«Задачи как средство формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников в условиях введения ФГОС»

Статья
«Задачи как средство формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников в условиях введения ФГОС»
Контингент- 9-11 классы
Одним из наиболее эффективных дидактических средств формирования культуры исследовательского труда учащихся выступает задачный подход, с точки зрения которого процесс обучения может быть рассмотрен как разрешение противоречий между дидактическими целями и наличным уровнем знаний, умений школьников. Вследствие этого эффективность формирования учебно-исследовательской культуры во многом зависит от выбора учебных задач, способов, приёмов и методов их решения.
Сегодня «передача знаний» не является главной целью современного урока. В этой связи обращается внимание на то, что «движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития школьников», что учитель должен, «вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их ко всё более усложняющимся задачам». Подчёркивается важность того, чтобы поставленная учителем познавательная задача оказалась «собственной задачей самих учащихся», более того – чтобы она «превращалась в цепь внутренне связанных задач, которые вызывают собственное стремление школьников к познанию нового, неизвестного и к применению этого познанного в жизни». «Руководимый педагогом процесс решения задачи, возникающие в этом процессе отношения, используемые средства и полученные результаты составляют структурную единицу процесса обучения».
К настоящему времени сложились определённые предпосылки для научного обоснования процесса формирования учебно-исследовательской культуры учащихся на основе задачного подхода. По мнению ряда исследователей (Г.А. Балл, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), практически вся учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач. В.В. Давыдов, основываясь на определении обучения как совокупности действий, направленных на достижение поставленных перед учеником образовательных целей, считает учебную задачу основной единицей учебной деятельности. Эта идея привела к формированию в дидактике задачного подхода, в соответствии с которым формирование новых знаний, умений и навыков обеспечивается специально созданной системой ситуаций, образованной последовательно выдвигаемыми и решаемыми учебно-познавательными задачами. Сущность задачного похода состоит в создании условий для положительной мотивации, обучения приёмам, методам и методикам решения учебных задач, раскрытия творческих способностей учащихся.
Результативной основой новой концепции школьного образования является система универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия в географическом образовании выполняют следующие функции: обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса; позволяют школьникам освоить различные виды деятельности; раскрывают связь теории с практикой; обеспечивают успешное усвоение географических знаний, умений.
Рассмотрев разные подходы к определению понятия «учебно-исследовательская культура», мы пришли к выводу о том, что имеющиеся трактовки данного понятия не полностью раскрывают сущность и содержание учебно-исследовательской культуры старшеклассников в контексте нашего исследования. Соглашаясь с позициями отдельных авторов (В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, Т.Е. Климова, Р.И. Кузьмин, Г.В. Макотрова, И.В. Носаева, Т.Д. Файн), нами уточнены структура и содержание понятия «учебно-исследовательская культура старшеклассников», исходя из структуры их деятельности. Учебно-исследовательская культура старшеклассников определена нами как интегративное качество личности, владеющее знаниями, опытом исследовательской деятельности, которые выражаются в общеучебных умениях, в ходе индивидуальной самореализации. Эта культура формируется как результат учебной и исследовательской деятельности старшеклассников на уроках географии и требует создания условий для овладения ими общеучебными умениями.
Структура учебно-исследовательской культуры раскрывается нами на основе компонентного анализа, опирающегося на имеющиеся в научной литературе методологические подходы к культуре.
Анализ имеющихся теоретико-методологических подходов к культуре позволил раскрыть различные аспекты понятия учебно-исследовательской культуры старшеклассников и выделить в ней основные компоненты: аксиологический – ценностное отношение учащихся к исследовательской деятельности, выраженное в форме потребностей, интересов и мотивов; эпистемологический, представленный знаниями в области теории, методологии и практики научного познания; творчески-деятельностный, предполагающий владение методами, способами и приёмами решения учебных задач разного уровня сложности.
География как учебный предмет обладает значительными возможностями для культурологического образования, так как способствует формированию базовых ценностей различных народов мира, приобщению учащихся к многообразию взглядов взаимоотношения человека и природы. Анализ специальной литературы показал, что в отечественной педагогике термин «задачный подход» рассматривается в двух основных аспектах: технология обучению решения задач («задача – в узко методическом смысле); целенаправленно сконструированная система задач как основа образовательной технологии (каждая задача в системе ориентирована на достижение универсальных и конкретных дидактических целей в рамках данной педагогической технологии). Задачный подход используется нами на уроках географии как сконструированная система задач различного типа и уровня сложности. Опираясь на актуальность решения проблемы «научить учиться» и на методологические основания задачного подхода учебная задача рассматривается как средство формирования и развития учебно-исследовательской культуры.
Опираясь на уровневый подход к процессу формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников на уроках географии, нами сконструированы различные типы учебных задач, направленных на формирование аксиологического, эпистемологического и творчески-деятельностного компонентов учебно-исследовательской культуры старшеклассников.
При формировании аксиологического компонента рассматриваемой культуры используются задачи, направленные на формирование знаний, представлений, усвоение причинно-следственных связей и закономерностей. Общеучебными умениями, которыми должен овладеть ученик являются: умение самостоятельно выделить основные положения и логическую структуру задачи; осознавать и опознавать причинно-следственные связи; умение понять, осознать, оценить полезность для себя выполнения требований учителей; умение выводить правила на основе известных действий, видеть и выделять элементы объекта, важные для данной задачи.
При формировании эпистемологического компонента учебно-исследовательской культуры старшеклассников применяются задачи, направленные на формирование практических умений: умение переводить обобщённые схемы действия в конкретные операции, умение самостоятельно обращаться с учебником (оглавлением, словарём, графиками, таблицами, схемами); графически изображать мысль, объект изучения.
При формировании творчески-деятельностного компонента рассматриваемой культуры используются задачи, направленные на формирование опыта творческой деятельности. Общеучебными умениями, которыми должен овладеть ученик являются: умение рационально планировать свою деятельность по решению задач; самостоятельно планировать учебные действия, выбирать наиболее рациональное их них; умение находить нестандартные решения; умение самостоятельно планировать условия и оптимальную последовательность действий.
Конструирование системы задач отвечает научно-дидактическим требованиям: 1) охват всех видов УУД; 2) отражение сущностной стороны и свойств УУД как содержательного компонента географического образования; 3) учёт возрастных и психофизиологических особенностей школьников; 4) учёт характера и уровня ранее сформированных учебных умений и действий; 5) отражение все этапов учебной деятельности; 6) развитие познавательного интереса, самостоятельности творческого мышления; 7) интерес к учению; 8) указания по использованию различных средств обучения.
При составлении задач в освоении универсальных учебных действий предполагалось их поэтапное усложнение.
Учебная деятельность – это основа современного урока географии, содержание которого составляют различные виды действий: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные, освоение которых происходит в процессе систематического решения учебных задач.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают действия: самоопределения, смыслообразования, самооценивания, нравственно-этического оценивания.
К регулятивным УУД относятся действия, целеполагания, планирования, составления плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, действия волевой саморегуляции.
Познавательные универсальные учебные действия включают действия: знаково-символические (информационные), логические (интеллектуальные), постановки и решения проблем, исследовательские действия.
Коммуникативные универсальные УУД обеспечивают действия: по осуществлению межличностного общения, по осуществлению взаимодействия, действия монологической речи, действия, обеспечивающие личностную и познавательную рефлексию.
В курсе географии большинство специальных умений относится к группе практических, связанных с извлечением географической информации из различных источников. Следовательно, работа с различными источниками информации способствует формированию разнообразных умений: извлечение качественных и количественных показателей; анализировать статистические показатели, графики, диаграммы, уметь производить расчёты и строить различные модели.
Если при формировании понятий или умений можно выделить этапы, то в творческой деятельности это невозможно, поэтому каждый обучающийся создаёт систему действий для осуществления творческой деятельности самостоятельно. По мнению И.Я. Лернера, функция опыта творческой деятельности состоит не в воспроизведении уже накопленной культуры, а в её развитии создании элементов новой, что не осуществимо первыми двумя элементами. Следовательно, необходимо обучать приёмам умственной деятельности, логическому мышлению; поддерживать познавательный интерес, обучать работать их самостоятельно. По мнению И.Я. Лернера, основной формой передачи молодому поколению опыта творческой деятельности являются учебные творческие задачи, в процессе решения которых учащиеся накапливают опыт поиска способов решения.
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности, определяет избирательное отношение ученика к учебной деятельности, к миру, стимулирует его познавательную активность, способствует более эффективному усвоению других компонентов содержания образования.
Таким образом, можно констатировать, что учебная задача является важнейшим элементом содержания образования, поскольку непрерывно сопровождает весь процесс обучения. Она направлена на преобразование субъекта учебной деятельности, на усвоение им системы ключевых понятий, способов действия и операций, механизмов их организаций, творческого, практического и эмоционально-ценностного опыта. Следовательно, использование учебных задач на уроках географии способствует формированию основных компонентов учебно-исследовательской культуры старшеклассников.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект – М.: Просвещение, 2008. – 21 с. – (Стандарты второго поколения).
Данилов М.А. Дидактика средней школы / Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. М., 1975. - 303 с.
Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский – 2-е изд, испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 176 с.
Холина В.Н. География. Профильный уровень 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. В двух кн. / В.Н. Холина. – М. Дрофа, 2009.- 395 с.: илл., карт.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.
Селивёрстова, Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие – Владимир, ВГГУ, 2009.- 232 с.