Урок русского языка «Правописание безударных гласных в приставках» для 3 класса (образовательная система «Школа 2100»)
Урок русского языка 3 класс
(образовательная система «Школа 2100»)
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: Правописание безударных гласных в приставках.
Цели:
Образовательные: сформировать у учащихся знания о правописании безударных гласных в приставках и способе их проверки, формировать умение писать буквы безударных гласных в приставках.
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, устанавливать закономерности, делать выводы.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре.
Регулятивные УУД: формировать умение определять проблему, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока:
Актуализация.
- Какую тему начали изучать на прошлом уроке?
- Что такое приставка?
- Как обнаружить в слове приставку?
- Как отличить приставку от предлога?
- Прочитайте из домашнего упражнения слова с приставками. Назовите в них приставки.
2. Создание проблемной ситуации.
Для того чтобы определить тему и задачу урока выполните пробное действие.
Запишите под диктовку слова, выделите приставки: переход, порубил, прадедушка, дочитал, налить.
Взаимопроверка по эталону (на слайде)
Фиксация затруднения.
- Кто нашёл у своего товарища ошибку в приставке?
- Ошибки допущены в написании гласных или согласных в приставках?
- Почему слышатся в приставках другие гласные?
- Каких знаний вам не хватает, чтобы грамотно писать слова с приставками?
- Какие задачи поставим к уроку? (Узнать, как проверить безударную гласную в приставке, упражняться в написании слов с безударной гласной в приставке)
- Определите тему урока. (Правописание безударных гласных в приставках)
3. Поиск решения проблемы.
- Определили тему, поставили задачи, что делаем дальше? (открываем новые знания)
Для того чтобы узнать, как проверить безударную гласную выполним вместе задание (на экране)
Вопросы после выполнения заданий:
- Одинаковые или разные гласные пишутся под ударением и без ударения?
- Значит, как можно проверить написание безударной гласной в приставке?
- Вспомните, как мы проверяем безударную гласную в корне слова?
- А чем отличается проверка безударной гласной в приставке?
Сделайте вывод, как проверить безударную гласную в приставке?
На доске: подобрать слово с ударной приставкой
Сравним наш вывод с правилом в учебнике с. 123
- Прочитайте правило вслух.
- Прочитайте 1 предложение про себя и составьте по нему вопрос.
- Прочитайте 2 предложение и составьте вопрос.
А теперь найдите в правиле ответы на мои вопросы:
- Как нужно поступать с безударными гласными в приставке?
- Что добавим к нашему выводу? (2. Запомнить, как пишутся) - Почему некоторые приставки в скобках? (они похожи на предыдущие, но для удобства произношения добавляется гласная о)
- Посмотрите на примеры слов и скажите, как графически обозначается эта орфограмма? В слове с безударной гласной в приставке? В проверочном слове?
Физминутка
4. Применение нового знания.
Изучили новую тему. Что делаем дальше?
А) Фронтально – дидактический материал с. 52 упр. 99 (изменить задание – выписать слова с приставками, проверить безударную гласную в приставке, обозначить орфограмму)
- Как вы думаете, какой способ легче: проверять или запоминать безуд. гласн. в приставке?
- Куда мы можем посмотреть, как пишется приставка?
Физминутка (Упражнение «Тепло ладошек». Потрите ладошки, что почувствовали? Поделитесь теплом друг с другом) Б) В парах – общая карточка
(п_длить, з_мёрз, _тбежал, н_дстроили, с_бирал)
Отчёт пар о выполненной работе.
- Что вам помогло выполнить задание?
5.Контроль.
Поупражнялись в написании приставок, что делаем дальше?
(Проверяем свои знания и умения по новой теме)
Я прочитаю отрывки из считалок, а ваша задача – выписать слова с приставками, в которых есть безударная гласная, выделить приставки, подчеркнуть безударную гласную в приставке.
Вышли мыши как-то раз, посмотреть который час.
Бегал заяц по болоту, он искал себе работу,
А работы не нашёл, сам заплакал и пошёл.
1,2,3,4,5 вышел зайчик погулять.
А) самоконтроль Б) самооценка 2-3 учащихся
6. Рефлексия.
- Какую тему изучали?
- Какую задачу ставили?
- В целом наш класс справился с этой задачей? Докажите.
- Кто готов оценить свою собственную работу по 1 алгоритму? (я не полностью справился с поставленной задачей, потому что…)
По 2? (я полностью справился, потому что…)
Эту тему мы продолжим изучать на следующих уроках, поэтому у вас будет время и возможность поупражняться в правописании приставок.
7. Д.з. кто не полностью справился с задачами урока – с. 131 уп. 2, правило с. 123
кто полностью справился – с. 131 уп. 3, правило с. 123
Урок окончен. Молодцы, спасибо за работу.