с завязанными на нем шарфами, лентами и т.п., имитирующими огонь, вырывающийся из пасти чудовища. Перевоплощается дракон в маленькую детскую лейку, в которой должно быть небольшое количество воды.
При всей своей привлекательности идеи о креативной игре- драматизации как об удобном и естественном способе психического развития детей с нарушением зрения ввести её в стандартную сетку воспитательно-развивающей работы в специализированном дошкольном учреждении сложно. Как уже отмечалось, требуется предварительная подготовка детей к восприятию нового материала, активация потенциальных возможностей детей и, наконец, готовность самого педагога.
Критериями определения готовности детей с нарушением зрения включиться в креативную игру-драматизацию являются: сформированность игровых навыков умений; владение речью; умение создавать в воображении предполагаемые направления развития игровой ситуации и применять их в игре; взаимооформляемость и взаимодополняемость движений и речи в создании образа.
Предварительный этап включает в себя этюды и первые игры-пробы как первые шаги вглубь нового и интересного мира. Дети учатся взаимодействовать на качественно ином уровне, демонстрируя с большей остротой их многие личностные и коммуникативные особенности, душевное состояние, фантазийные способности и пр. Как более сложная форма обучающего этапа необходимой ступенью в познании креативной игры-драматизации выступает традиционная игра драматизация.
Первоначально игры носят познавательно-занимательный характер, в дальнейшем усложняются, увеличивается количество персонажей, требуется самостоятельная работа ребенка в проработке образов героев, достаточно высокий уровень развития фантазии и выразительных возможностей.