Разработка урока по математике 4 класс ПНШ по теме: Литр и килограмм
Урок разработан по учебнику «Математика. 4 класс», автор А. Л. Чекин программа «Перспективная начальная школа».
Учитель начальных классов: Иванова Наталья Александровна, 1 категория
Тип урока: комбинированный
Цель: формировать представление о том, что при одинаковом объеме жидкости могут иметь различную массу (подготовить к введению термина «плотность»).
Задачи:
учебные:
знать: единицы вместимости (литр), единицы массы (килограмм),
уметь: определять что легче: 1 литр воды или 1 литр масла; что тяжелее: 1 литр воды или 1 литр бензина, мороженого, молока; записывать результаты измерений; выполнять действия с величинами,
совершенствовать вычислительные навыки, навыки решения задач;
развивающие: развивать логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, память, познавательный интерес и творческую активность, коммуникативные способности,
воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Планируемые результаты:
Предметные:
знает способы измерения объема, массы, единицы измерения,
умеет выражать результаты измерения объема, массы числом; сравнивать единицы измерения объема, массы,
умеет решать задачи на сравнение.
Метапредметные: умеет производить взвешивание,
Регулятивные: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривают последовательность действий на уроке.
Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других.
Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания; находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: умеют проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности; умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Используемые технологии: личностно – ориентированные, информационные, здоровьесберегающие; проблемно-развивающие, уровневой дифференциации.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска, весы, ёмкости (1л) с жидкостями, листы для индивидуальной работы, листы самооценки.
Предмет математика Класс 4
Тема урока «Литр и килограмм»
Содержание этапа
1. Организационный момент.
- Начнём урок математики с высказываний двух великих людей. (Слайд 1)
Математику нельзя изучать, глядя, как это делает сосед
Айвен Нивен
Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.
Дьёрдь Пойа
- Как вы считаете, почему эти слова стали крылатыми?
-Попробуйте спрогнозировать, как будет построена работа?
2. Устный счёт
-Начнём работу с разминки. Устный счёт.
1. Найди частное чисел 420 и 6. (70)
2. Какое число меньше 720 на 100. (620)
3. Какое число надо увеличить на 8, чтобы получить 64? (56)
4. Какое число больше 20 в 9 раз? (180)
5. На сколько надо разделить 560, чтобы получить 80? (7)
6. Назовите число, в котором 8 сотен тысяч 3 десятка 5 единиц. (800 035) Назовите предшествующее и последующее числа. (800 034, 800 036) Итог.
- Внимание. Задача.
Автобус 3 часа ехал со скоростью 70 км/ ч. Какое расстояние он преодолел? (210 км)
- Переходим к следующему заданию. Работаем в парах. Перед вами лежит карточка. г Впишите вместо точек числа так, чтобы получились верные равенства.
8 ц 8 кг = кг (808 кг)
7 000 г = кг (7 кг)
33 ц = т ц (3 т 3 ц)
4 832 кг = т кг (4 т 832 кг)
9 т 3 ц = ц (93 ц) (Слайд 2)
- Дети, которые раньше других выполнили задание, записывают в тетради именованные числа первого столбика в порядке возрастания. (Проверка учителем)
Проверка (фронтальная).
- Одна из этих единиц измерения у меня на доске. Какая? (Килограмм)
Распределите это слово и все остальные парами. (Килограмм, литр 1, весы, мерный стакан - 2, масса, объём 3). Почему именно так? (Слайд 3)
- Как вы считаете, почему одна из этих пар появилась у меня на доске со знаком вопроса между ними?
- Сформулируйте тему урока. (Слайд 4)
3. Изучение нового учебного материала.
Актуализация опорных знаний.
-Можем ли мы сравнить литр и килограмм? (Не можем, необходимы исследования)
- Объясните, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Мы будем выяснять
1 кг = 1 л) Поставьте цели урока.(Слайд 5)
- Давайте вспомним, что такое объём. Что такое масса?
На каждой парте стоят индивидуальные весы. Лежат 2 предмета (губка и гиря). Давайте попробуем с вами визуально сравнить объём этих предметов? (Объём губки больше объёма гири) А теперь сравним массу этих предметов. Обратите внимание, что весы находятся в равновесии. Положим предметы на разные чаши весов. Что вы наблюдаете? (Гиря тяжелее губки) Сделайте вывод. (Объём губки был больше, масса меньше) Что из этого следует? (Объёмный предмет может весить меньше, чем менее объёмный)
-Какая у нас тема урока? (Литр и килограмм)
Давайте проведём опыт и попробуем сравнить 1 литр воды и гирю весом 1 кг.
Как вы считаете, почему на чашу, где стоит гиря, я поставила пустую банку (1л)?
(Для того, чтобы сравнить литр воды и 1 кг без тары)
Какой можно сделать вывод? (1 л воды = 1 кг)
- Давайте проведём ещё опыт и попробуем сравнить 1 литр мёда и гирю весом 1 кг.
Как вы считаете, почему на чашу, где стоит гиря, я поставила пустую банку (1л)?
(Для того, чтобы сравнить литр мёда и 1 кг без тары)
Какой можно сделать вывод?
(1 л мёда > 1 кг)
Физкультминутка
4.
Работа по учебнику.
Откроем учебники на с. 97
№ 335 (устно). Чтение задания учеником. Бензин плавает на поверхности воды. О чём говорит этот факт? (Бензин легче воды) Тогда, что легче 1 л воды или 1 л бензина?
№ 336 (устно). Чтение задания учеником. О чём говорится в задаче? (Мороженое распределили в 120 коробочек вместимостью 1 л каждая. Нужно сравнить, что тяжелее 1 л мороженого или 1 л воды. Если 100 кг мороженого поместили в 120 коробочек, то будет ли в одной коробочке 1 кг? (Нет, потому что потребовалось бы 100 коробочек)
А какой объём каждой коробочки? (На доске: мороженое объём 1 л > масса меньше 1 кг) Вспомним опыт. Сколько весит 1 л воды? (1 кг)
Тогда что тяжелее 1 л воды или 1 л мороженого? Почему?
№ 337 (устно). Работа в парах. Самостоятельно прочитайте задание. Объясните, где масла больше в 1 литре или в 1 кг и почему? (Раст. масло плавает на поверхности воды, значит оно легче воды. 1 л воды весит 1 кг. А если раст. масло легче воды, будет ли 1л раст. масла весить 1 кг? Нет. Он будет весить меньше) Сделайте вывод. (В 1 кг масла больше, чем в 1 л)
Работа в тетради (Т1)
№ 141 (а)- Чтение задачи вслух учеником.
-О чём говорится в задаче? (Папа купил 3 двухлитровых пакета молока, а мама 5 пакетов килограммовых) Спрашивается, чья покупка тяжелее и на сколько?
В чём измеряется молоко в задаче? (В литрах и кг у папы, в кг у мамы)
Какое условие должно выполняться, чтобы мы смогли решить задачу? (1л молока = 1 кг) (Подготовленный ученик сообщает ребятам, что 1 л молока весит 1 кг)
- Какие слова возьмём для краткой записи. (Папа, мама)
Сколько пакетов у папы? (3) Вместимость? (2 л) чертят в тетради
Сколько пакетов у мамы? (5) Вместимость? (1 л) чертят в тетради
Вопрос? (Что тяжелее и на сколько?)
Самостоятельная работа.
(1 ученик решает с обратной стороны доски)
Проверка. Самооценка. Учитель проверяет у учеников решивших первыми. Ставит оценки. Дети консультируют остальных.
Подведение итогов урока.
- Какие цели мы ставили в начале урока?
– Мы достигли этих целей? (Слайд )– Какой вывод мы сделали? (1 л = > < кг)
- Где в повседневной жизни нам пригодится новое знание? (На реке купание, а там пятна бензина, при изучении других предметов, при покупке жидкостей или других смесей) – Рефлексия.
– Оцените свою работу на уроке.
Заполните листы самооценки. Анализ: у кого всё получилось на уроке? Над чем необходимо ещё работать? Какие остались вопросы?
Домашнее задание.
- Дома вы проведёте исследование. Посмотрите в магазине вес и объём разных жидкостей и запишете их в тетрадь. Т1 с. 66 № 123 (в печатной тетради)
Название
Объём
Масса
Вода
1 л
1 кг
Масло растительное
1 л
920 г
Масло оливковое
1 л
800 г
Молоко
1 л
1 кг
Кефир
1 л
1037 г
Томатная паста
1 л
1200 г
Мёд
1 л
1400 г
Бензин
1 л
660 г
15