Методические рекомендации к проведению предметной неделе информатики

МОУ лицей №2 г.Иркутска









Педагогический проект

Проведение Недели информатики
(обобщение опыта)


Разработали: Говорова Л.В., учитель информатики и ИКТ, высшей квалификационной категории;
Ложникова Ю.В., учитель информатики и ИКТ, высшей квалификационной категории.
Мальцева Л.В., учитель информатики и ИКТ, высшей квалификационной категории;














2009
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
13 LINK \l "_Toc165268904" 14Пояснительная записка 13 PAGEREF _Toc165268904 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc165268905" 14Цели: 13 PAGEREF _Toc165268905 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc165268906" 14Задачи: 13 PAGEREF _Toc165268906 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc165268907" 14Планируемые результаты: 13 PAGEREF _Toc165268907 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc165268908" 14Примерный план «Недели информатики» 13 PAGEREF _Toc165268908 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc165268909" 14Открытие «Недели информатики» 13 PAGEREF _Toc165268909 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc165268910" 14Закрытие «Недели информатики» 13 PAGEREF _Toc165268910 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc165268911" 14Анализ результатов 13 PAGEREF _Toc165268911 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc165268912" 14Рефлексия участников Недели 13 PAGEREF _Toc165268912 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc165268913" 14Приложения 13 PAGEREF _Toc165268913 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc165268914" 14Положение о конкурсе «Газета о классе» 13 PAGEREF _Toc165268914 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc165268915" 14Положение о конкурсе 15
13 LINK \l "_Toc165268916" 14«Презентация учащихся лицея - победителей областных олимпиад» 13 PAGEREF _Toc165268916 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc165268917" 14Положение о конкурсе видеороликов о лицее 13 PAGEREF _Toc165268917 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc165268918" 14Положение о конкурсе «Поиск в сети» 13 PAGEREF _Toc165268918 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc165268919" 14Положение о конкурсе логотипов 13 PAGEREF _Toc165268919 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc165268920" 14Положение о конкурсе сайтов 13 PAGEREF _Toc165268920 \h 14131515
15 Пояснительная записка

В свете модернизации российского образования следует отметить возрастающую необходимость воспитания социально мобильной, конкурентоспособной личности, что вполне реально осуществить в рамках информатизации образовательного процесса современной школы. Согласно Программе развития нашего лицея педагогический коллектив цель своей деятельности видит в создании условий для формирования социально-адаптированной, конкурентоспособной личности, характеризующейся высоким уровнем интеллекта, нравственности и коммуникабельности.
Согласно модели выпускника лицея №2, представленной в Программе развития, можно определить качества, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе изучения информатики в рамках учебного предмета и элективных курсов:
Владение современными информационными технологиями, умение самостоятельно искать информацию и обрабатывать ее, включаться в международные информационные системы, применяя при этом знание основ программирования.
Умение самостоятельно обучаться и переобучаться, максимально эффективно использовать свои способности на благо себе и обществу.
Умение работать в коллективе, самостоятельно принимать решения, успешно адаптироваться к постоянным изменениям окружающей среды, нести ответственность не только за себя, но и за близких людей.
Быть физически здоровым, владеть техникой личной безопасности, уметь полноценно отдыхать и восстанавливать свои силы, преодолевать стрессы.

Процесс формирования данных качеств целенаправленно и эффективно осуществляется. Но, в то же время, следует отметить некоторое снижение интереса учащихся 8-11 классов ко многим учебным предметам, в том числе, и информатики. Это связано, в частности, с возрастными особенностями обучающихся.
Одним из путей решения данного противоречия, на наш взгляд, является проведение предметных недель. Продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, уже вполне приевшейся школьнику, стороны различные учебные дисциплины. Задача перед организаторами стоит не из легких – “сломать” стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся, обеспечить встраивание мероприятия в целостный педагогический процесс.

Цели:
Повысить качества образования
Повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению предмета «Информатика и ИКТ»
Показать перспективные направления информатики
Развить навыки самостоятельной работы для изучения новых информационных технологий
Ориентировать учащихся на получение будущей профессии

Задачи:
Создание условий для развития творческой, социально мобильной и конкурентоспособной личности, её самореализации и самоопределения
Создание условий для повышения интереса учащихся к изучению предмета «Информатика и ИКТ» через разноплановость конкурсных заданий
Создание условий для повышение качества знаний в разных предметных областях школьного курса
Формирование заинтересованности школьников информатикой и программированием
Создание предпосылок для знакомства учащихся с профессиями, связанными с ИКТ
Формирование представлений о перспективных направлениях информатики
Раскрытие креативных способностей учащихся

Планируемые результаты:
Оценка реальности поставленных конкурсных заданий
Пополнение методической копилки учителей-предметников и социальных педагогов
Продолжение летописи лицея
Воспитание патриотических чувств, уважительного отношения к педагогам и истории лицея
Развитие коммуникативных качеств личности
Построение индивидуального плана работы по совершенствованию учебного процесса каждого конкретного класса (учащегося)
Определение класса-победителя Недели по количеству набранных баллов, победителей по номинациям в индивидуальном зачёте


Примерный план «Недели информатики»

1 этап (подготовительный):
На школьной доске объявлений вывешивается информация о проведении «Недели информатики» (сроки и перечень конкурсов), организация работы в группах (обеспечение условий применения технологии «Обучение в сотрудничестве»), консультации психолога

2 этап (основной):
Открытие «Недели информатики»
Ежедневное подведение итогов по одному из конкурсов:
Конкурс видеороликов о лицее
Конкурс газет о классе
Конкурс логотипов
Конкурс «Поиск в сети»
Конкурс Веб-страничек о классе
Демонстрация работ участников
Подготовка грамот, дипломов и призов
Закрытие «Недели информатики»

3 этап (заключительный):
Анализ результатов, рефлексия участников Недели, обобщение опыта, построение перспектив

Открытие «Недели информатики»

Открытие проводится в актовом зале при полном собрании коллектива лицея
Объявляется план мероприятий
Представляется состав сборного жюри (из учителей и учащихся) по каждому конкурсу
Доводятся до сведения участников критерии оценивания каждого конкурса
Отмечаются успехи и замечания конкурсов предыдущих «Недель информатики»
Даются напутственные пожелания
Закрытие «Недели информатики»

Подведение итогов и выявление победителей в личном и классном первенстве
Демонстрация работ победителей и призеров проведенных конкурсов
Награждение победителей и призеров конкурсов
Анализ результатов

Анализ результатов показал:
повышение интереса к предмету и элективным курсам, направленным на освоение компьютерных технологий
увеличение количества заинтересованных учащихся
необходимость в повышении сложности конкурсных заданий
возрастание уровня качества и сложности работ.



Годы
Презен-тация
Газета
Сайт
Видео-ролик
Кросс-сворд
Лого-тип
Всего участников
Процент от общего количества

2004-2005
20
22
31
 
24
 
97
32%

2005-2006
22
25
32
 
25
12
116
38%

2006-2007
24
26
36
16
0
26
128
43%

2007-2008
31
24
23
23
29
31
161
54%

2008-2009
40
16
27
29
83
38
181
60%

2009-2010
42
24

28
80
36
13 =SUM(b7:g7) 1421015
65%

2010-2011
31
25
24
29
80
24
213
65%






Рефлексия участников Недели

Ларионов М.П., зам. директора лицея по НМР: Неделя информатики, проводимая в лицее, стала традицией. Такое мероприятие не только вызывает повышенный интерес у учащихся, но и способствует внедрению в образовательный процесс проектной деятельности, результатами которой является копилка классных газет, учебные сайты и т.д.

Парфентьева И.В., социальный педагог: Восьмиклассники впервые принимали участие в Неделе информатики. Пока для них конкурсные задания оказались сложноватыми, поскольку выполняли они их в первый раз. Но ребята горели желанием выиграть.

Чернигова Ирина, ученица 9А класса: Всегда интересно смотреть работы не только своего класса, но и других ребят. Заново открываю для себя события лицейской жизни. Хочется научиться выполнять на таком же уровне видеоролики, сайты






Приложения
Положение о конкурсе «Газета о классе»

Цели конкурса:
Повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению предмета «Информатика и ИКТ»
Интеграция с учебным предметом «литература»
Развить навыки самостоятельной работы для изучения информационных технологий

Задачи конкурса:
Создание предпосылок для знакомства учащихся с профессиями, связанными с ИКТ
Раскрытие креативных способностей учащихся
Создание условий для повышения качества знаний в разных предметных областях школьного курса
Формирование истории лицея

Условия проведения:
Каждый класс готовит газету, рассказывающую о жизни класса в текущем учебном году. В газете могут содержаться: статьи, фотографии, стихи, рисунки и т.д. Объём газеты должен составлять два листа формата А4. Работа сдаётся как в бумажном варианте, так и в электронном.
В день конкурса газеты всех классов вывешиваются на специальном стэнде для представления их коллективу лицея. После проведения конкурса газеты собираются в папку читального зала лицейской библиотеки, где хранятся газеты предыдущих лет.

Критерии оценки:
Интересное содержание
Эстетическое оформление
Грамотное (с точки зрения информатики) выполнение работы

Ожидаемые результаты:
Продолжение летописи лицея
Воспитание патриотических чувств, уважительного отношения к педагогам и истории лицея
Построение индивидуального плана работы по совершенствованию учебного процесса каждого конкретного класса (учащегося)





Положение о конкурсе
«Презентация учащихся лицея - победителей областных олимпиад»

Цели конкурса:
Закрепление навыков работы в средах Power point, Macromedia Flash
Развить навыки самостоятельной работы для изучения новых информационных технологий
Повысить качества образования
Повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению предмета «Информатика и ИКТ»

Задачи конкурса:
Создание предпосылок для знакомства учащихся с профессиями, связанными с ИКТ
Раскрытие креативных способностей учащихся
Формирование истории лицея

Условия проведения:
Учащимся необходимо собрать информацию обо всех учащихся лицея - победителях областной олимпиады по указанному предмету. Минимум информации должен быть следующим:
- фотография
- в каких годах учился в лицее
- год победы на областной олимпиаде
- какой ВУЗ закончил (или сейчас учится) и по какой специальности
- где и кем сейчас работает.
Вся собранная информация представляется в виде презентации.

Критерии оценки:
Полнота собранной информации
Эстетическое оформление
Грамотное выполнение презентации (с точки зрения информатики)

Ожидаемые результаты:
Продолжение летописи лицея
Воспитание патриотических чувств, уважительного отношения к педагогам и истории лицея
Построение индивидуального плана работы по совершенствованию учебного процесса каждого конкретного класса (учащегося)


Положение о конкурсе видеороликов о лицее
Цели:   
Повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению предмета «Информатика и ИКТ»
Показать перспективные направления информатики
Развить навыки самостоятельной работы для изучения новых информационных технологий
Задачи:
Создание условий для развития творческой, социально мобильной и конкурентоспособной личности, её самореализации и самоопределения
Создание условий для повышения интереса учащихся к изучению предмета «Информатика и ИКТ» через разноплановость конкурсных заданий
Формирование заинтересованности школьников информатикой и программированием
Формирование представлений о перспективных направлениях информатики
Условия проведения:
Каждый класс имеет возможность подготовить видеоролик о лицее. Возможно использование любого программного обеспечения: Ulead VideoStudio 9, Adobe Primere, Windows Movie Maker.
В день проведения конкурса в актовом зале проводится публичный просмотр видео роликов. Работает сборное жюри учащихся и преподавателей. Кроме того, все присутствующие в зале могут выразить свое одобрение аплодисментами.
Побеждает участник (группа), который (ая) представила наиболее яркий информативный и интересный фильм. Длительность видеоролика не более 7 минут.
Время проведения конкурса заранее доводится до сведения участников и зрителей.
Критерии оценки видеоролика:
Оригинальность сюжета
Качество видеоматериала
Информативность
Использование спецэффектов
Завершенность идеи
Ожидаемые результаты:
Продолжение летописи лицея
Воспитание патриотических чувств, уважительного отношения к педагогам и истории лицея
Развитие навыков самостоятельной работы для изучения новых информационных технологий
Положение о конкурсе «Поиск в сети»

Цели:   
Повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению предмета «Информатика и ИКТ»
Показать перспективные направления информатики
Развить навыки самостоятельной работы для изучения новых информационных технологий
Популяризация Интернет-технологий
Задачи:
Создание условий для развития творческой, социально мобильной и конкурентоспособной личности, её самореализации и самоопределения
Создание условий для повышения интереса учащихся к изучению предмета «Информатика и ИКТ» через разноплановость конкурсных заданий
Формирование заинтересованности школьников информатикой и программированием
Формирование представлений о перспективных направлениях информатики
Условия проведения:
Каждый класс имеет возможность выставить участника в команду по поиску в сети Интернет. Формируются команды по параллелям по 4 участника (от каждой параллели может быть более одной команды в зависимости от количества желающих). Из базы вопросов подбирается набор по определенной теме.
В день проведения конкурса команды собираются в классах информатики, и им открывается доступ в Интернет, с помощью которого участники конкурса ищут ответы на предложенные вопросы. Результативность зависит от организации работы команды, от коммуникативных качеств ее участников.
Побеждает та команда, которая за наименьшее время ответит на большее количество вопросов.
Время проведения конкурса ограничено и заранее доводится до сведения участников.
Критерии оценки поиска в сети:
минимальное время поиска (скорость выполнения задания)
правильность поиска (соответствие найденного материала заданию)
слаженность работы в команде
Ожидаемые результаты:
Развитие коммуникативных качеств личности
Развитие навыков самостоятельной работы для изучения новых информационных технологий
Положение о конкурсе логотипов

Цели конкурса логотипов
Развие навыки самостоятельной работы для изучения новых информационных технологий
Создание в любом графическом редакторе многоцветный или одноцветный логотип лицея, который должен отражать идеологию и основные направления деятельности лицея
Формирование представления учащихся о будущей профессии компьютерного дизайнера

Задачи конкурса:
формирование патриотических чувств, уважительного отношения к педагогам и истории лицея
привлечение внимание учащихся к мероприятиям, проводимым в рамках недели «Информатики»;
размещение логотипа в печатных в печатных работах (статьи, презентации) и электронных работах в качестве узнаваемого символа нашего лицея.

Условия конкурса:
В конкурсе могут участвовать все учащиеся лицея. Принимаются индивидуальные и коллективные работы, выполненные с помощью программного обеспечения, позволяющего создание изображений растровой или векторной графики. Логотип должен соответствовать направленности и профилизации лицея, отражать характерные особенности модели лицеиста и дух лицейской жизни.
Победивший в конкурсе логотип возглавит главную страницу сайта лицея.

Критерии оценки работ:
    оригинальность креативной идеи;     восприятие информации о лицее на логотипе;     художественно-дизайнерская выразительность работы.
Ожидаемые результаты:
Воспитание патриотических чувств, уважительного отношения к педагогам и истории лицея
Построение индивидуального плана работы по совершенствованию учебного процесса каждого конкретного класса (учащегося)
Развитие креативных способностей

Положение о конкурсе сайтов

Цели конкурса:
Создание творческих работ связанных с прошлым, настоящим и будущим нашего лицея ;
Организация учебного сотрудничества учителя и учащихся, учащихся между собой;
Задачи конкурса:
Повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению предмета «Информатика и ИКТ»
Создание предпосылок для знакомства учащихся с профессиями, связанными с ИКТ
Формирование представлений о перспективных направлениях информатики
Раскрытие креативных способностей учащихся

Условия конкурса:
В конкурсе могут участвовать все учащиеся лицея. Работы могут быть выполнены любыми программными средствами (в HTML или в любой другой программе по созданию Веб-сайтов), должны содержать информацию о лицее, его жизни, достижениях и т.д.
Лучшие работы будут размещены на сайта лицея. Творческая работа не ограничивается рамками данного мероприятия, она может разрабатываться школьником далее с целью самообразования и развития.

Критерием оценки:
Информационная наполненность
Эстетичность внешнего вида сайта
Сложность исполнения (наличие javascript, гостевой книги и тп.)
Актуальность проекта
Отражение лицейской тематики

Ожидаемые результаты:
Продолжение летописи лицея
Воспитание патриотических чувств, уважительного отношения к педагогам и истории лицея
Развитие креативных способностей





 Фотоколлаж









13PAGE 15


13PAGE 14515









































Заголовок 1 Заголовок 215