Урок русского языка на тему Это слово и другое слово(2 класс)
Тема «Это слово и другое слово»
Цель: различение разных форм одного слова и родственных слов, развести представление о родственных словах и словах- синонимах (без предъявления термина «синоним»).
Задачи урока: добиться понимания того, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами (предлоги называем пока словами-помощниками), а родственные слова отличаются основами.
– формирование регулятивных УУД (определение цели урока, анализ результатов);
– развитие умения работать с инструкциями учебника;
– использование просмотрового чтения при работе со словарем, ориентировка на условные обозначения, шрифтовые выделения в учебнике и в словаре
Планируемые результаты:
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Ход урока
I.Орг.момент
II.Определение темы и целей урока
Герой нашего учебника Миша прислал нам письмо. Он рассказывает: «Мне приснилось, что я ничего не различаю: не могу сказать, где это слово, где другое, а где родственные слова.
Сможем ли мы помочь Мише? Что самим нам поможет быть уверенными в своих действиях?
Подумайте, какой сегодня урок: открытия нового знания или повторения изученного?
Что нам нужно закрепить? Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?
III.Актуализация знаний
Как различить одно слово или разные слова?
Прочитайте стихотворение в упражнении 56.
Выполним задания к данному упражнению.
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ
Прочитайте задания к упражнению 57.
V.Самостоятельное, творческое использование сформированных умений, навыков
Упражнение 35 (тетрадь №1 стр.29) (самостоятельно).
Найди слову его родственников. Запиши слово на нужной строке. Выдели общую часть.
Слова: болеть, сорняк, горный, белить, горевать.
Боль, больной, больница, _____________.
Белый, белизна, _____________________.
Сор, сорить, сорный, ________________.
Горе, горюшко, _____________________.
Гора, горняк, горочка, _______________.
VI.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов-Какую цель мы поставили в начале урока? (Помочь Мише разобраться в вопросе какое Это слово, другое, а где родственные слова.)
- Достигли ли мы ее? ( Да) Какие слова мы называем родственными?(Слова, имеющие общую основную часть, которая хранит общий смысл. Эта общая часть обычно пишется одинаково).
-Как различить формы этого слова и родственные слова?( По окончанию и основе; по общему смыслу и общей части).
VII.Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения):
Я понял, что…(разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями, а родственные слова отличаются основами)
Я научился…(различать разные формы одного слова и родственные слова)
У меня получилось…(подобрать к словам - слова, близкие по значению)
Я смог…(найти нужное слово в толковом словаре)
Мне захотелось…(применить свои знания при выполнении домашнего задания)
VIII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников
Правило стр.86