Научная работа Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников а процессе обучения старшеклассников

Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в процессе изучения биологии
Галина Анатольевна Тимофеева
Учитель биологии и экологии
Кандидат биологических наук
Многие предметы, преподаваемые в школе, занимают активную позицию в педагогике развития. В условиях сокращенных учебных часов, внедрение в практику учебно-исследовательской технологии является своевременным.
Гипотеза исследования заключалась в следующем: использование метода учебно-исследовательской деятельности способствует реализации творческого потенциала выпускников, формированию их научных взглядов и успешному усвоению общих закономерностей жизни, ее многообразии форм и закономерностей развития живой природы.
Объектом исследования была выбрана Богородская средняя школа, так как в практике педагогов данной школы успешно реализуется метод учебно-исследовательской деятельности.
Предметом исследования является сам метод учебно-исследовательской деятельности учащихся третьего звена, его формы и опыт работы учителя биологии.
В связи с этим была определена цель: выявить роль учебно-исследовательской деятельности старшеклассников, ее виды, формы в процессе обучения биологии на примере опыта работы педагога.
Задачи:
Дать общую характеристику учебно-исследовательской деятельности старшеклассников;
Рассмотреть формы организации учебно-исследовательской работы старшеклассников;
Проанализировать опыт организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках биологии.
Выявить значение исследовательского метода и экологическую направленность исследований при изучении биологии.
Получены следующие результаты: учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в исследуемой школе является инновационной образовательной технологией и понимается как инструмент повышения качества образования. Известно, что интересы школьника нельзя уложить в рамки учебной программы. Они гораздо шире, разнообразнее и отвечают различным видам деятельности в области исследований.
К формируемым общим умениям относятся: умение находить, оценивать, классифицировать, обрабатывать и систематизировать информацию, работать с информацией, умение анализировать и применять ее, читать графики, диаграммы и таблицы данных; способность представлять свои работы в виде медиа-презентаций.
Среди специальных умений выделим следующие: умение работать с основными электронными базами и образовательными порталами, использование возможностей поисковых систем; создание и поддержание персональных Интернет-страниц, навыки работы с различными программами, навыки работы со звуковыми и видеоархивами.
Для организации такой работы нужен новый профессионализм педагога, обладающего высоким уровнем методологической, методической, технологической, менеджерской, психологической подготовки: мотивированного к личностному развитию ребенка и самого себя;
Анализ форм исследовательской деятельности старшеклассников в выбранной нами школе был поведен по системе Огородниковой Н.В. (2006)
а) Традиционная урочная система. Учитель используют на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения. Проводятся часы экологии как пропедевтический курс в 5 и 6 классах, что есть не во всех школах республики (инновация), а также для углубления и совершенствования знаний в 11 классе (профиль), где учебные занятии я сопровождаются включением в работу исследований.
б) Нетрадиционная урочная система.
Используются несколько видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок – исследование, урок – конференция, урок – творческий отчёт, урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок открытых мыслей и др.
в) Учебный эксперимент. Осуществляется на базе школы на школьном оборудовании (Пылевое загрязнение школьной среды, передвижение веществ по растению и др.)
г) Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.
1) Школа включают в свои образовательные программы исследовательскую практику учащихся, или практику экологического лагеря (пример методических рекомендаций).
2) Существует практика сдачи переводных и выпускных экзаменов в форме защиты выпускной экзаменационной исследовательской работы.
3) Образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера.
4) Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников.
5) Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) – существует с 2007 года и сочетает в себе работу над учебными исследованиями, практику публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ.
6) Участие старшеклассников в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий (Ежегодное успешное выступление на Поволжской конференции им. Лобачевского, Рождественских чтениях и др.).
Для организации учебно-исследовательской работы старшеклассников, созданы учебно-исследовательские группы и проводится спецкурс «Юный исследователь». Практика показывает, что в работе исследовательских групп активно используются технологии круглого стола, дискуссия и дебаты. Для подведения итогов деятельности и поиска основных направлений и перспектив работы исследовательской группы широко используется такая форма работы, как школьная научно-практическая конференция.
Учебно-исследовательская деятельность считается одним из видов школьного исследования, целью которого является выяснение учениками реального состояния изучаемого явления и его оценка. Использование этой формы организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся вошло в практику преподавания биологии и экологии в школе с. Богородское, в старших классах.
Опрос среди учащихся старших классов выявил возрастание их интереса к курсу биологии при использовании этой формы организации учебно-познавательной деятельности. Учащиеся стали больше интересоваться информацией связанной с биологическими явлениями и дебатами по экологическим проблемам в средствах массовой информации.
Старшеклассники оценили ученическое биологическое исследование как: а) интересное, увлекательное средство изучения новой темы; б) средство, помогающее ориентироваться в информационном потоке; в) научную базу для формирования собственной позиции по исследуемой проблеме (рис.1).
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Рис.1.
Использование новых информационных технологий позволяет поднять работу на более высокий уровень, что существенно повышает познавательный интерес учащихся, облегчает восприятие ими материала. Ученики, используя программу Microsoft Power Point, пытаются найти свой вариант решения заданной проблемы. Некоторые дети оформляют красочные буклеты, например, для акции «Первоцвет», или «Школьная газета», используя программный продукт Microsoft Publisher.
В процессе педагогической деятельности преследуются цель эколого-нравственного и краеведческого воспитания учащихся. Например, урок-конференция «Экология села Богородского», где дети приготовили выступления - презентации на основе своих исследований воды, почвы, воздуха, флоры и фауны своей малой родины. Данная работа была передана на рассмотрение администрации населенного пункта, некоторые итоги вывешены на информационных стендах для общественности. В настоящее время ведутся переговоры об издании пособия «Экология с.Богородского».
Кроме того, исследовательская работа учеников 8 класса по родникам с. Богородского получила высокую оценку в конкурсе водных проектов, проводимого в РТ при Академии наук при поддержке Стокгольмского университета и награждена дипломом.
Учитывая все вышесказанное заключаем, что внеурочная деятельность должна быть научной, разноплановой, способствующей формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и выработке положительной мотивации к обучению. Исследовательский метод способствует правильному пониманию основ науки, способствует формированию не только конкретных представлений и понятий, но и обладает большими воспитательными возможностями.
Опыт организации учебно-исследовательской работы в Богородской средней школе показывает, что даже в условиях малокомплектности возможно реализовать творческую, научную деятельность учащихся, где отмечается высокий потенциал учащихся и успешная его реализация.
Овладение исследовательскими умениями и навыками позволяет достичь уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера относится к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников, что соответствует Концепции модернизации российского образования.
Root Entry